Бурные события последних дней в нашем городе и глубокое погружение в разные аспекты т.н. административной реформы в целом в Московской области требуют более подробного изложения позиции, почему город Дзержинский должен быть самостоятельным и не должен соглашаться на объединение ни с какими иными городами, районами, регионами или странами.
Прежде всего, что такое город? Город в моем понимании обязательно симбиоз горожан и городской среды. Горожане, это граждане, люди, проживающие в конкретном городе, идентифицирующие себя с этим городом, и участвующие в его жизни. Все остальные - это жители города, такие же, как кошки и собаки - им без разницы, что за город, главное чтобы крыша над головой была. Под городской средой понимаю уникальное сочетание расположения зданий и сооружений на определенной территории, которое в совокупности имеет характерные черты и воспринимается горожанами как некое единство. Город обязательно обладает необходимыми атрибутами - границей, статусом и собственной властью. Наличие собственной власти в рамках определенных границ, своей ратуши, администрации делает город городом. Границы и власть могут быть легитимными только в глазах горожан. Статус города единожды дает поселку государство, и оно не вправе его отнимать.
В случае с Дзержинским он автоматически перестает быть городом после того, как его администрацию объединят с иной другой. В итоге границы города и границы власти не совпадают и это уже не город. Формулы два города одна администрация быть не может. Такого явления как некий административный округ нет в законодательстве Московской области. Есть только городской округ в котором м.б. только 1 (один) город.
Дзержинский уже исторически сложился как город. У него сформировались все атрибуты полноценного самостоятельного города, которых относительно немного в современной России.
- Своя власть. Первые органы управления в городе появились в 1938 г., когда село Трудовая коммуна имени Дзержинского стала поселком городского типа. Одновременно появились и границы поселка, затем города. В 1981 г. государство предоставило статус города районного подчинения, а в 1996 г. - города областного подчинения. Дзержинский соответствуя своему социально-экономическому развитию вполне адекватно занял место города областного подчинения, а с 2005 г. городским округом.
- Своя территория. Территория города вполне обоснована. Она включает городское ядро и небольшие окраины. Больших окраин и не могло быть как из-за того, что он находится в центре крупнейшего в стране скопления городов, так и то, что он в целом почти не взаимодействовал с окружающей местность. Это Люберцы почти весь ХХ век были районным центром для нашего сектора Подмосковья. А Дзержинский включал в себя объекты, которые имели общестрановое измерение. Николо-Угрешский монастырь - был не локальной, а общегосударственной святыней. Не случайно Угрешская улица и станция железной дороги находятся в Москве, а не в окрестных городах и поселках. ФЦДТ «Союз» производил то, что не нужно жителям окрестностей, а угрожало всему миру. ТЭЦ-22 - могла быть построена в любом месте и она ориентирована, прежде всего на Москву, тогда как топливо для нее идет из очень далеких краев. Иные современные складские и промышленные предприятия вообще являются частью мировой экономики и местами встречи китайских производителей и российских потребителей. Грубо говоря, Дзержинский для Лыткарино, Котельников или Люберец особо ничего не давал и не дает, а если и дает, то в равной мере с другими городами страны (например, обеспечивает их оборону). Влияние соседей на нас больше - Котельники - главный рынок города, Люберцы - парк и отчасти продукты питания. Итого - границы города исторически вполне справедливые - это угодья погребенных городом деревень и внутри этих границ вполне достаточно при грамотном использовании пространства для развития города.
- Своя история. И в этой истории крайне мало места для истории других соседних городов - с Лыткарино мы не воевали (кроме пары последних лет), правда Люберцы покушался на нашу самостоятельность, но борьба за нее - одна из важнейших подлинно локальных страниц истории. У Дзержинского есть как минимум четыре героя - Дмитрий Донской, Пимен Угрешский, Феликс Дзержинский материализовавшийся в коммунаров и Виктор Доркин. Первый по легенде основал монастырь и занял почетное место на центральной площади, второй сделал обитель такой, которой она получила всероссийскую известность и архитектурную достопримечательность. В его честь стоит целый храм. Третий энергию монашества заменил энергией коммунаров и также занял место в сквере. Четвертый - сделал поселки городом, выиграв главную в его истории битву. Пока только бюст перед администрацией. У Котельников нет истории, нет и героев и наша история не может стать их историей. В Котельниках нет ни одной улицы названной в честь человека, если не считать «центральной» улицы - Дзержинское шоссе, названной в честь нашего города. Ведь никто и не знает героев Перово или Люблино растворившихся в Москве.
- Свои святые, свои юродивые. Николай Угодник легендарно явился Дмитрию Донскому и является святым покровителем города. Его памятник-часовня стоит на одноименной площади. Пресвятая Богородица явившая икону «Взыграние» также покровительствует нашему городу и занимает почетное место в его храмах. Юродивый Миша - новая страница в духовной истории Дзержинского. И нем стоит памятник.
