К вопросу об архитектуре информационных процессов человеческого существа

Mar 25, 2016 09:42

Разбираю материалы недавнего Всемирного Экономического Форума в Давосе, посвящённые нейронаукам. Уже второй год подряд данная тема значится в программе ВЭФ. Мне интересно понять, что именно выделяют в данной сфере сильные мира сего, какие темы привлекают их вниманием, а какие - нет? В  рамках какого дискурса идёт дискуссия, какие модели положены в её основу?

К сожалению, судя по этим материалам нейронаучный мейнстрим по-прежнему руководствуется представлениями о том, что психические процессы полностью детерминированы процессами в мозге. Попросту говоря, психика рассматривается как производная происходящих в нём процессов. Отсюда логично вытекает уверенность в том, что изучив в мельчайших деталях устройство мозга, его морфологию и нейрофизиологию, мы автоматически получим ключ к пониманию механизмов сознания. Во главу угла поставлено представление о мозге как очень сложном материальном объекте. Подобно тому, как проект полного картирования человеческого генома дал очень и очень значительные результаты в разных областях знания, имеет место надежда решительных прорывов за счёт выявления мельчайших нюансов физической организации нервной ткани в мозге.

На практике это означает отказ (точнее, наделение низким приоритетом) от поиска таких форм знаний о психической деятельности, как разного рода эвристик и функциональных моделей.  Это означает вытеснение на периферию научного поиска всего, что не укладывается в прокрустово ложе парадигмы мозга как органа мышления, выделяющего, сильно утрируя, мысли подобно тому, как печень выделяет желчь. В рамках такого подхода вполне естественно звучат вопросы наподобие "можем ли мы доверять нашему мозгу?", "возможно ли узнать, что думает наш мозг на самом деле?" и т.п.

С другой стороны, недавно мне на глаза попались свежие тексты Олега Бахтиярова и Владимира Долгачёва, посвящённые предельным аспектам разработанных ими психотехник. К Владимиру Васильевичу претензий нет. Как сказал в своё время о себе другой выдающийся психотехник, говорение никогда не было его предрасположенностью. Более того, сами основания разработанной им системы крайне затрудняют вербализацию используемых в её рамках практик.

Напротив, Олег Георгиевич - это, в первую очередь, выдающийся теоретик.  Его главной заслугой я полагаю создание компактного и мощного языка описания феноменов сознания, связанных с психотехнической деятельностью.  И, разумеется, модели психики, на которую этот язык опирается. Ещё точнее, речь идёт о целостном комплексе, включающем онтологию, функциональные модели и связанный с ними язык описания, а также лежащий в их основе корпус весьма изощрённых психотехник.

Тексты Бахтиярова традиционно отличают ясность и прозрачность для людей, имеющих опыт разработанных им психотехник. Однако, когда он описывает крайние пределы возможностей созданной им системы, её, по сути, основания, его становится сложно понять.  По ходу изложения возникают всё новые и новые конструкты, содержание и взаимосвязь которых ускользает от понимания.

Причиной этого, полагаю, является естественная ограниченность созданного им языка для описания феноменов, лежащих на границе или даже за пределами той области, для описания которой он создавался. Расширяя границы своих поисков, Олег Георгиевич получил опыт, который пока что не смог в достаточной степени освоить.  Используемые им в настоящее время язык и модель психики не оптимальны для представления новых знаний.

В общем, решил я взять на себя труд предложить систематизированный взгляд на взаимосвязь явлений, связанных с процессами обработки информации в человеческом существе. Своей задачей я считаю создание модели и языка описания разнородных феноменов, с которыми работают нейро- и психотехнологии. В первую очередь я считаю необходимым систематизировать их, определив уровни иерархии, которая так или иначе присутствует внутри такой сложной системы, как человеческое существо. Определившись с такой иерархией, мы получим возможность отнести любой из известных нам феноменов к тому или иному уровню системной организации, тем самым задавая контекст словоупотребления, основные представления и другие значимые аспекты содержательной коммуникации.

