Италия. Фрески Чивате. Часть 1.

Sep 20, 2011 10:36


Итак, двухнедельное путешествие по Италии позади, пора о нем рассказать. Целью нашей был осмотр преимущественно памятников Ломбардии, но видели мы также и горы Пьемонта, и кусочек Эмилии-Романьи, и несколько итальянских озёр с их курортами, и даже в Швейцарию завернули на денёк. У каждого из нас, конечно, свои самые сильные впечатления, но, думаю, не ошибусь, что для большинства кульминацией поездки стал подъём пешком на гору, где расположился бывший монастырь Сан Пьетро, знаменитый своими фресками, близ местечка Чивате. До этого здесь никто из нас не бывал, поэтому руководствовались мы указателями и подсказками редких прохожих, а то бы выбрали не эту крутую тропу, а другую, более легкую, лежащую немного в стороне (по ней мы потом спускались). Только что прошел ливень, поэтому подниматься по мокрым камням было вдвойне тяжело. Подъем занял больше часа, но наше упорство было целиком вознаграждено красивыми видами и уникальностью этого исторического места.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.


Гора была окутана туманом
(таинственную атмосферу передает этот фильтр).


По дороге встречались такие вот огромные слизняки
(когда я увидела первого, краем глаза мне показалось,
что это змея - за счет оставляемого мокрого следа).


Когда я поднялась на вершину (вернее, даже не вершину, а плато),
монастырский комплекс еще был окутан туманом.


Соседние горы еще выше, но там совсем уж дикие места.
Периодически слышался шум плоских колокольцев и блеяние стада,
но визуально обнаружить животных так и не удалось
(в горах звуки очень обманчивы, может быть, стадо проходило далеко внизу).


Когда до верха добрались отстающие, уже вовсю развиднелось.
Кстати, поднялись не все (реально тяжело). Но доблестная Валентина Яковлевна
это сделала (хотя ноги у нее больные, и ходит она всегда с тростью)!
Вот это настоящая любовь к искусству!


Туман рассеялся, и можно любоваться озером Анноне:


Если не считать руин, комплекс на горе состоит из базилики, оратория и келейного корпуса
(см. вид с птичьего полета):


Этот бенедиктинский монастырь был основан Дезидерием, последним королем лангобардов, в 772 году. По одной версии легенды, поводом было исцеление его сына от источника, и ныне бьющего на этой территории (вода очень вкусная). По другой версии, сын Дезидерия охотился в лесу, погнался за кабаном, но тот забежал в маленькую часовню, устроенную отшельником, а когда юноша вознамерился убить кабана, то ослеп, и прозрел только после того, как торжественно обещал выстроить здесь храм во славу апостола Петра и поддерживать его богатыми приношениями. Существует предание, что в монастыре когда-то жил лангобардский летописец Павел Диакон. Несмотря на то, что ансамбль пострадал от разрушений, причиненных войсками Фридриха Барбароссы, сохранился памятник относительно неплохо, являя собой пример ломбардской романики. Ранее аббатство включало в себя еще несколько церквей, но еще в 1798 году перестало функционировать в качестве монастыря, сейчас это музейный объект, причем открываем он бывает весьма избирательно (уточнить расписание можно на сайте), а чтобы попасть внутрь группой, необходима предварительная договоренность.

О том, что монастырь когда-то принадлежал ордену бенедиктинцев,
и по сей день напоминает эта надпись:


В главную базилику ведет крутая лестница.


Сначала попадаешь на галерею, откуда можно обозреть окрестности.




Заходим внутрь.
Сразу при входе - красивые каменные резные панели с химерой и грифоном.
С одной стороны - грифон, с другой - химера:


Напротив входа - отреставрированный старинный киворий с деисусным барельефом.
По сторонам от Креста - солнце и луна, по углам кивория - скульптурные тетраморфы.


В куполе - изображения святых вокруг Агнца
(уж простите за качество, дурацкая лампа исказила динамический диапазон):


В одной из капелл нартекса - Пантократор, окруженный серафимами.
Во втором ярусе - процессия святых.


Святые сгруппированы по категориям:
патриархи, пророки, апостолы и евангелисты, мученики, папы и отшельники.




Четыре райские реки (Тигр, Евфрат, Геон, Фисон) - также в нартексе.


Трубящие ангелы из капеллы ангелов, возвещающие конец мира и Страшный Суд:


Сан Пьетро аль Монте известно прежде всего своим фресковым циклом на тему Апокалипсиса.
Датировка встречается разная, от конца XI до конца XII века.
Наиболее знаменитыми являются две фрески из этого цикла.
Первая, из нартекса, изображает Небесный Иерусалим.
Священный Град, в центре которого на сфере восседает Христос (у ног Его - Агнец и река жизни)
с двумя древами жизни, окружен стеной с 12 вратами, в проемах которых - 12 апостолов
(подробнее об этом типе иконографии в статье Лидова).
По углам - четыре добродетели (вера, справедливость, мужество и умеренность).


По устоявшемуся мнению, фрески Чивате представляют из себя
"сплав византийских и оттоновских традиций", иногда упоминают также о французском влиянии.
Однако эти общие слова ни о чем, по сути, не говорят,
а бросается в глаза прежде всего своеобразие художественной интерпретации Откровения.
В центре второй композиции - мандорла с Христом на престоле.
Лик Христа не сохранился, очень жаль.
Изображение в целом описывает события из 12 и 13 главы Апокалипсиса.
Христа окружает небесное воинство, которое борется с драконом
- зверем, имеющим 7 голов и 10 рогов.


Этот дракон - "древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Ап. 12, 9).
В небесном воинстве выделяется Архангел Михаил (слева).
В левом нижнем углу фрески - "жена, облеченная в солнце",
которую можно понимать в данном случае как Деву Марию,
рождающую Младенца Христа. Тот же самый Младенец (такие парадоксы
в иконографии не редкость) затем был "восхищен к Богу и престолу Его" (в центре).




Продолжение следует...

civate, photo, excursion, landscape, italy, fresco, architecture

Previous post Next post
Up