Агра

Aug 13, 2010 17:30





Агра это не Агроба, в которой жил Аладдин. Находится она не в Ираке где-нибудь, а в Индии. В 200-х с небольших километрах к югу от Дели. Агра - это большая двухмиллионная помойка, окаймляющая жемчужину Индии Тадж-Махал.

Для того, чтобы доехать до Агры не обязательно заранее заказывать экскурсию. Достаточно подойти к любому таксисту в Нью-Дели и сказать: “Agra, Taj Mahal! 3500 rupees!”. Таксист с удовольствием согласится, потому что это 75 долларов, а бомбя по Дели он максимум 20-25 за день заработает. Только есть два “но”!


Первое - это должен быть настоящий таксист на машине, а не на дырчике тук-туке. Водила на дырчике, конечно, согласится отвести вас куда угодно, хоть в Китай, но до Агры на нем точно не доехать.

Второе - делать это нужно не позже 7 часов утра. Средняя скорость движения по индийской трассе - 60 км\ч. Путем несложных математических операций лего вычислить, что только на дорогу уйдет 8-9 часов(это если в пробку не попадете).

На полпути в Агру находится древний город Матхура. В нём расположен один из самых крупных в мире частных храмов. Построил его некий Джай Гурудев, индуистский гуру, который в 1950-1970-х годах организовал настолько многочисленную секту, что стал не духовным, а вполне себе материальным долларовым миллиардером с состоянием в $2,5 млрд. и гаражом в 250 машин. Помимо денег и суперкаров гуру скупал земли в районе Дели, на одном из участков он и построил вот этот храм имени себя:



На участке вокруг храма чисто и красиво, но стоит путнику повернуться на 180 градусов, как перед ним предстаёт вот такой пейзаж:



Треш и угар, не переносном, а в прямом смысле. К сожалению, 90% Агры выглядит точно так же, поэтому все машины стопорятся за полтора километра от Тадж-Махала. Жемчужину охраняют от грязи и выхлопных газов. Так что дальше нужно идти пешком. Ну, или проехаться на верблюде.

При покупке входного билета первый и последний раз за поездку жалеешь, что ты не индус. Для местных билет стоит 15 рупий, для иностранцев - 750. Правда в эту цену еще входит бутылка чистой воды и одноразовые бахилы. За цену в 50 раз меньше индусы как-то обходятся без воды, а по Таджу просто ходят босиком.

Меры безопасности серьезные - металлоискатель, автоматчики:



Юго-западные ворота в комплекс:



И вот тут забываешь про пятичасовую дорогу и про помойку в Агре и про цены за вход и про автоматчиков. Остается только восторг:



Читал много отзывов тех, кто говорил - скучно, не впечатляет. Ничего не знаю я в щенячьем восторге. Никогда и нигде не видел ничего более завораживающего:



Когда мы зашли, впервые за неделю выглянуло солнце, в лучах которого Тадж смотрелся еще величественнее:



Находясь под впечатлением, посадил аккумулятор цифровика еще на входе, таких картинок сделал около двухсот, все никак не мог остановиться.

Немного предыстории. Жил в XVII веке местный правитель - шах Джахан, и была у него любимая жена Мумтаз Махал (что в переводе означает “украшение дворца”). Она была, конечно, не единственная, но любимая. И вот наделали она на пару 13 детей, а при родах 14-го Мумтаз скончалась.

Шах Джахан был настолько убит горем, что решил увековечить ее память в камне. Увековечение затянулось на 26 лет и настолько истощило империю, что ради ее спасения один из сыновей быстренько сверг папашу и упрятал его в крепость напротив Тадж-Махала. И правильно сделал, по легенде шах собирался на другом берегу реки соорудить такой же Тадж для себя, только из черного мрамора и соединить две гробницы мостом из серого. Такое расточительство окончательно угробило бы страну. В итоге шах Джахан просидел под домашним арестом до самой смерти и был похоронен в Тадж-Махале рядом с любимой Мумтаз:



Кстати, в очереди за билетами встретил двух отечественных ребят. Вот они. Отважные герои собирались целый месяц путешествовать по Индии на поездах в вагонах третьего класса. Не знаю, что вышло у них из этой затеи, но я им по-доброму завидовал:



Вблизи Тадж действительно не так поражает как с расстояния. Все белое и скучное:





Но если подойти совсем близко, поражаешься опять - точнейшая подгонка мрамора, безо всякого раствора, без плазменных или пескоструйных резаков. И все это стоит уже 400 лет:



Тут также, как и в Фатехпуре Сикри идет реставрация плитки:



Современные Мумтаз Махал и шах Джахан:



Река Джамуна, на одном берегу которой стоит Тадж Махал:





А на другом - Красный форт, в котором был заточен шах Джахан:



С этой площадки Красного форта обычно хорошо виден Тадж-Махал, но из-за дымки она больше походит на край земли:



Рядом с ней находится башня, в которой содержался шах:



А вот и темница, хотя скорее светлица. Даже фонтан посередине:



Несмотря на то, что условия содержания шаха были относительно неплохие, это все таки была тюрьма:



Сейчас весь форт - памятник архитектуры мирового значения. Как и во всех памятниках внутри чистота и идиллия:



А снаружи как обычно:



Вот в принципе и все. В Индии еще десятки интереснейших мест, но времени на них уже не оставалось.

Остался последний пост про дороги, и на этом с Индией закончим.

Агра, Тадж-Махал, Индия, путешествия, архитектура

Previous post Next post
Up