Примером для себя я принял аналогичную работу сообщества OpenMeta. Своей целью я считаю, помимо прочего, дополнить и расширить проделанную сообществом работу. Причём дополнить и "сверху", и "снизу", если не описав подробно, то хотя бы поименовав те явления и концепции, на которые опирается психика индивида с одной стороны, и которые опираются на неё - с другой.

Изложенная ниже модель не случайно похожа на эталонную семиуровневую модель OSI.

Во-первых, нервная система человека функционально подобна компьютерным системам. Все они специализируются на обработке информации в рамках сложных систем. Это очень важный факт, несмотря на свою тривиальность. Человечество уже накопило огромный успешный опыт создания систем, функционально подобных нервной системе человека. В некоторых отношения эти системы уже превосходят человеческие, причём на много порядков. Это означает, среди прочего, возможность использовать опыт, накопленный в результате создания изощрённых средств анализа и проектирования такого рода систем. Грубо говоря, для работы с wetware - биологическими информационными системами, - хотя бы частично пригодны подходы, наработанные для software и hardware. Хороший (да что там, отличный!) пример такого рода можно найти здесь.

Во-вторых, как справедливо указывает ailev, любая попытка предложить такого рода модели должна учитывать тренд на взаимопроникновение биологических и кибернетических систем. Очевидно, что для проектирования и эксплуатации гибридных систем такого рода они должны описываться сходным образом, опираться на как можно более похожие представления.

Одним из критериев адекватности (эффективности, мощности) языка описания (архитектур, моделей и т.п.) предметной области я полагаю возможность с его помощью порождать компактные и удобные к практическому применению (инженерии в первую очередь) моделей. В случае нижеприведенной модели я попытаюсь описать в её терминах широко известные феномены, чтобы повертеть, так сказать, в руках полученный результат. Попробовать на вкус.

Что описываем?

Уже на этапе определения предмета я столкнулся с характерными проблемами. Понятно, что мы рассматриваем не психику и даже не нервную систему. Точнее, далеко не только их. В первую очередь мы должны держать в уме, что ключевые феномены, отличающие именно человеческое существо - язык, культура, разум (что бы мы под этим не понимали), - имеют интерсубъектный характер. Они не существуют вне человеческих сообществ и ни в каком смысле не являются характеристиками отдельно взятого индивида. Иными словами, критически важные процессы, связанные с обработкой информации индивидом, происходят на верхних уровнях системной организации, фигурально выражаясь, в "облаке", независимо от него. Например, именно в "облаке" происходит накопление новых представлений о реальности, которые сначала находят своё отражение в языке и культуре, а уже после этого  проникают в индивидуальные модели реальности, которые поддерживает психика отдельных индивидов.

Исходя из этих соображений было бы правильно говорить о чём-то вроде "информационных процессов человеческих сообществ". Однако словосочетание "информационные процессы" вызывает множество нехороших ассоциаций, а "человеческие сообщества" тоже кажутся притянутыми за уши то ли из антропологии, то ли из социологии. В идеале, наверное, стоило бы говорить про киберпсихофизические системы. Но это, боюсь, слишком мудрёно.

В общем,  нет у меня пока убедительного варианта. Пока что я остановился на "процессы обработки информации человеческого существа".  Т.е. мы не определяем  где и как именно происходит эта обработка, мы лишь указываем, что фокус нашего внимания в данном вопросе помещён на человеческое существо. Не индивид, т.е. единичный экземпляр вида, не отдельную особь, но человеческое существо как более широкое и абстрактное понятие.

Ключевые понятия

Нервная система - морфологически обособленная (представленная специализированными клетками - нейронами) система организма, которая обеспечивает обработку информации о внешнем и внутреннем мире индивида. Включает в себя ряд функциональных подсистем: центральную, вегетативную, симпатическую, парасимпатическую и т.п.

