(предполагая, что данный пост могут читать пенжинцы, сразу оговорюсь, что ниже следует мое личное мнение и ощущение от района сформированное от 5 дней пребывания на пенжинской земле и оно никак не связано с моей работой)
Пенжинский район Камчатского края наиболее удаленное место в России, в котором я когда-либо бывал. 10500 км от Москвы и 12000 км от Георгиевска. Он находится на приполярном севере Камчатского края на границе с Чукоткой и Магаданской областью в бассейне реки Пенжина.
Пенжинский район крайне редко посещается людьми с материка, да и жители Города мало что знают об этом месте, поэтому постараюсь показать и рассказать об острове русской-корякской жизни в океане тундры.
Сначала немного цифр и фактов:
Площадь района - 116000 кв км (что сопоставимо с Венгрией, Португалией или 3-мя Бельгиями, а также в 2,5 больше Московской области).
Население 2 700 человек, из которых 2/3 - коряки, чукчи и эвены.
Плотность населения 0,021 чел/км2 - один из российских рекордов редконаселенности.
В районе 7 населенных пунктов, из которых два (райцентр село Каменское (700 чел) и порт на Пенжинской губе Манилы (1000 чел)) - достаточно крупные поселения с большой долей русских. Еще три села - Таловка, Слаутное и Аянка - небольшие национальные поселения, имеющие 200-300 жителей. Наконец село Парень и село Оклан, имеющие по 40-50 человек, ныне относятся к вымирающим и быстро теряют население.
Экономика - можно сказать никакой. В прошлом крупный оленеводческий район и территория пионерного геологоразведочного освоения, ныне странное административное образование и замкнутый удивительный мирок. Из предприятий только хлебопекарни и карьер по добыче угля для собственных котельных.
Бюджет района - ок. 700 000 000 руб - или почти по 300 000 руб на душу в год. Из них собственных доходов ок. 10 млн руб - остальное дотации федерального бюджета. Очень не слабо. К примеру, в родном Георгиевском районе бюджет тоже 700 млн руб (в городе Георгиевске - 550 млн руб), но в нашем районе живет почти 100 тыс. чел, производится сельскохозяйственной продукции на несколько миллиардов рублей, действуют промышленные предприятия. Разница в бюджетной обеспеченности 35 раз, а разница в экономическом эффекте между Георгиевским и Пенжинским районами?! Моим землякам за это должно быть обидно.
Розничные цены: хлеб - 45 руб, молоко 1 л. 100 руб, мясо мороженное - от 500 руб и выше, сок - 180 руб, блинчики замороженные (6 шт) - 220 руб; пельмени 500 гр - 200 руб; минеральная вода Малкинская 1,5 л - 90 руб; банка икры кабачковой от 100 руб.
Я бы охарактеризовал современное общество Пенжинского района как «современная колония» в которой сосуществуют два общества - местное коренное население и мельгитане (русские и прочие приезжие).
Русские занимают все посты в администрации, социальной сфере, ЖКХ, учреждениях Каменского и Манил. Своего рода элита района - 300-400 взрослых русских управляют всем и делят пресловутые 700 млн руб. Да, это активные, интересные, адекватные люди, которым не безразлична их маленькая планета. Каменское - единственное село, где преобладают русские, в целом производит впечатление жизнерадостного поселка с молодыми мамашами, катающими детей в колясках по единственной когда-то забетонированной улице. Депрессии нет. Люди активно летают по стране, почти каждый опрошенный имеет квартиру на материке и не одну. За внешне непривлекательными домами скрываются вполне благоустроенные квартиры, напичканные современной техникой, аналогично самые современные системы стоят в учреждениях. Оговорюсь, что уровень благосостояния я сравниваю с соразмерными селами и небольшими райцентрами России и вполне естественно, что Каменское сравнивать с Москвой бессмысленно. Вместе с тем Каменское отнюдь не село - это вполне нормальный поселок с городским образом жизни (эдакий мини-Норильск), в котором значительная часть населения после 18-00 зависает в Интернете. Пенжинские русские видят свою миссию здесь в том, чтобы в столь суровых условиях следить за местными, держать территорию и оттого государство должно им платить за их присутствие тут. Зарплаты в 50-100 тыс. руб - рядовое явление для Каменского. Почти никто не видит смысла в жизни в Каменском с рождения до смерти и уедут отсюда. Если ты встроился в систему прямого или опосредованного распила федеральных средств, то ни комары, ни морозы, ни отсутствие транспортного сообщения не мешают жить и накапливать.
Местное коренное население воспринимается русскими свысока и совершенно не лестными словами. Открытого расизма нет, но коряки и чукчи предстают со слов русских деградировавшими спившимися людьми, которым ничего нельзя поручить. Они похожи на грязные безмолвные тени, которые подобно собакам шатаются по селам. Русские обвиняют местных в том, что те иждивенцы, работать не желают и только все просят у государства. Даже если это в значительной мере и так, то эти второстепенные люди оправдывают пребывание в этих местах русских. Местные действительно спившиеся забитые и крайне бедные люди, их жилье в Манилах похожи на трущобы Мумбая и м.б. Манилы, простите за каламбур. Есть и среди местных несколько активных людей, имеющих работу и образование, но они исключения.
