"Вот я за что его люблю"

Apr 10, 2008 14:05

Китайские философы - стихийные структуралисты. А иногда даже сознательные. Философские системы устроены красиво, одни и те же понятия используются на разных уровнях. Уровни эти держатся на чётких числовых каркасах. И всё это в классической китайской философии смыслу нисколько не мешало. Алгебра с гармонией в полном ладу ( Read more... )

Чжу Си, история философии

Leave a comment

Comments 6

gignomai April 10 2008, 11:39:48 UTC
Примеров! Примеров, пожалуйста.

Reply

mingqi April 10 2008, 13:39:26 UTC
Примеров - сколько угодно. Многие (Например, Дун Чжуншу - II в. до н.э.) полагали, что мир построен по пятеричной матрице, и пяти первоэлементам - дереву, огню, почве, металлу и воде ( ... )

Reply

gignomai April 10 2008, 15:38:45 UTC
Спасибо, впечатляет! А скажите, пожалуйста, вот эта сквозная, рефлексивная структурность, она как-то онтологически осмыслялась внутри самой китайской философии. Я вот что имею в виду. Последний пример понятен без оговорок: выявлена структура текста, предполагающая параллелизм тезис-толкование; отсюда понятен поиск недостающей связи. А почему нравственная бинарная оппозиция должна иметь соответствие в природе? Или вот эти пятерки, повторяющиеся в разных планах? Их необходимость ведь не очевидна... Хотя я сам, честно говоря, думая над какой-нибудь типологией всегда ищу возможности остановиться на "хорошем" числе, лучше всего тройке, но отношусь к этому слегка с иронией...

Reply

mingqi April 10 2008, 18:12:09 UTC
Общее место для китайской мысли (начиная с IV-III вв. до н.э. где-то) - принципиальная выразимость всех явлений мира через классификационные схемы "Канона Перемен". Такая методология по умолчанию. Был ещё своеобразный гипноз календаря и астрономии, так, упомянутый Дун Чжуншу часто ссылается на "небесные числа". Числа, явленные Небом/природой, данные нам в непосредственном опыте, по его убеждению, выражают общие космические закономерности и применимы везде. Ведь выше Неба для него ничего нет.
Что конфуцианские "кардинальные добродетели" должны иметь соответствия в природе, - несомненно для любого конфуцианца. Схожесть структурная микрокосма и макрокосма несомненна для всех. Вот акценты можно расставлять по-разному. Был такой Ли Чжи, он писал, что всё в мире изображает брачные узы, например. Были люди, которые полагали первичным - и для Вселенной - ритуал.

Reply


Leave a comment

Up