Психика - совокупность процессов обработки информации в нервной системе, связанных с моделированием реальности, включая процессы конструирования модели, её пересмотр, удержание в целостном виде, развитие и т.п. Не всё то психика, что движение информации в нервной системе. У животных психика присутствует настолько, насколько сложные формы научения им доступны. Мы не говорим о психике простейших, поскольку у них нет ни индивидуального научения, ни передачи информации другим особям. В случае коллективных видов наподобие муравьёв или пчёл, уместно говорить о коллективной психике (не путать с психикой коллективов, см. соответствующий раздел).

Уровни системной организации

Физиологический  (физический)

На самом первом, нижнем уровне речь идёт о том, как физически организована та специализированная среда, в которой происходят процессы обработки информации. В случае wetware речь идёт о морфологии, гистологии и других аспектах жизненного цикла нервной ткани безотносительно к её сигнальной функции.

Для киберфизических систем на данном уровне специфицируются физические характеристики имплантов, нейроинтерфейсов и т.п. технических средств, взаимодействующих с тканями организма.

Сигнальный

На этом уровне речь идёт о том, как реализована сигнальная функция нервной ткани и её субститутов. В частности, описываются различные аспекты распространения сигналов (как электрических, так и химических) в рамках отдельного структурного элемента: единичного нейрона, синаптической связи и т.п.  Помним о том, что помимо электрохимических процессов передачи информации (электрических импульсов, spikes) в живом организме присутствуют и чисто химические методы передачи информации (гуморальная регуляция).

Функциональный

На этом уровне речь идёт уже непосредственно о процессах обработки информации, но в рамках отдельного функционального комплекса, т.е. функционального объединения клеток, реализующих обработку информации на самом нижнем уровне. Это, например, рефлекторная дуга, т.е. комплекс, состоящий из двух и более нейронов, обеспечивающих получение информации через рецептор, её обработку и выдачу управляющего сигнала на мышечное волокно. Это, например, группа нейронов зрительной коры, обеспечивающая распознавание геометрических примитивов.

Функционирование вегетативной нервной системы происходит именно на этом уровне.

Насколько понимаю, нейрофизиология как академическая дисциплина и  неврология как дисциплина практическая сосредоточены на первых трёх уровнях системной организации: физиологическом, сигнальном и функциональном. На них же сконцентрированы  нашумевшие проекты исследования мозга вроде Blue Brain и т.п.

Психический

На этом уровне описываются феномены нервной системы индивида, которые обеспечивают процессы его индивидуальной автономной (независящей от внешних условий и контекста) картине реальности. С некоторыми оговорками можно говорить, что эти феномены доступны для его сознания (могут быть выявлены его произвольным вниманием в ходе интроспекции).

Происходящее на нижележащих уровнях недоступно для произвольного внимания в той версии психики, которую современная наука принимает за медицинскую норму. Некоторые из процессов автономной нервной системы, такие как активность водителя сердечного ритма или обработка сигналов, поступающих от интерорецепторов, могут стать доступными для непосредственного восприятия и управления со стороны индивида. Но это требует продолжительной тренировки и значительных ресурсов. В этом смысле граница между психическим и функциональным уровнем является проницаемой, хотя и довольно плотной. Ну или наоборот, плотной, но теоретически проницаемой.

Технические средства, такие как биообратная связь,  радикально упрощают взаимодействие психики индивида с отдельными элементами его нервной системы. Возможно, например, создавать контуры управления с участием отдельных функциональных элементов (нейронов и групп нейронов, нервных узлов) нервной системы, что вряд ли возможно путём волевой регуляции. Таким образом, одним из направлений эволюции нервной системы человеческого существа является экспансия психики в нижележашие уровни системной организации, расширение пределов возможного для саморегуляции за счёт технических средств.