На счастье русским и коряков и чукчей до сих пор не закончился демографический переход, и они не мигрируют за пределы района, т.е. их численность будет достаточно долгое время еще быть стабильной (об ужасах корякской демографии думаю будет следующий пост). А значит, ими надо будет управлять, содержать здесь район и все сопутствующие службы и тем самым оправдывать существование русских. Сейчас в районе происходит тотальная проверка КРУ Минфина и контрольно-счетной палаты (КСП). Слушая рассказы сотрудников КСП о хищениях миллионов рублей, гиперзарплатах местной элиты, красивых коррупционных схемах, так и хочется без сожаления закрыть эту лавочку и деньги перенаправить на развитие районов основной полосы расселения России. И тут же ловишь себя на мысли, что перенаправление финансирования ситуацию не исправит, и деньги разворуют где-нибудь в Тамбовской области. А посему пусть уж наше шальное государство с такими сверхъиздержками «держит территорию» здесь на суровой реке Пенжине, уйдут русские - уйдет цивилизация. М.б. когда-нибудь в будущем найдутся решительные и главное влиятельные люди и оптимизируют существование района.
Пенжинский район общемировой резерв полезных ископаемых. 280 месторождений всего и вся - нефть, газ, уголь, практически все черные и цветные металлы, алмазы и прочие драгоценные камни, минеральные воды, строительное сырье, лес, ягоды и грибы, биоресурсы, энергия приливов. Из ресурсов чуть-чуть разрабатывали золота и лес рубили. Наверно, через 50 лет когда люди изроют ресурсы в освоенных районах доберутся сюда и за Пенжинский район еще будет театром действия войны за ресурсы. Даже понимая, что это государство сию войну проиграет, хочется, чтобы этими ресурсами пользовались и мои внуки в России. И, следовательно, что пусть уж за 700000000 руб в год 400 русских стерегут богатства наших недр.
Теперь, пожалуй, отвлекусь от геополитических и финансовых рассуждений и покажу фотографии. Нам удалось побывать за 5 дней в достаточно разных местах - Каменское и окрестности, Манилы и перелет на вертолете. Прочие села района не имеют гарантированного сообщения с райцентром, и дабы не зависнуть в них на многие недели, мы ограничились посещением только центральной части района.
Пенжинский район - это бескрайние просторы безо всяких следов человеческой деятельность, чего я более нигде не видел.
Сначала ряд фото с вертолета
Горы Корякии. На границе Пенжинского и Олюторского районов
Суровые горы под дождем
Далее солнце. Подлетаем к Парапольскому долу
Парапольский дол - равнина между Пенжинским хребтом и Корякским нагорьем
На двух следующих фото можно рассмотреть образование меандра на реке
Тундровая река Таловка. Течет по Парадольскому долу
Пенжинский хребет отделяет Парапольский дол от долины Пенжины
Река Пенжина
Пенжина впадает в Охотское море (на горизонте)
В Пенжинской губе и устье Пенжины наблюдаются самые высокие приливы в России. Оголенное дно Пенжины
Пролетев через Пенжину, вертолет делает поворот и садится на окраине Каменского
Село Каменское
Село Каменское - один из самых маленьких районных центров в нашей стране. Всего 670 человек. Село основано в 1930 гг. во времена советизации этих краев, как Корякская культбаза и центр Коряского национального округа, который в 1937 г. перенесли в Палану. Оно находится между двумя сопками в широкой долине по берегам ручья Каменный при впадении его в реку Пенжину. Каменское - есть набор нескольких десятков 1-2-х этажных домов 4-8-12-тиквартирных домов, теплиц, контейнеров, свалок и жалких кустиков.
Как таковых интересных зданий и достопримечательностей в селе нет. Все здания постройки 1957-1991 гг. без всяких архитектурных достоинств.
Несколько видов села.
Центральная площадь и здание администрации района. Справа от здания «Централка» - главная улица длинной в 800 метров в прошлом единственная забетонированная.
«Централка» выходит к великой русской реке Пенжине
В этом доме живет значительная часть руководства район - эдакий местный «Рублевский» дом
Во дворах
Мини-огороды
Вездеход. Необходимое транспортное средство
«Конь и жеребенок»
Многие дома не оборудованы туалетами и их заменяют общественные уборные
Контейнера. Заоблачные цены на продукты заставляют многих русских каменцев покупать целый 3-5-тонный контейнер в Городе, заполнять его продуктами и питаться из него целый год.
Теплицы. Суровый северный климат и потребность в свежих овощах делают необходимым сельское хозяйство в закрытом грунте.
Картофель. В Георгиевске его уже выкопали, а в Каменском только посадили и он местами взошел.
Станция тропосферной связи
Главная достопримечательность Каменского находится в 4 км от села на Солдатской сопке. Здесь на высоте 260 метров в конце 1960-начале 1970-х гг. была построена Станция Тропосферной связи, обеспечивающая связь Москвы с Тихоокеанском флотом. Полностью автономная воинская часть на 100 человек. В 2005 г. часть закрыли, все что было можно раскурочили и разрушили. Остались только 4 антенны и технический корпус между ними, а также руины казарм.
