Сергей Мага: «Бросить архитектуру ради танго - мой самый безумный поступок»

Oct 09, 2017 14:46

В его статусе «ВКонтакте» цитата Ницше: «Теперь я легок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собой, теперь Бог танцует во мне». Архитектор, который однажды бросил престижную работу ради танго, один из основателей танго-движения в России, преподаватель, руководитель собственной школы в Москве "Тангомагия" Сергей Мага рассказал о душевной музыке танго, захлестывающих эмоциях, милонгах и женщинах.





- Сергей, вы не относитесь к тем людям, которых в школьные годы родители привели в танцевальный кружок. Вы пришли в танго в зрелом возрасте. Как это случилось?

- Я пришел в танго лет 13 назад.  Сначала это была школа, где что-то танцевали под музыку танго. Это не было аргентинским танго, и я стал заниматься джаз-модерном, года на полтора там завис. В это время в Москве одна танцовщица решила организовать школу аргентинского танго. С ее слов, будучи в Голландии, она услышала и увидела танго, и захотела сделать у нас что-то подобное. Через какое-то время она стала приглашать аргентинцев, европейцев в качестве преподавателей, вот тогда, можно сказать, в Москве появилось настоящее аргентинское танго. И вскоре в танго появился я. Стал заниматься, старался посещать все семинары, которые давали приезжие маэстрос. Тогда танго-сообщество в Москве было достаточно узкое, на милонги (танцевальные вечера - прим.) приходили общаться, а не просто танцевать. Было очень здорово. Было именно общение, потому что на самом деле танго в Аргентине, на старых милонгах - это именно круг друзей, которые живут в одном районе, ходят в один и тот же ресторан, ужинают там каждый вечер, выпивают бокал вина и танцуют несколько танцев. Это не хобби и не спорт, это их способ жить.

- Это то, что называют социальными танцами. Люди разных возрастов и статусов вечером собираются на милонгах и танцуют. Вас именно этот способ досуга привлек?

- Нет, потому что его тогда еще не было в Москве. И мне никто об этом не мог рассказать. Мне просто хотелось танцевать. В самой ритмике слова «аргентинское танго» есть что-то завораживающее. Для меня ритм очень важен. И потрясающая музыка. Сначала был Пьяццолла, его музыка меня поразила. Потом аргентинцы привезли хорошее классическое мелодичное танго, которое брало за душу. Я никогда не мог представить, что мне будет нравиться вот это старое классическое танго. Мы с моими школьными друзьями слушали хэви-метал, хард-рок. Но вот зацепило. И эти очень необычные движения, не свойственные другим танцам.

- Чем вы занимались до того, как решили уйти в танго профессионально - преподавать?

- Я работал архитектором. У нас была фирма, которая занималась проектированием и стройкой коттеджей и все прочего.

- Сколько коттеджей вы успели построить?

- Скорее оформить, потому что я больше занимался внутренним оформлением. Было очень интересно.

- И вот в какой-то момент вы своим коллегам, серьезным мужикам-строителям говорите: «Ребята, я пошел танцевать».

- Да, вдруг в какой-то момент оказалось, что я очень много времени уделяю после работы не архитектуре, а танцам. Тогда очень быстро в Москве росли танцевальные школы. И мне сначала предложили мои преподаватели вести занятия в их школе, тогда я еще успевал совмещать это с работой. Но когда открыл свою школу, пришлось делать выбор. И танго победило.

- Вас поняли ваши друзья? Или круг общения полностью изменился?

- Изменился практически полностью. Когда меня сейчас спрашивают: «А чем вы занимались раньше?», я переспрашиваю: «В прошлой жизни?». Танго действительно кардинально изменилось мою жизнь. Друзья сначала удивлялись, но потом мы, к сожалению, вообще перестали встречаться и общаться. Они живут днем, а я - вечером. У них рабочий день заканчивается в 6, у меня он в 4-5 начинается и заканчивается ближе к полуночи.