Вопрос о содержании психического уровня, об архитектуре психики требует отдельного пространного материала. Пробные заходы на этот предмет уже сделаны сообществом OpenMeta. Не вдаваясь в подробности, укажу ключевые, на мой взгляд, феномены.

Семантическое поле
Семантическое поле (тезаурус смыслов) как его описывал Игорь Смирнов в своей работе "Психотехнологии", может быть описано как массив ассоциативно связанных между собой элементов, где каждая связь (граф) имеет разные весовой коэффициент. Состав тезауруса характеризуется набором семантически нагруженных стимулов, вызывающих  непроизвольные телесные реакций разной степени интенсивности и характера.  Таким же образом, через сопряжённую моторную методику Лурия, например, состав семантического поля может быть выявлен. Подробности процедуры описаны у Смирнова, в двух словах стимулы, не вызывающие характерную реакцию (P300, например), не имеют коррелята в семантическом поле индивида. Попросту говоря, они  отсутствую в нём. Уровень реакции на разные сочетания стимулов характеризует ассоциации между отдельными элементами поля и их значимость.

Воля
Воля есть особого рода феномен, который можно описать как источник психической активности индивида, организующий содержания его психики. Активность воли может быть обусловлена разными причинами. В первую очередь она направлена на реализацию поведенческих программ, так или иначе сформированных в индивиде в процессе его социализации.

Важным аспектом волевой активности является отождествление воли с теми содержаниями сознания, на которые она направлена (которые выделены вниманием). В норме, понимаемой статистически, как наиболее распространённый случай, воля практически всегда обусловлена внешними по отношению к ней факторами, т.е. содержаниями сознания.

Редким и ценным случаем является свободная воля, которую можно описывать как особого рода позицию, пребывая в которой индивид получает некоторые дополнительные возможности в части психической деятельности. В первую очередь - способность к разотождествлению с содержаниями психики, включая наблюдение за собственной активностью, эффективное управление вниманием и т.п. Эта позиция, судя по всему, аналогична Наблюдателю (Свидетелю) различных традиционных школ.

Внимание
Внимание есть проявление воли и её инструмент. Посредством внимания воля выделяет то или иное содержание психики, удерживая его в фокусе на протяжении целевой деятельности.

Обратным процессом является захват внимания содержаниями психики, которые в силу тех или иных причин сильно привлекают внимание (аттрактивны). Например, если в случае этих содержаний имеет место высокая степень эмоционального напряжения. В этом случае фокус внимания устанавливается помимо волевого усилия или даже вопреки ему, т.е. имеет место непроизвольное отождествление Наблюдателя и содержаний психики, которые захватили внимание.

Содержания психики
Содержания психики это всё, что только может быть выявлено вниманием индивида:
  • воспоминания (память);
  • ощущения (всех модальностей);
  • фантазии (включая сновидные и просоночные образы, галлюцинации и т.п.);
  • внутренний диалог (проговаривание);
  • субличности;
  • эмоции.
Можно предположить, что семантическое поле (совокупность значимых чувственных образов и ассоциаций между ними) составляет основу и нашей памяти, и модели реальности.

Сознательное индивида
 Содержания психики, которые доступны для произвольного, т.е. направляемого волей, внимания индивида считаются находящимися в зоне сознательного. По мере тренировки внимания либо ситуативно под влиянием аффекта, энцефалотравм, психоактивных веществ и т.п. пределы доступного для произвольного внимания расширяются.

Внесознательное индивида
Совокупность содержаний психики (воспоминаний, ощущений и т.п.) индивида, которые недоступны для его произвольного внимания и воли, составляют его внесознательное (бессознательное). То, что находится во внесознательном отсутствует для "Я" индивида и ни в каком виде и качестве не может быть им использовано. Внесознательное может быть выявлено и познано посредством изучения его опосредованных проявлений.