Антенны высотой до 35 метров действительно впечатляют. Гуляя между ними ощущаешь себя космонавтов, т.к. объект на грани фантастики. А еще рождает чувство уважения к той великой стране, к Советскому Союзу, что создал это.
Стоит только сожалеть, что столь интересное место сейчас разгромлено, а ведь можно было сделать музей холодной войны под открытым небом и при гратомной рекламе сюда приезжали бы люди с разных частей света.
Говорят, что на сопке Шаман где-то в тундре в 200 км к северо-востоку от Каменского есть подобная Станция. И там среди совершенно необитаемой местности антенны вообще кажутся фантастикой.
Кедровый стланик произрастает по обе стороны от дороги
Дорога на Сопку
Собственно Станция тропосферной связи
Внутри технического здания
Антенна. Нечеловеческий масштаб.
Покидаем Сопку
Окрестности Каменского - тундра и лесотундра покрытая кустарником.
Из Каменского по суше можно без вездехода летом уехать только в Манилы (55 км), что мы и сделали. Естественно средство передвижение автобус на базе Урала. Трясет так, что любые американские горки отдыхают. Два часа в облаке пыли и комаров - аттракцион выдержать стоит усилий.
Прощай Каменское
Открывающиеся с дороги виды
Собственно дорога
Только на таких автобусах можно ездить по этим дорогам
Здравствуй Манилы
Село Манилы.
Село в устье реки Пенжина. Самое крупное на севере Корякии. В прошлом организационный центр - портопункт, аэропорт, базы геологов, золодобычтиков, усадьба крупного оленеводческого совхоза. А сейчас депрессивное село с напрочь сгнившим жилым фондов, без предприятий, только дизельэлектростанция. Всюду нищета и разруха. 70% населения - коряки. Вместе с тем в селе очень активная глава и еще специалисты - замечательные люди. Учитывая выгодное географическое положение перспектив у Манил больше, чем у Каменского, только вот доживет ли оно до будущего.
Над селом доминирует недостроенный каркас Мини-ТЭЦ на 4 МВт (2006-2007 гг.). Жаль стройку бросили и совсем недавно.
Центр села - Дом культуры и площадь перед ним
12-тиквартирный жилой дом - стандартный проект 1980-х годов
Манилы - единственное село в районе, где есть одноквартирные дома, но все они муниципальные
Трущобы Манил
Пенжинское будущее
Дети Манил
И детская площадка
Достопримечательностей в Манилах нет, разве что Тополиная роща в 2 км от села по реке Манилке.
Тундра в окрестностях Манил
И еще приливы. Еще со школьного курса географии мы помним, что в Пенжинской губе наблюдаются самые высокие приливы в России до 12-14 метров. Посмотреть на это природное явление действительно любопытно. Небольшие волны во время прилива идут против течения реки со скоростью 12 узлов и вода прибывает на глазах.
На фото наверно видно, что волны имеют направление справа, тогда как течение реки противоположное.
Во время отливов вода покидает большие пространства.
Приливами пользуются население. Приходит корабль, становится на якорь - вода спадает. Корабль обсыхает и его разгружают, подъезжая на машинах. Через несколько часов вода поднимается и корабль уплывает.
Пенжинский флот.
.
Манящие дали Манил. Пенжина, Пенжинский хребет
Улетаем из Пенжинского района в дождь
Не помню, чтобы писал про один столь небольшой район столько всего. Пенжинский район оставляет яркие и противоречивые чувства - с одной стороны место с приятными открытыми людьми и величественной природой, которой не перестаешь восторгаться. Но с другой - нищета, разруха и сотни миллионов рублей, нервотрепка дорожного сообщения, отсутствие благоустройств и нормальных продуктов, злючие комары отбивает всякое желание возвращаться сюда. Люди ко всему этому привыкают. Мне не хочется.
P.S. Пишу этот рассказ, сидя в полузаброшенном доме в пос. Корф. Вместе с нами т.н. гостинице зависла на несколько дней семья из села Оклан. Пожилые супруги и их маленький сын Тарас. Замечательный и любознательный ребенок, который никогда не видел город. И ему нужна операция, ради которой его туда везут. Мальчик последний ребенок в селе и семья не будет возвращаться в Оклан. А это значит, что в этом году закроют детсад и школу в которой не осталось больше детей. Нет школы и детсада - нет села. Сейчас меня Тарас опять упрашивает показать на экране компьютера машины и Город, в который он полетит на самолете. Этот маленький эвенский мальчик никогда не видел самолетов и больших домов. У него все еще впереди. Он улетит и как он говорит «мое село Оклан» умрет. Страшно и тяжело это сознавать. И хочется пожелать, чтобы Тарас вырос, стал человеком и возродил свое село - уж больно умные у него глаза.
А еще захотелось сына - посадить его на колени и показывать ему города, реки, машины, горы… За окном завывает ветер. Бушует холодный океан. Вот-вот может пойти снег и только мысли о близких, что ждут меня на материке и группа A-HA сохраняет мое настроение.