Осмысливая свою линию на игре, понимаю, что это, прежде всего, был такой урок буддистской невовлеченности. Определения -- и, главное, ощущения -- границ своей и чужой ответственности. Очень важный для меня урок.
ИМХО,"невозможно жить в обществе и быть свободным от общества" :).Все-таки эта фраза верна,поскольку личных связей никто не отменял.Действие во благо мира не отменяет спасения "своих".:) Ты Панкееву читала?
В этом мире, как твердо знала моя Каэда, максимальный кредит доверия - пока тот, кому ты доверяешь, не лишится чувства юмора и в итоге не занесет на тебя меч. И доверять можно и дальше, только вот лучше больше не попадаться, если выживешь=)
А что касается пожара, об остальных нашлось, кому подумать. И даже без Каэды та же маленькая соанская дона на земле лежать не осталась бы, кажется мне.
Мне кажется, на самом деле, у моего избирательного беспокойства одна из причин -- вот этот самый неограниченный кредит доверия: было фоновое убеждение, что об остальных кто-то непременно позаботится, не может быть, чтобы не помогли люди; а вот Симонов непременно ввяжется во что-то серьезное, и в случае смертельного ранения могу спасти только я. Это было как будто следование инструкции действий в отношении прогрессора в экстремальной ситуации. Остальной мир виделся по-прежнему безопасным, доброжелательным и не было даже мысли, что с кем-то еще может что-то случиться, -- ни с Инэрой, и с Хехэем. Видимо, в этом дело. Какая-то наивная беззаботность в отношении всего, что не оговорено специальным инструктажем. Тотальная привычка к безопасности и доброжелательности, отзывчивости людей.
Знаете, до знакомства с ним я полагала, что перерезанная сонная артерия, зажатая не в первые полминуты даже -- это нечто смертельное, а поди ж ты, стоило разогнать лекарей, и сам справился!
Ух, да. Но тут ведь как, очень странное отношение у прогрессоров получается(что в ТББ, что местами даже на игре): они верят в то, что люди по дефолту доброжелательны, и не верят в то, что в массе своей живут именно что люди. Люди же, они гуманистичны и идеалистичны, и выживаемость у них с доброжелательностью огого, а вот эти как-то не похожи, и еще убедиться нужно, что что-то все-таки в них, кажется, есть.
Я до игры проговаривала в прогрессорском сообществе: первый импульс человека полдня -- верит, доверять, договариваться. видеть в человеке собеседника. верить в его дружелюбие. Срзнание обратного дается с усилием. Но если ощущение опасности наконец накрывает,то психика может не выдержать с непривычки, и прогрессор превратится в невротика и параноика. Нам не нужны были доказательства, что вы -- люди, но нужно было соблюсти баланс между верой в человека и адекватной оценкой конкретного человека. Симонов доверился Великому Магистру, а тот поднял на него меч. И я боюсь, что Симонов дрался насмерть, потому чтобыл ранен этим как предательством. Переоценка возможностей Великого магистра (а тот предал прежде всего сам себя, конечно, пойдя за Орденом, точнее, очень важную часть себя, -- ИМХО) как человека своего времени, человека с глубоко подорванным доверием к миру в свою очередь, -- привела прогрессора к неадекватным действиям.
Наличие знаний, спецспособностей, техники... наконец, само понимание того, что ты принадлежишь к более высокоразвитому обществу - все это провоцирует прогрессоров на отношение к аборигенам как к "младшим братьям". Значит: снисходительность, милосердие, жалость, доброта, стремление видеть в окружающих не зверей, а запутавшихся детей. В идеале, восприятие: "все люди добрые, злых людей нет на свете"(с). Но, от вселенской жалости и милосердия абстрактного и всеобщего, любой прогрессор, рано или поздно бывает вынужден перейти к "милосердию конкретному". И "...колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой...". P.S. Вообще, этапное изменение восприятия окружающих людей и самого себя - крайне интересная тема.
Я думаю, чтобы не исчерпать колодцев своего гуманизма, нужно вот держать эту границу отвественности. Четко понимать, что это не хомячки, которых нужно лелеять в ватке; и не люди нашего воспитания и уровня осознаности. Тогда меньше поводов для разочарования и обозленности. Я видела , к примеру, в представителях школы св. Асы сильных и деятельных людей, которым нужно только помочь материальной поддержкой и защитой. Я говорила, к примеру: я дам вам денег, а учеников искать, место для школы -- ваша задача. Если эта ветвь жизнеспособна, она расцветет.
Граница влияния, наверное, там же, где всегда: поддержать, но не сделать за. (Однако ничто человеческое мне не чуждо, и если бы мне дали сейчас спасти Жанну от костра, то я к едрене фене послала бы эффект бабочки и прогрессорскую этику. Человеческая воля священна, но некоторые вещи священнее.)
Очень знакомая цитата, не пойму, откуда я ее знаю? Вот последнюю строчку.