Я-концепция
Особое содержание психики представляет "Я-концепция". Его содержанием является специфическое представление о себе как индивиде, отдельном от других, обладающем такими уникальными характеристиками как имя, личная история и т.п. Можно предположить, что за "Я-концепцию" отвечает  отдельный от других компонент психики, своего рода программный daemon. Активность этого компонента автоматически актуализирует  ряд   содержаний психики, ассоциирующихся с личностью индивида.

Насколько можно судить, активность Я-концепции не является обязательным условием поддержания гомеостаза в организме индивида. Целый ряд особых состояний психики, характерных для таких явлений, как сомнабулизм, гипнотический транс, аффект и т.п., характеризуются отсутствием у индивида "Я" при полном сохранении способностей к сложной координации, интеллекта и т.п.

Я-концепция является важным фактором социальных взаимодействий индивида.

Деятельностный

Аспекты психики и поведения, связанные с целенаправленной деятельностью индивида, в первую очередь (по умолчанию) групповой: трудом, творчеством, социальными отношениями. Почему групповой по умолчанию? Потому что мы социальные существа, во-первых, и наша психика интерсубъектна, во-вторых. Случай одиночки, который абсолютно автономно что-то такое мастырит в уединении является вырожденным.  Сплошь и рядом спутниками, казалось бы, сугубо индивидуальной деятельности являются разного рода умозрительные субъекты - наставники, святые покровители, друзья и враги, - с которыми индивид пребывает в плотном общении.

Деятельность является одним из важнейших аспектов информационных процессов человеческого существа. В результате практической деятельности как целенаправленного изменения реальности (внутренней, внешней, объективной, субъективной, материальной, виртуальной) люди получают новые знания, проверяют и совершенствуют свою модель реальности и т.п.

На этом уровне описывается психика коллективов (корпораций, спортивных команд и т.п.): воля и внимание коллектива, его сознательное и внесознательное. Содержательное обсуждение данной области имеется в сообществе OpenMeta. Взяв его за основу, предложу следующий взгляд.

Коллектив - сообщество людей совместно целеполагающих и целеустремлённых.

Психика коллектива - процессы обработки информации внутри коллектива, включая факты, идеи, представления, планы и т.п.

Содержаниями психики коллектива является сумма сознательного его членов.

Сознательное коллектива есть совокупность всех проявленных (озвученных внутри коллектива, желательно ещё и зафиксированных на материальных носителях) индивидуальных содержаний психики.  То, с чем коллектив как сообщество уже может работать именно как сообщество.

Внесознательное (бессознательное) коллектива составляют те содержания психики его членов, которые ещё не были ими представлены друг другу.  В отсутствие телепатии члены коллектива не могут ничего узнать о том, что они не явили друг другу, хотя эти непроявленные знания, идеи, опыт и т.п. могут самым активным образом влиять на коллективную деятельность.  Индивидуальное внесознательное не рассматривается как компонент психики коллектива и относится, скорее, к характеристикам отдельных его, коллектива, элелементов, т.е. членов.

Внимание коллектива - процесс выделения в процессе коллективной деятельности тех или иных содержаний (идей, представлений, фактов и т.п.).

Воля коллектива - определяется через члена (членов) коллектива, которые являются его, коллектива, властвующим субъектом. Субъектность (властвование) определяется как способность определять повестку дня (цели, приоритеты, темы для обсуждения и умолчания). Аналогично воле в индивидуальной психике воля коллектива имеет такие характеристики как сила, устойчивость и т.п. Для целей анализа данного аспекта психики коллектива  можно использовать теоретические представления и модели прикладной  конфликтологии.

Экзотело - совокупность технических средств и приспособлений, посредством которых коллектив воздействует на окружающую реальность, целенаправленно изменяя её. Техника - станки, 3D-принтеры, целые заводы, - выступает как эффектор, органы действия организма, проявляя его коллективное намерение (цели, планы, стратегии) в материальном мире.

Экзокортекс - совокупность материальных носителей, отражающих содержания психики коллектива.