О танцевальной культуре и объянии в танго

- К слову об отношении к танго и вообще к танцам в России. У нас ведь не слишком танцующая нация. В Аргентине культура танго складывалась десятилетиями. Как случилось, что она стала так близка русскому человеку?

- Аргентинское танго близко русскому человеку, потому что в нем сочетается три танца - милонга, вальс и собственно танго. Танго близко потому, что загадочная русская душа любит немного погрустить. Если хочется какой-то легкости - вальс, пожалуйста. Если у вас веселое настроение, хочется зажечь, вы танцуете милонгу. Это танец на любое настроение.

- И все-таки почему мы с такой страстью впитываем, по сути, чуждую нам культуру? У нас ведь не популярны русские народные танцы.

- В деревнях на каких-то праздниках люди до сих пор танцуют. Я какое-то время жил после армии в Волгоградской области, Саратовской, и видел, там это было. Городские танцы - это нечто другое. Раньше были балы, но наше советское прошлое немного это подточило.

- Получается, мы что-то потеряли в этом танцевальном движении и теперь нам не от чего оттолкнуться?

- Да, действительно. Ну а что мы будем танцевать? Людям хочется объятий, хочется танцевать вместе. Вальс? Но вальс, как правило, не танцуют так, как social dance, как импровизацию. Там что-то заученное, больше для соревнований. Да, нас в советские годы учили соревноваться. А так, чтобы просто потанцевать для души, - этого не было.

- Рок-н-ролл, твист. Нет? Потушите сигарету одной ногой, потом второй...
- Все равно это не близкое объятие, как в танго. А людям хочется близости, душевной музыки. Танго - душевная музыка. Вот они и нашли его. И это городской танец. Танго в Аргентине в основном - это только Бэунос-Айрес. В городе  особый менталитет.

Психология в танце

- Есть еще менталитет столицы и провинций. У нас в России по-разному развивается танго-движение. Если говорить о Москве, как выглядит обобщенный портрет человека, который танцует танго? Возраст, социальный статус.

- В моей школе есть ребята 16 лет, и есть люди, которым под 60. Профессиональная принадлежность? Почему-то очень много айтишников. И менеджеров. Видимо, им нужна разгрузка или еще что-то. И много студентов, что очень радует. На моих глазах уже выросло поколение - мои ученики становятся преподавателями, открывают свои школы, к ним приходит молодежь. Это очень радует, танго растет. В Европе оно старше - от сорока и дальше. Но там есть так называемые special милонги, о которых немногие знают. Их проводит молодежь. У них там свое танго, своя музыка. А в Аргентине вообще все танцуют.

- И мужчины не меньше, чем женщины. Почему у нас так мало партнеров? Наши мужчины слишком закомплексованы для танцев?

- Средняя статистика такова. Но сейчас все больше и больше мужчин приходят в танго. У нас в школе бывает больше парней на уроке. Мы называем это «черный четверг», когда мужчины тренируются с мужчинами. Я танцую женскую партию. Во-первых, мне это нужно как преподавателю. Во-вторых, это тоже способ танцевать. Мне интересно.

- Интересно оказаться на месте женщины?

- Скажем так, не женщины, а ведомого. В танго есть лидер, и есть ведомый.

- В одном из интервью вы сказали, что для вас танго - это способ познания мира и людей. Что вы узнаете о женщинах, когда танцуете?

- На самом деле протанцевав 13 лет в объятии по 6-7 часов в день с женщиной можно многое узнать. В Аргентине, кстати, есть танго-терапия. Там один человек даже книгу об этом написал. По способу двигаться, безусловно, можно понять, как женщина относится к мужчинам, как мужчины относятся к ней. Одинокий это человек или не очень. Легко она к жизни относится или нет. Со временем ты начинаешь интуитивно чувствовать людей. Если человека хоть немного интересует психология, он замечает какие-то закономерности.

- Вам это в жизни помогает?
-В танго-жизни однозначно. Ну а если танго - это мой способ жить, значит, да.

Влюбиться на три с половиной минуты

- Магия танго еще и в особом контакте, который возникает между партнерами во время танца. Случится он или нет, зависит от массы неизвестных, и дело не только в технике, - в эмоциях, порой довольно сильных. Вы часто влюблялись в своих партнерш?

