Для тех, кто забыл, в годы сталинских репрессий существовал такой термин «РВН» (родственник врага народа), который распространялся на близких родственников осужденных по политическим статьям лиц. Их лишали гражданских прав, увольняли с работы, а зачастую отправляли в тюрьмы и лагеря вслед за опальным членом семейства. Сын отвечал за отца, брат за брата, жена за мужа. Иезуитская практика государственного преследования целых семей была впоследствии заклеймена поколениями политиков, историков и правозащитников. Однако сегодня мы вновь уверенно входим в эпоху репрессий, когда родственные узы с «несогласными», становятся поводом для внесудебной расправы - для лишения гражданских прав и свобод. Мой подзащитный Станислав Митяев, молодой талантливый журналист, занимался проблемой незаконной миграции и этнического криминала.
Будучи неплохо знаком с антиэкстремистским законодательством, в своих статьях он использовал исключительно эзопов язык. Не помогло. С подачи экспертов, «расшифровавших» митяевские метафоры и иносказания («орда», «наплыв оккупантов», «нашествие чужаков» и т.д.), суд за разжигание национальной вражды определил юношу в «Матросскую тишину». От стражи не спасли блестящие характеристики и новорожденный сын. Станислав сидит за слово и за гражданскую позицию, которую разделяет большинство нашего общества. Вроде куда уж дальше, куда уж кровожаднее? Но вот его матери, кстати, носящей другую фамилию - Иванова Е.С. (изменена) приходит из «Росгосстраха» за подписью зам. директора по партнерским продажам Филиала ООО «Росгосстрах» в Москве и Московской области Серединцева Н.Н. уведомление следующего содержания:
«Сообщаем Вам, что ООО «Росгосстрах» расторгает договор обязательного страхования автогражданской ответственности ССС №0704022364 от 17.02.2015 в связи с нахождением страхователя Ивановой Е.С. в размещенном Росфинмониторингом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».
Естественно, что мамы Митяева ни в каких списках нет. Сам же Стас невиновен, пока не осужден. Налицо совершенно дикая дискриминация человека по кровно-родственному принципу. Компания отказывается от своих обязательств, отказывается предоставлять оплаченные услуги. Завтра ту же Иванову или любую родню обвиненного по ст. 282 УК РФ могут выкинуть из собственной квартиры по тем же основаниям расторжения договора купли-продажи. У них запросто могут быть заблокированы банковские счета, аннулированы договора обязательного медицинского и пенсионного страхования. Сотни тысяч родственников подозреваемых в экстремизме могут превратиться в официально-бесправных изгоев общества. Расторжение «Росгосстрахом» договора ОСАГО создает опаснейший прецедент для качественно новых глобальных репрессий в России. Посмотрим, что на это скажет суд.
Иван МИРОНОВ