Представление о себе как о существе рациональным является необходимым условием душевного комфорта - как мне кажется, очень не всем для душевного комфорта необходимо не то что представлять себя рациональным существом, но даже задумываться о данной проблеме. Но и в лучшем случае - когда желание видеть себя существом рациональным имеется - заметить изнутри логическую паранойю задача нетривиальная. Как человеку в плену более цельной теории заметить собственную нерациональность в отношении к этой теории и связанному с ней вопросу?
Я не могу сослаться на серьёзные исследования по поводу ценности представления о себе как рациональном существе, не исключаю, что вопрос это сложный. Однако по личным наблюдениям утверждений типа "я так думаю, потому что мне нравится так думать" люди избегают, любую точку зрения стремятся обосновать рационально.
Зафиксировать логическую паранойю, полагаю, несложно и снаружи, и изнутии: если противоположные по результату действия трактуются как указывающие на один мотив - это вот она (или, шире, это универсальное объяснение). Если человек не хочет попасть в ловушку, то надо искать иные объяснения. Если хочет - тогда всё, ничего не поделаешь.
Люди ж не доходят в своих рассуждения до "я так думаю, потому что мне нравится так думать". Обычно, обоснования для любой точки зрения всегда находятся, и смотрятся такие обоснования очень рационально, там же какая-то логика есть, а чтобы определиться, где в этой логике изъяны - нужно сначала осознать, что где-то в выбранной в качестве точки зрения "рациональной" теории изъяны вообще есть. Хотя, нередко случается, что важнейшим аргументом против не нравящейся точки зрения является фраза "ну это ж ерунда" или "это ж очевидно".
Вот читаешь вас - и правда, несложно заметить. Но по жизни как-то тяжело получается заметить в своем мышлении логическую паранойю, противоположные действия постоянно окружены всякими обстоятельствами, эти обстоятельства помогают трактовать эти действия в пользу как раз того одного мотива и маскируют противоположность действий по сути. И это в своем собственном мышлении. Кого-то еще, например, убедить вообще нереально
>Люди ж не доходят в своих рассуждения до "я так думаю, потому что мне нравится так думать". Обычно, обоснования для любой точки зрения всегда находятся, и смотрятся такие обоснования очень рационально
Так это и указывает на подсознательное стремление к рациональности, эмоция двигает мысль в нужном направлении. Это, на мой взгляд, и есть доказательство тезиса о том, что человку важно казаться рациональным самому себе.
>Кого-то еще, например, убедить вообще нереально
Убедить невозможно, да. Поэтому я и говорю про возможность обходного манёвра - нужно просто указать на такую возможность, причём даже избегая намёка на "это может быть и у тебя". И - да, это очень сложный и малорезультативный подход, но другого нет.
Страх - насколько я понимаю, конечно - может порождать паранойю. Причём я имею в виду не клиническую паранойю, требующую врачебного вмешательства, а паранойю "логическую", если можно так сказать: универсальное "объяснение" их поведения. Если они занимаются военными приготовлениями - значит, они хотят напасть, даже если и говорят о том, что готовятся к обороне. Если они предлагают мирные инициативы - то заманивают и выигрывают время. Наконец, если они разоружаются - то от слабости или глупости, и это - не повод для успокоения, а сигнал к действию, поскольку потом они станут сильнее, поумнеют, и захотят напасть. -и всё это было как в истории, так и совсем недавно на постсоветском пространстве. Что называется прецеденты говорят сами за себя. И требуют существенной подстраховки вестимо. У Лебоу я встретил утверждение о том, что для человека обычно когнитивная цельность важнее рациональной стройности: последняя всегда ограничена, в ней необходимо существует неизвестное, что неприятно.-да, такое имеет место и очень разрушительно действует.
( ... )
Comments 19
Представление о себе как о существе рациональным является необходимым условием душевного комфорта - как мне кажется, очень не всем для душевного комфорта необходимо не то что представлять себя рациональным существом, но даже задумываться о данной проблеме. Но и в лучшем случае - когда желание видеть себя существом рациональным имеется - заметить изнутри логическую паранойю задача нетривиальная. Как человеку в плену более цельной теории заметить собственную нерациональность в отношении к этой теории и связанному с ней вопросу?
Reply
Зафиксировать логическую паранойю, полагаю, несложно и снаружи, и изнутии: если противоположные по результату действия трактуются как указывающие на один мотив - это вот она (или, шире, это универсальное объяснение). Если человек не хочет попасть в ловушку, то надо искать иные объяснения. Если хочет - тогда всё, ничего не поделаешь.
Reply
Люди ж не доходят в своих рассуждения до "я так думаю, потому что мне нравится так думать". Обычно, обоснования для любой точки зрения всегда находятся, и смотрятся такие обоснования очень рационально, там же какая-то логика есть, а чтобы определиться, где в этой логике изъяны - нужно сначала осознать, что где-то в выбранной в качестве точки зрения "рациональной" теории изъяны вообще есть. Хотя, нередко случается, что важнейшим аргументом против не нравящейся точки зрения является фраза "ну это ж ерунда" или "это ж очевидно".
Вот читаешь вас - и правда, несложно заметить. Но по жизни как-то тяжело получается заметить в своем мышлении логическую паранойю, противоположные действия постоянно окружены всякими обстоятельствами, эти обстоятельства помогают трактовать эти действия в пользу как раз того одного мотива и маскируют противоположность действий по сути. И это в своем собственном мышлении. Кого-то еще, например, убедить вообще нереально
Reply
>Люди ж не доходят в своих рассуждения до "я так думаю, потому что мне нравится так думать". Обычно, обоснования для любой точки зрения всегда находятся, и смотрятся такие обоснования очень рационально
Так это и указывает на подсознательное стремление к рациональности, эмоция двигает мысль в нужном направлении. Это, на мой взгляд, и есть доказательство тезиса о том, что человку важно казаться рациональным самому себе.
>Кого-то еще, например, убедить вообще нереально
Убедить невозможно, да. Поэтому я и говорю про возможность обходного манёвра - нужно просто указать на такую возможность, причём даже избегая намёка на "это может быть и у тебя". И - да, это очень сложный и малорезультативный подход, но другого нет.
Reply
У Лебоу я встретил утверждение о том, что для человека обычно когнитивная цельность важнее рациональной стройности: последняя всегда ограничена, в ней необходимо существует неизвестное, что неприятно.-да, такое имеет место и очень разрушительно действует. ( ... )
Reply
Leave a comment