Пасхальный выпуск радиопередачи "Расскажу" - от 14 апреля 2012 г.
Дорогие мои блогеры, как вы думаете, сколько лет человеку, написавшему это стихотворение?
Господь во всем. Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано...
Господь в рыданьи наших мук,
В безмолвной горечи разлук,
В безверных поисках умом,
Господь в страдании самом.
Мы этой жизнию должны
Достичь неведомой страны,
Где алым следом от гвоздей
Христос коснется ран людей.
И оттого так бренна плоть
И оттого во всем - Господь…
Не знаю как вас, а меня потрясли эти строки. Искренние, трогательные и открытые. Я их прочитала в эфире этой программы. И сказала, что ничего не знаю об их авторе, о том, кто такой князь Владимир Палей. Радиослушатели сообщили прямо в эфир, что это, оказывается, совсем молодой человек, который прожил на земле всего 21 год.
За свою недолгую жизнь он успел издать два поэтических сборника, поучаствовать в 1-й мировой войне, получить звание лейтенанта и орден за храбрость. Он свободно говорил на 4 языках, музицировал, писал стихи на русском и французском, который, кстати, был для него родным (вплоть до 1914 г. он жил с родителями во Франции).
Посмотрите на этого мальчика - молодой русский аристократ. Благородный, образованный, талантливый.
Судьба его сложилась трагически.
Он был двоюродным братом последнего царя, был поэтом из дома Романовых, но не Романовым. Благодаря неравному браку его родителей, он по законам императорской фамилии не мог считаться членом династии. Это обстоятельство могло бы спасти ему жизнь; однако, когда большевики потребовали от него, чтобы он отказался от своего отца, Великого князя Павла Александровича, Владимир остался верным сыновней любви и чести и выбрал смерть.
В результате он разделил судьбу других Романовых - алапаевских мучеников и погиб, сброшенный в шахту, 18 июля 1918 года. Это была страшная смерть - им проломили головы, связанных сбросили в шахту, ждали, пока они утонут. Каким-то образом они, помогая друг другу, выплыли. Великая княгиня Елизавета Федоровна даже успела своим платком перевязать раны кому-то из мужчин. Но их закидали сухим хворостом и подожгли. По свидетельствам их палачей сквозь густой дым еще долго доносилось их пение - женское и мужское.
Тело Владимира было вывезено в Китай в апреле 1920 года упокоено в склепе при храме Святого Серафима Саровского в Пекине. Русская православная церковь за рубежом канонизировала князя Палея 1 ноября 1981 года в сонме Новомучеников Российских.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала князя Владимира Палея.
Лучшие произведения юного князя по силе и красоте не уступают великим поэтам "серебряного века". Но по большому счету наследие его забыто и потеряно отечественной культурой.
Как по-новому зазвучали для меня его стихи после того, что я о нем узнала! Как рано он закончил свою жизнь, какую мученическую принял смерть, как это все несправедливо!
Скажите, мог ли этот мальчик, там, на дне шахты, на пороге смерти, думать, что сегодня, в XXI веке, мы с вами будем его вспоминать?
Ваша Ирина Мирошниченко