Современные российские кинорежиссеры часто снимают в «Городе Солнца» сталинскую Москву 40-50-х. Однако были времена, когда Вильна (бывшая столица Великого Княжества Литовского и Литовского генерал-губернаторства, но еще не столица Литовской ССР Вильнюс) была оккупирована буржуазной II Речью Посполитой, а в кино ее роль исполняла слабо затронутая советской архитектурой столица четырехъязыкой и дважды укрупненной Б.С.С.Р.
Итак, знакомьтесь: «Кастусь Калиновский» - немой художественный фильм. Жанр исторический. Автор сценария и режиссер - Владимир Гардин. Студия Белгоскино. Снят в 1927-м, вышел на экраны 14 августа 1928 года. Выложенная на Youtube версия сильно урезана. Длительность - всего 39 минут вместо заявленных в справочных источниках 72. Наиболее интересна последняя сцена фильма - казнь Калиновского.
В роли виленской тюрьмы «Лукишки» Пищаловский замок (1825).
Кастусь (Николай Симонов) открывает окошко и видит приехавших за ним казаков.
Тяжело вздыхает в повозке.
Кроме казаков, повозку конвоируют такие кавалеристы.
Калиновский опять вздыхает.
Бросает взгляд на кучера, а затем смотрит прямо.
Ворота открывают. Виден ляп: Калиновский смотрел на казаков из окошка в этих самых воротах.
Казак командует начинать движение.
С башни слетают птицы.
Процессия выдвигается
В роли площади Лукишки Троицкая гора. Массовка, пехота и кавалерия в сборе, палач возится у виселицы.
Процессия следует по узкой улочке где-то в районе Немиги (в комментариях подсказали, что это Козьмодемьяновская).
За конвоем наблюдают весьма колоритные типажи. Старики, возможно, еще помнят то восстание. Всего-то 65 лет прошло!
Такой натуры в наше время в Минске нет. Натуральная Вильна!
На площади уже заждались.
Тем временем, Калиновского везут по какому-то деревянному частному сектору.
На площади на фоне строя казаков военный и священники замечают подъезжающий конвой.
На эшафот с палачом поднимаются представители власти. На заднем плане - Объединенная Белорусская школа (среднее военное учебное заведение, предшественник Суворовского военного училища) в здании мариавитского женского монастыря (1811).
На заднем плане - скайлайн Верхнего города. Крайняя слева доминанта - муравьевские (1893) купола еще не снесенного Петропавловского собора XVII в.
Опять массовка в частном секторе.
А вот и сам Муравьев (Кондрат Яковлев) попивает чаек с офицерами на каком-то ленинградском балконе.
Калиновский перед эшафотом. На заднем плане все тот же Верхний город.
Ненавидящее Калиновского дворянство наблюдает с другого ленинградского балкона. Я, было, подумал, что это минская гостиница «Европа», но там балконы были поменьше.
Дальше сцена какая-то скомканная. Чтение приговора внезапно прерывается без знаменитого «У нас нет дворян. Все равны». Речи о «вольной Беларуси трудящихся, рабочих и селян», упомянутые в Википедии и ў Слоўніку, тоже вырезаны.
Муравьев командует привести приговор в исполнение.
Победоносные царские солдаты маршируют по тому же частному сектору.