- Своя экономика. Экономика Дзержинского - это около 50 млрд. руб. оборота промышленных, коммунальных, транспортных, торговых и строительных организаций. В душевом выражении масштаб экономики Дзержинского аналогичен Евросоюзу в целом или таким странам как Италия или Испания - около 32 тыс. долл. в год. Дзержинский один из самых богатых и самодостаточных городов России, донорские налоговые доходы которого перераспределяются на другие бедные города и регионы. Котельники же еще богаче из душевой «ВВП» на уровне самых богатых стран мира - около 55 тыс. долл. в год. Только вот на облике городов столь благостное состояние экономики не сказывает. Сложившаяся экономика города относительно слабо ориентирована на внутригородские нужды. У нас практически нет предприятий пищевой промышленности, производства бытовых товаров или развитой торговли. Вместе с тем, ее ориентация и зависимость от внешних условий (китайские товары на складах, спрос на продукцию ВПК со стороны государства, спрос на жилье со стороны населения, спрос на теплоэнергию) достаточно диверсифицированная. В основе лежит ТЭЦ-22, а ее услуги будут нужны при любом развитии ситуации. Можно, конечно, констатировать дефицит инвестиционных проектов в четвертичном секторе услуг, наукоемких отраслях, создании деловых центров, размещении офисов ведущих компаний, но потенциал для этого есть и это вопрос экономической политики, а не самостоятельности города. Экономика Котельников в значительно большей степени зависима от одного сектора, пусть и достаточно устойчивого. Торговля это хорошо - и много рабочих мест и мало выбросов в окружающую среду, но она отнюдь не так благородна, как передовые отрасли - биотехнологии, нанотехнологии, хай-тек и т.д.
- Свои финансы и налоговая база. Дзержинский - город донор! И это немаловажно. Собираемые на его территории налоги многократно больше, государственных и муниципальных вложений в него. То, что сейчас по факту городской бюджет дефицитный не более чем уловка существующих межбюджетных отношений, когда городу остается всего около 1/7 от собираемых на его территории налогов. Причин, чтобы ситуация изменилась и Дзержинский стал городом, не способным генерировать налоговым и неналоговых доходов, меньше, чем ему необходимо для функционирования не предвидится. Аналогично и в Котельниках. Административная реформа в Московской области изначально ставила свой целью объединение бедных муниципалитетов не способных в определенной перспективе стать донорами для экономики государственных издержек на их управление. У нас по факту происходит объединение богатых и развивающихся муниципалитетов. На управление сейчас расходуется менее 1% от собираемых на их территории налогов. Совершенно не очевидно, что при объединении за счет снижение расходов на управление (не факт что в итоге будет снижение) увеличится эффективность управления.
- Свое управление. В Дзержинском с 1938 г. действуют органы самоуправления. За ¾ века накопился как опыт управления нашим городом (документация, ошибки и т.п.), так и какие никакие управленческие кадры и т.н. элиты. В городе есть своя политическая жизнь и история. Объединение городов неминуемо разрушает свое управление и микрорайону «Дзержинский» светит максимум территориальный отдел администрации нового города. А это значит прекращение своего управления. Опыт крупных городских округов Химки, Домодедово, получившихся в результате объединения ряда населенных пунктов Химкинского и Домодедовского районов, показывает, что расходы местных бюджетов на деятельность органов местного самоуправления в них выше, чем в нереформированных соразмерных муниципальных районах. В крупных городских округах в микрорайонах все равно сохраняются отделы прежней администрации, только ликвидируются советы депутатов, которые и так практически не потребляют местных финансов, т.к. большая часть депутатского корпуса находится на освобожденной основе. Еще раз - в Дзержинском давно созданы вполне достаточные для него органы управления - администрация города, совет депутатов, счетная и общественная палаты, избирательная комиссия. Проблема низкой эффективности работы этих организаций заключается в отдельных личностях, а не в самом наличии органов управления.
- Своя инфраструктура. За многие десятилетия город разрастаясь обрел свою коммунальную и транспортную инфраструктуру, которая несмотря на высокую плотность населения в Замкадье весьма и весьма автономна. У нас всего нормальных автодорожных выезда во внешний мир, по реке и по железной дороге почти ничего не перемещается. Система водоснабжения и водоотведения также собственная, собственной является и генерация электроэнергии и тепла. Иначе говоря, кровеносные и иные системы городского организма слабо связаны с другими организмами или как в случае с ТЭЦ-22 «сердце» системы находится в Дзержинском.