- Я знаю очень много случаев, когда в танго эмоции перехлестывали через край. И люди встречались, потом расходились. И было тяжело, и были слезы. Безусловно, это близкое объятие. Мужчина и женщина. Все это бывает. Я стараюсь не путать личную жизнь и танго, потому что это моя профессия. И смешивать это было бы непрофессионально. Я разделяю профессию и эмоции. Но у меня бывает, когда я не выступаю в роли профессионального преподавателя, когда я просто пришел на милонгу и отдыхаю, и танцую. Да, я живой человек. Эмоции возникают. Это здорово. Но я уже понимаю, что это только три с половиной минуты. Потом это заканчивается. И не нужно позволять этому переходить во что-то большее, потому что танцуешь со многими женщинами, и если все время позволять этому переходить во что-то - не хватит энергии. Ты станешь пустым. Мне очень понравилось, как сказал известный милангеро Карлос Гавито: «Я очень мало сейчас танцую, потому что в танце я девушке что-то отдаю. Если я все время буду это делать, меня не хватит».

- Вы не женаты?

- Нет. Я думаю, моей жене было бы сложно. Много танцев, много внимания людей, женщин. Это должна быть очень терпеливая женщина.

- А женщина, которая не танцует танго, вас может заинтересовать?

- Да. Но дело в том, что с такими женщинами мне просто негде общаться. У меня в основном все время танго, танго, танго…  Даже отпуск - это фестивали, поездки в Аргентину.

- Вам отказывали женщины в танце?

- Да, конечно. Когда ты приезжаешь, допустим, на фестиваль в Аргентину или Италию, где тебя в общем никто не знает. У меня был период, когда отказывали. Но я научился этого избегать. Я сначала показываю себя тем женщинам, которых хочу пригласить. Я перед ними танцую. Они видят, что я умею танцевать, и они уже не боятся. Отказывают не потому, что ты им не нравишься. А потому что они не знают, как ты танцуешь. Если видят, что хорошо, - не имеет значения возраст, рост. Там имеет значение только то, как ты двигаешься.

О танго-движении в России

- Вы приняли приглашение школы «La Cumparsita» приехать в Омск. Насколько часто вы ездите с семинарами по России?

- Не очень часто. Просто меня не выгодно приглашать - я достаточно дорогой преподаватель. У меня хорошо развита школа, туда приходит много людей. Когда я уезжаю, мне приходится их оставлять.

- Как оцениваете уровень провинциальных тангеро?

- Танго в России очень быстро развивается. В города приглашают аргентинцев, российских преподавателей, технологии отработаны. Поэтому уровень очень неплохой.

- Это развитие сопровождается ростом танцевальных школ и конкуренции между ними. В Омске это хорошо заметно. Насколько это типично для других городов?

- Это типично для всех городов России. Но, кстати, не типично для аргентинцев. Они молодцы в этом смысле, все очень корректно друг к другу относятся. Там нет такого: «Ты не ходи к нему в школу, он дурак». То, что происходит у нас, - это плохо для танго, но это типично для бизнеса. Люди, которые в основном зарабатывают на танго, люди, которые пришли в танго из бизнеса, они понимают, что это конкуренция. Но они не всегда понимают, что могут быть другие способы развиваться. И, к сожалению, часто думают не об учениках, а о бизнесе.

Блиц

- О чем мечтаете?
- Чтобы танго длилось как можно дольше.
- Чего боитесь?
- Черствости людской, закрытых сердец.
- Если нет настроения танцевать, а нужно…
- Я улыбаюсь. И настроение появляется.
- Если бы вы уехали из России, то куда?
- К сожалению, единственная страна, где моя профессия не будет востребована, - это Аргентина. Поэтому пока остаюсь в России.
- Ваш самый безумный поступок?
- Бросить архитектуру ради танго.
- Любовь - это?
- Доверие.

Полная версия интервью, опубликованного в журнале "Бизнес-курс", Омск, март 2013 года.
Previous post
Up