Семь копеек советов

Sep 25, 2009 20:23



1) Чрезмерно яркий фон

Для того, чтобы написать фантастический рассказ нужна фантастическая идея. Нужно создать фон (хотя бы для себя), придумать «фантастический» компонент рассказа. Ну скажем, мир где есть ворота в другую реальность, где все как у нас, вот только гадалки там реально могут нагадать будущее, мир где зайцы перебили людей и расселились по галактике, мир на слонах, который несет черепаха.

Авторы конкурса не испытывали проблем с идеями. В 99% идеи были блестящие!

НО

Один мастистый русский фантаст, признавался, что ему не удавалось написать ни одной хорошей вещи, где идея главенствовала бы над персонажем. Вот он создает мир, в котором есть очки «видящие» запахи. Это оригинальная идея. Но дальше... начинается блок.

Никому не будет интерестно читать про описание несуществующих очков - если рассказ этим и исчерпывается. Даже мастистому физику будет скучновато - он предпочтет читать про реальные изобретения.

Другими словами - если рассказ чересчур переполнен ОПИСАНИЕМ вашей идеи - он будет скучным. Гораздо интерестнее читать рассказ, где фантастическая составляющая является фоном для действия.

2) Отсуствие конфликта.

Фрей, профессор из Беркли и автор руководства «как написать чертовски хорошую книгу», писал следущее - в произведении обязан присуствовать конфликт. Герои должны преодолевать трудности, используя все свои  качества и навки - и таким образом происходит развитие персонажа.

Конфликт может быть как взаимодействие героя со средой, так и внутренним - борьбу героя с самим собой, конфликт между желаниями, между долгом и чуством... но конфликт нужен.

Отсуствие конфликта приводит к тому, что рассказ превращается в эссе. Чаще всего в скучное эссе. Так же рекомендуется чтобы в рассказе было не больше одного конфликта, плюс второстепенные сюжетные линии.

Наличие неразрешенного конфликта - так же раздражает. Персонаж который мучается весь рассказ, не решаясь позвонить возлюбленной, и так ничего и не решает, пришельцы которые весь рассказ планируют вторжение, автор который начал писать предложение, а потом.

3) Отсуствие Функциональности

Если ружье... избито зато правда. Все что присуствует в рассказе, должно служить какой-то цели. Минимум - для создания нужной атмосферы. Но лучше, чтобы атмосфера получалась по ходу действия. Все что происходит, должно раскрывать перед читателем характер персонажей, характер конфликта, описание мира.

Детали, которые не служат ни какой цели, надо безжалостно вычеркивать. Иначе их количество усыпит читателя. То же должно происходить со второстепенными персонажами. Если вся функция персонажа сводится к зашнуровыванию ботинок Г.Г, пусть он зашнурует их одной строчкой. А лучше слить нескольких второстепенных персонажей в одного, и создать многомерный персонаж. Или пусть Г.Г шнурует ботинки сам, а в рассказе об этом упоминать не обязательно.

4) Отсуствие Сверх-идеи

В рассказе обязана присуствовать какая-то сверх-идея, вывод который сделает читатель. К примеру - секс вне брака приводит к беде. Или наоборот секс вне брака - замечательная штука.

Если рассказ пишется ради рассказа, и сверх-идеи там никакой нет то читатель сделает выводы сам. Либо он найдет что-то, что вы туда не закладывали, притом необязательно к вашей выгоде (См. предложение строчкой выше), либо будет сидеть перед экраном и думать «кажется нас обманули...».
Исключения бывают, но они скорее подтверждают правило.

Властелин Колец - это прежде всего роман о том, что дружба, мужество, доброта, преданность побеждают зло.То что там действуют фантастические персонажи, это важно, но лишь тоже важно. Если бы сверх-идеей было, «а в этом мире было пиво, так вот оно самое вкусное во всех мирах», книга бы культовой не стала.

5) Отсутсвие Визуализации

Читателю важно представлять - что же там в рассказе происходит. Конечно, литературные приемы и отличаются от кинематографа тем, что писатель может позволить себе поигратся с читателем. К примеру, судья выносит приговор насильнику, и лишь в конце диалога оказывается, что он сидит в кабаке, общаясь со своим попугаем, по кличке Насильник. Но это палка о двух концах. Если читатель не врубается, то очень скоро у него кончается терпение и он перестает читать. Поэтому важно не злоупотреблять двумя следующими приемами.

А) длинными диалогами - добавляйте другие чуства кроме слуха - запахи, ощущения, вкус персонажей... язык их тела, их мимика, их мысли, все это создает гораздо более полную картину. Если читатель заблудился, и не знает кто говорит с кем, то это окончательно отбивает у него охоту читать.

Б) Описаниями - вместо того, чтобы рассказать о том как человек убил на дуэли врага, гораздо легче написать: он сражался на дуэли и победил. Это легитимный прием - если вы не хотите заострять внимание читателя на этой дуэли, но про дуэль необходимо упомянуть. Но этот прием, это та же палка о двух концах - любое описание это сухая информация, и читать её скучно.

6) Отсуствие многомерных и реальных персонажей

Гораздо легче увлечь читателя, если есть обьект для сопереживания. Если некому сопереживать, то рассказ становится на порядок менее интерестным. При этом двухмерному персонажу - персонажу прямолинейному, или же стереотипу читатель сопереживать не будет.

Важно чтобы персонаж оставался реалистичным. Если автор описал многорукового Шиву, пусть он и ведет себя как многорукий Шива. В противном случае, начнется фарс... в лучшем случае. В худшем, читатель потеряет интерес к рассказу.

Нереальный персонаж, это человек которого автор заставляет делать вещи, для реального человека нетипичные. К примеру ваш герой, пятилетняя Верочка, обычная но очень храбрая девочка. Вам важно показать, что она очень храбрая. Ситуация - в квартиру забираются грабители, Вера убивает их всех разделочным ножом для мяса, - показывает что девочка и в правду храбрая. Но только читатель в такую девочку не поверит.

7) Игра не по правилам -

Автор обязан играть по правилам, тем более что он эти правила и создает. Иначе, читатели теряют доверие и идут к другому крупье писателю. Конечно, автор и бог и барин - что хочет то и пишет. Но, как говорил один хороший фантаст, «Плохая фентези наполнена копьеносцами. Они возникают на миг, чтобы лечь под меч героя и умереть, повысив его навык фехтования». Если вам нужно убить злодея, безымянный кирпич на голову - это неконвенциональное решение. Читатель тут же понимает, что герою подыгрывает автор, и теряет к книге интерес. Если ваша тема «бессмертие - только развращает», нельзя чтобы герой шел по улице, оп-ля, местный дворник сделал его бессмертным. Необходимо так создать ситуацию, чтобы читатель поверил, что в данных обстоятельствах, это действительно бы произошло.

Эпилог

Такая вот получилась работа над ошибками. Писал, и думал: «Боже, номер 7 у меня вот тут, номер 4 в том вот рассказике...». Вообщем что добавить, надеюсь кому-то еще это поможет.

liswind

Previous post Next post
Up