И несколько контрагрументов на аргументы сторонников объединения:
- Новому городу будут дарованы свое отделение полиции, свой суд, своя прокуратура и прочие территориальные органы федеральных органов власти. 1) Это же лапша на уши - мэр, который с 99% вероятностью не будет иметь к Дзержинскому более никакого отношения обещает федеральные структуры. Если бы министр внутренних дел пообещал или генеральный прокурор РФ пообещал, то это имело бы какое-то значение, а так обещают те, кому эти ведомства не подчиняются и сами ведомства по статусу выше, чем городская мэрия. Объединение произойдет, а ОВД не создадут и взятки-гладки. 2) отчего сейчас эти структуры не создать в наших городах. Для федеральных структур прохождение муниципальных границ не особо важно. Можно и без объединения создать ОВД по г. Дзержинскому.
- Сократятся расходы на управление. Не факт. В городском округе Домодедово муниципальный служащий обходится в 5 раз дороже, чем в соразмерном Воскресенском районе, правда там чиновников в 1,25 раза больше. В итоге управление в большом городском округе в 4 раза дороже, чем в районе.
- Повысится эффективности управления. 1) Опять же не факт. Управлять большим городом, состоящим из несвязанных друг с другом районов сложнее и дороже. Нужен не один новогодний фейерверк, а два и т.п. 2) А где гарантия, что в объединенной администрации будут работать суперпрофессионалы, а сейчас работают разгильдяи? Откуда эти эффективные менеджеры возьмутся. Их может сгенерировать только собственная среда - иначе варяги не поймут специфики наших слившихся городов. В своем последнем послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин первым вопросом затронул местное самоуправление, указав, что муниципальная власть должна быть максимально близка к населению. Объединение в большой новый город - это выступление против линии Президента России, ибо власть максимально дистанцируется от горожан.
- Объединить две администрации, но не объединять города. Создать некий административный округ. Такого в отечественном законодательстве варианта нет. Административные округа тоже только в Москве имеются и там они органы государственного, а не местного самоуправления. Можно конечно внести изменения в федеральный закон о местном самоуправлении. Кому слабо?! Вдобавок еще раз - город и городская администрация могут иметь только одинаковые границы. Не жилец человек с одной головой и двумя туловищами.
- Проезд до метро станет дешевле. 1) Когда достроят «Котельники» еще не ясно, равно и сколько времени нам понадобится добираться до этой станции с учетом вечно слоящего в пробках Дзержинского и Новорязанского шоссе. От «Кузьминок» до центра Москвы будет явно значительно быстрее, а разница в 10 руб. в стоимости проезда до метро не критична. Сэкономишь 10 руб., потеряешь полчаса рабочего времени, а это сотни рублей упущенного дохода.
- Объединяться надо, потому что так сказали, что все решено или оттого что иначе объединят с Люберцами. Конечно, оторопь берет оттого, что у меня в паспорте может стоять место проживания Люберцы, но… этот аргумент - аргумент трусов. Никто ничего еще не решил. Угроза Люберец мифична. Мнение и желание сторонних до нашего города лиц, в т.ч. из правительственных знаний Красногорска, не повод для потери чести и пресмыкания пред ними. Они в конце концов очень даже не вечно пребывают в своих креслах. Перестановки одного лица, одного указа Президента России достаточно чтобы реформа прекратилась. И если это произойдет после насильственного объединения городов, то ситуация будет трагикомичной. И мы в истории останемся заложниками ложного сиюминутного решения.
- Объединение как способ решение кадрового вопроса с нынешним мэром города. Это самый гнусный из способов решения этой действительно существующей и острой проблемы. Сжить мэра и вместе с ним город, все равно что лечить головную боль отрубанием головы. Однако, судя по всему, желающих крови нашего мэра очень много среди т.н. политической элиты города. Отчего люди в городе со столь крупным духовным центром столь кровожадны?!!!
- Объединение как потенциал для развития. Кроме отчасти существующего свойства, что более крупные более успешные (опять же малые Дзержинский и Котельники успешнее более крупных Люберец или Лыткарино по размеру экономики на душу населения), нет появления новых возможностей. Москва присоединила к себе новые условно полупустые земли - появился потенциал для роста. Два плотнозастроенных города объединились - откуда взялся потенциал. Если под новыми возможностями кроются удвоение сил по застройке поймы, то тогда да объединение ведет к росту потенциала, но к разрушению крупного ценного ресурса.
- Большой бюджет Котельников перераспределится на наш небольшой бюджет. 1) разница невелика 1,0 и 1,3 млрд. руб, в относительном исчислении также разброс небольшой; 2) оба города - доноры и им оставляют лишь малую часть доходов; 3) не факт, что в следующем году оставлять не станут еще меньше или наоборот больше; 4) не факт, что из городов-изгоев новый город станет городом-фаворитом и на него прольется дождь бюджетных областных инвестиций. Заявленная сумма золотого дождя в 1 млрд. рублей - это мелочь, не способная решить ключевые городские проблемы, но это и свидетельство того, что фаворитами мы не будем. Еще пример: совокупная рыночная стоимость недвижимости в Дзержинском 100-120 млрд. руб. - падение стоимости ее даже на 5% из-за негативной репутации Котельников обедняет всех нас на 5-6 млрд. руб. И взамен дают только 1 млрд. руб!