Полагаю, что в случае коллектива не стоит использовать приставку "экзо-" в случае тела и кортекса. То есть не переносить взгляд, уместный для индивидуальной психики. Для коллектива интериоризовано то, что для индивида есть внешний феномен вроде ПК и Сети, ибо у коллектива нет "естественного" тела и кортекса. Психика коллектива целиком интерироризует все технические средства. Другое дело, что стоит, наверное, выделять продукты собственной психической деятельности (собственные БД и знания, например) и внешние, где возникает присутствие других коллективов.

Культурный

Высший уровень организации процессов обработки информации человеческого существа - это культура сообщества, к которому принадлежит индивид. Культура является верховным регулятором деятельности индивида, определяет границы его семантического поля, соответственно,  пределы Познаваемого. Применительно к коллективам это писанные и неписанные нормы, стандарты, модели, парадигмы, регламенты, обычаи и т.п.  Это своего рода облачная ОС, терминалом доступа к которой является каждый индивид.

Элементом культуры я полагаю и язык.

Применение модели

Разберём несколько примеров использования вышеизложенной модели для целей анализа.

Казус Долгачёва

В чём проблема системы, которую разработал Владимир Долгачёв? Насколько я понимаю её содержание, в основу положена идея работы с потоком сигналов, идущих от рецепторов тела. Напрямую, без опосредования в механизмах психики, т.е. модели реальности.  В норме этот безостановочный поток нервных импульсов проходит множество фильтров, так что на выходе мы получаем тоненький ручеёк ощущений. Долгачёв нашёл возможность тренировать внимание таким образом, что появляется возможность воспринимать (выявлять произвольным вниманием) сигналы, в норме недоступные для него. Это есть содержание его системы на психическом уровне.

На функциональном уровне, подозреваю, имеет место возникновение новых синаптических связей и функциональных комплексов (контуров), объединяющих участки коры, в норме не связанные между собой.  В результате граница психического смещается вниз, как и  в случае использование технических средств вроде биообратной связи. Рискну предположить, что обучение системе Долгачёва можно сильно упростить, если использовать такого рода технические средства. Вполне возможно, что её возможности могут быть реализованы и вовсе только лишь техническими средствами, без тренировок.

Создание "туннеля" между функциональным и психическим уровнями сопровождается проблемой коммуникации его результатов. В семантическом поле Владимира Васильевича уже давно присутствуют элементы, отражающие телесный опыт, связанный с данной психотехникой. Эти элементы, скорее всего, имеют характер специфического переживания, которое  в психонетике обозначается термином "амодальное переживание" или "чистый смысл". А вот в актуальной версии культуры ничего подобного до сих пор нет. В результате, когда Долгачёв пытается дать не то что инструкции, но обратную связь своим ученикам, он вынужден говорить обиняками. У него буквально пропадает дар речи в этой особенной ситуации.

В похожей ситуации, видимо, находится и Олег Георгиевич. Тьма Кромешная, о которой он пишет в своих последних статьях, это, полагаю, всё тот же поток сигналов от гигантского количества рецепторов, разбросанных по всему человеческому телу. По мере расширения границ осознаваемого в ходе психонетического тренинга психика (произвольное внимание) неизбежно выходит в те области, где этот бесконечный поток сигналов  уже может быть воспринят.  Воспринят частично, само собой, поскольку для обработки такого количества информации психика просто не приспособлена, у неё нет столько ресурсов.

Что происходит в момент выхода внимания в эти области? Сырая, амодальная, вообще никак не структурированная (либо структурированная неким странным, контринтуитивным образом) информация, с одной стороны, становится частью психики, как-то ею перерабатывается (осмысливается), помещается в новые ячейки семантического пространства.  С другой стороны, будучи по своей природе сильнейшим (сильнее не бывает) раздражителем, поток первичных сигналов со страшной силой захватывает внимание, обуславливая его и стоящую за ним волю так, как не может захватывать и обуславливать никакое другой содержание психики.