Интересно, пришли бы братья жечь посольство, будь в нем принцесса, а если бы пришли? Они не хотели говорить, они формально 1 раз предложили их впустить, им отказали, что можно противопоставить словам "Поджигай, убивайте всякого, кто выйдет" (с)
Будь в нем принцесса - все равно пришли бы. Там логика была такая - мы уже несколько раз просили выдать ведьму по-хорошему, нас проигнорировали (причем то ли соанцы, то ли прогрессоры к этому руку явно приложили), все, наше терпение лопнуло, и пусть здравый смысл идет лесом.
Огромное спасибо вам за ваши посты об игре, их очень интересно читать. Тем более, что эта линия (прогрессоры) моего персонажа не затрагивала, я про прогрессоров по-определению ничего не знала и знать не могла. Зато я на мир ТББ смотрела полностью изнутри, и это оказался очень интересный опыт. Вот, в частности, того, как в человеке могут уживаться общепринятые предрассудки/ пороки и человечность, на моем игровом пути таких примеров было множество. И вот еще подумалось вдруг: у Стругацких в мире Полдня семья как-то не выражена, а то и вовсе отсутствует, типа, все мы тут друг другу братья, но по-моему, это психически невозможно. То есть невозможно ко ВСЕМ относиться с одинаковой симпатией и эмпатией, а вот быть отстраненным и равнодушным - вполне. А еще у меня к вашему персонажу было очень двойственное отношение, я с одной стороны принцессой восхищалась, а с другой стороны на полном серьезе пыталась разглядеть под подолом хвост :-)
У Стругацких семья как бы имплицитно присуствует (упоминаются родственники, герой боится их расстроить, напгать и проч.), а вот у Ефремова семьи как таковой вообще не видать. И дружба у Стругацких есть, т.е. есть ближний круг, конечно, и формально нет требования ко всем относиться одинаково, но... коммунар все-таки. Гуманист все-таки.
Не вижу, почему бы благочестивой женщине при всем позитивном отношении к принцессе не попытаться разглядеть у нее хвост. Что же за принцесса заморская -- да без хвоста.
Comments 24
Ты Панкееву читала?
Reply
Неа, не читала.
Reply
А что касается пожара, об остальных нашлось, кому подумать. И даже без Каэды та же маленькая соанская дона на земле лежать не осталась бы, кажется мне.
Reply
Reply
Ух, да. Но тут ведь как, очень странное отношение у прогрессоров получается(что в ТББ, что местами даже на игре): они верят в то, что люди по дефолту доброжелательны, и не верят в то, что в массе своей живут именно что люди. Люди же, они гуманистичны и идеалистичны, и выживаемость у них с доброжелательностью огого, а вот эти как-то не похожи, и еще убедиться нужно, что что-то все-таки в них, кажется, есть.
Reply
Нам не нужны были доказательства, что вы -- люди, но нужно было соблюсти баланс между верой в человека и адекватной оценкой конкретного человека. Симонов доверился Великому Магистру, а тот поднял на него меч. И я боюсь, что Симонов дрался насмерть, потому чтобыл ранен этим как предательством. Переоценка возможностей Великого магистра (а тот предал прежде всего сам себя, конечно, пойдя за Орденом, точнее, очень важную часть себя, -- ИМХО) как человека своего времени, человека с глубоко подорванным доверием к миру в свою очередь, -- привела прогрессора к неадекватным действиям.
Reply
Но, от вселенской жалости и милосердия абстрактного и всеобщего, любой прогрессор, рано или поздно бывает вынужден перейти к "милосердию конкретному". И "...колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой...".
P.S. Вообще, этапное изменение восприятия окружающих людей и самого себя - крайне интересная тема.
Reply
Reply
Reply
(Однако ничто человеческое мне не чуждо, и если бы мне дали сейчас спасти Жанну от костра, то я к едрене фене послала бы эффект бабочки и прогрессорскую этику. Человеческая воля священна, но некоторые вещи священнее.)
Очень знакомая цитата, не пойму, откуда я ее знаю? Вот последнюю строчку.
Не вижу, впрочем, как это применимо к персонажу.
Reply
Reply
Reply
Reply
И вот еще подумалось вдруг: у Стругацких в мире Полдня семья как-то не выражена, а то и вовсе отсутствует, типа, все мы тут друг другу братья, но по-моему, это психически невозможно. То есть невозможно ко ВСЕМ относиться с одинаковой симпатией и эмпатией, а вот быть отстраненным и равнодушным - вполне.
А еще у меня к вашему персонажу было очень двойственное отношение, я с одной стороны принцессой восхищалась, а с другой стороны на полном серьезе пыталась разглядеть под подолом хвост :-)
Reply
Не вижу, почему бы благочестивой женщине при всем позитивном отношении к принцессе не попытаться разглядеть у нее хвост. Что же за принцесса заморская -- да без хвоста.
Reply
Leave a comment