Надо еще понимать что такое Котельники - это не город, а большая градостроительная преступная ошибка. Хаотичное развитие в 2000-е гг. привело к появлению на территории этого городского округа массы огромных жилых зданий, мегаторговыз центров и складских комплексов, но городом они не стали, создав массу дорогостоящих проблем. Во-первых население. Активный рост сопровождается формирование крупного района арендного жилья, заполненного трудовыми мигрантами из России и стран СНГ. Вполне понятно, что крайне редкий квартиросъемщик может стать горожанином. Котельники - место где он ночует и потребляет, но его жизнь далеко за пределами Московской области. Ответственности никакой. И это значительная, если не большая часть населения Котельников. Во-вторых - застройщики выражено не желают как нормальные капиталисты вкладываться в непрофильное - социальную, дорожную и коммунальную инфраструктуру. Оттого дефицит всего и вся и улица Кузьминская как символ Котельников - гигантские многоквартирные дома на которых застройщики прилично заработали и пустырь вместо улицы. Итого - в Котельниках почти нет ни горожан, ни городской среды. И чтобы ее создать нужны сотни и сотни миллиардов рублей. В этом городе нет городской площади, а администрация сидит в бараке в промзоне - разве это город. Что бы подтянуть его до уровня хотя бы Дзержинского, нужно многие годы и огромные деньги. Совершенно очевидно, что в такой паре десятилетия вперед Дзержинский будет расходовать ресурс благоустройства созданный при Доркине и не до конца деградировавщий при Плешакове, а деньги будут уходить в Котельники. Еже ли они туда не будут уходить, то есть риск прогрессивного развития это крупного гетто с массой социальный проблем, что естественны образом скажется на стоимости недвижимости в Дзержинском и качестве жизни в нашем городе.
При объединении возникает вопрос размещения органов управления - естественно разнозначные города не идут на компромисс и каждый хочет администрацию иметь на своей территории. И компромиссным видится размещение ее на засыпанном карьере между ул. Угрешской и микрорайоном Южным. Не надо этого делать. Там же на десятки метров вглубь идет свалка. Что такое свалка - это сгусток негавтиной энергии, отбросы человеческой жизни, грязь... строить центр города на негативе, ставить здания для управленцев на источнике темной энергии - обрекать город на муки грешников, на вечные раздоры. Вдобавок как-то слабо верится в способность городского бюджета потянуть создание подлинного административно-делового центра в более-менее разумный период. Ведь может получится, что все дело ограничится коробкой здания городской администрации посреди эпической свалки. Вывод разрастающейся промзоны также маловероятен, ибо за него придется владельцам заплатить миллиарды рублей.
После всего выше изложенного, возьмусь утверждать, что не может для нашего города в природе существовать ни одного рационального аргумента в пользу объединения. Точнее не могут существовать общественные причины для слияния, только личностные. Сторонники объединения тем самым руководствуются исключительно узколичностными интересами. Исходя из этого слаженное действие внешних сил, принуждающих к объединению, напоминает «рейдерский захват» города, которые поддерживают в т.ч. и предатели среди жителей Дзержинского. В последние дни в городе массово появились Иуды - депутаты, общественные активисты, чиновники, готовые за 30 серебряников продать город. И 30 серебряников нашлось - если верить «Открытой линии» то это всего 1 млрд. руб, который обещан замминистра строительства если города будут объединены. 1 млрд. руб. - это же копейки - 2 подъезда Угрешской-32 или 3-4% от совокупных годовых налоговых сборов на территории наших городов. Областной бюджет ежегодно выкачивает миллиарды рублей из Дзержинского и Котельников и так и быть уж аж целый миллиард будет возвращен. Для 500 миллиардного бюджета области деньги небольшие. А рай на них в наших городах не построишь. Чтобы обустроить Дзержинский и Котельники нужны вливания в 200-300 млрд. рублей. Но ведь 30 серебряников не имели финансового смысла, они носили символическое значение - так и теперь 1 млрд. руб. - это символическая цена продажи жизни и свободы целого города.
Пожалуй, стоит завершать обзор, который планируют дополнять в будущем. Отношусь с большим уважением к тем горожанам, что поднялись над личностными вопросами и обидами, задумались об общественном благе и отстаивают в разных формах самостоятельность Дзержинского. Поскольку здесь представлена лишь малая часть той работы, которую веду за сохранение города, надеюсь, что город, совместными усилиями немногочисленных адекватных горожан будет сохранен. У Дзержинского есть все причины и потенциалы быть самостоятельным и успешным муниципалитетом Московской области и частью большой России!!!