Не могу судить, возможно ли вообще разотождествление с такого рода раздражителями. Возможно, для этого необходимо формирование в нервных тканях (на нижних уровнях) новых функциональных контуров. В любом случае мы сталкиваемся с ситуацией, для которой психика в том виде, как она сложилась у нашего вида, вообще не приспособлена. Проявляется эта ситуация, в том числе, как сложности с её описанием. Даже такой могучий ум, каким располагает Бахтияров, требует некоторого времени, чтобы найти удачные (ясные, прозрачные, лаконичные, мощные) средства описания.

О месте экзокортекса и экзотела в модели психики

Сообщество OpenMeta ставит вопрос о необходимости учитывать в моделях человеческой психики неизбежность  её сращивания с техническими системами, компьютерными в первую очередь. В частности, обсуждается роль и место экзокортекса и экзоскелета (экзотела) в архитектуре психики.

Как выглядит ответ на эти вопросы в излагаемой модели?

Пока что я не нахожу возможности для единообразного взгляда. Ответ сильно зависит от конкретного технического средства и контекста его применения.  Основными критериями отнесения к тому или иному уровню системной организации я полагаю следующие: а) способность психики (произвольного внимания) выявить факт присутствия технического средства и б) степень сложности доступа к техническим средствам со стороны психики (воли и произвольного внимания).

Возьмём нейроинтерфейсы. Если речь идёт про инвазивные - это 1-3 уровень рассматриваемой модели. Почему? Потому что для психики они незаметны, никак себя не выдают, как не выдаёт своего присутствия кохлеарный имплантант.

С неинвазивными нейроинтерфейсами ситуация сложнее. На первом этапе, когда обратная связь требует произвольного внимания, речь идёт про четвёртый уровень, может быть и пятый-шестой, так как имеет место более-менее напряжённое "делание" и его спутники в виде заметных стороннему наблюдателю "пыхтения" и "сопения". По мере формирования автоматизма и обеспечивающих его контуров в кортексе можно говорить о возникновении функционального комплекса. Впрочем, всё равно эта обратная связь будет обеспечиваться структурами психики, пусть и без привлечения произвольного внимания и воли, так что всё равно четвёртый.

Внешние источники информации и знаний, ассистенты и помощники я отнесу на уровень деятельностный. Почему? Во-первых, пользование ими не является прозрачным для структур психики, индивиду приходится осуществлять в материальном мире более-менее сложные действия. Во-вторых, внешние по отношению к индивиду технические средства, как правило, создаются и поддерживаются другими людьми и коллективами. т.е. отражают содержания их психики, в некотором смысле являются агентами их психики. Т.е. есть имеет место пусть и опосредованная материальными носителями, но коллективная деятельность.

Из этого вытекают направления дальнейшей эволюции: демонтаж барьеров в части использования, упрощение доступа, интериоризация пока внешних средств (сначала имеют место голоса в радиоточке, потом в голове). Когда такой помощник будет восприниматься психикой как часть себя тогда можно будет говорить про  четвёртый уровень и экзокортекс.

P.S. По итогам обсуждений стала очевидной необходимость уточнить статус вышеприведенных размышлений. Пока что это не более чем систематизированный взгляд на взаимосвязь явлений, связанных с процессами обработки информации в человеческом существе. Он не является и не претендует на статус модели и языка описания разнородных феноменов, с которыми работают нейро- и психотехнологии. Это пока первый подход к снаряду, цель которого уточнить хотя бы самые-самые общие моменты для дальнейшей содержательной коммуникации.

P.S. Комментарии к этому тексту в журнале openmeta Об уровнях архитектуры психики в MindTech

P.P.S. Содержательное обсуждение понятия "биообратная связь" в группе Нейронета

объекты исследования, рабочее, онтологии

Previous post Next post
Up