Берлин - заповедник современной архитектуры и "альтернативная" мекка Европы. Не ищите здесь готических церквей и средневековых улочек. Если они здесь и есть, то фейковые, как Nikolaiviertel. Берлин совсем иной город, нежели какой-нибудь идиллический
Гейдельберг. Не только потому, что памятники были уничтожены войной. Берлин - политическая столица Пруссии в эпоху индустриализации. Застраивался он в конце XIX - начале XX века доходными домами, магазинами, банками и фабриками. Совсем как Петербург.
Но в отличие от Питера, имперской архитектуры - и прусско-кайзеровской, и гитлеровской, сохранилось совсем немного. От первой - Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Университет Гумбольдта, от второй - Олимпиский стадион, радиобашня у автобусного вокзала. После войны и в западной, и особенно в восточной части выросли скучные панельные дома. Зато в последние 15 лет в связи с переносом сюда столицы было построено столько качественных современных зданий, сколько не возводилось ни в одном городе мира. Трудно найти звезд современной архитектуры, которые бы не отметились в Берлине.
1. Берлин - город с непростой судьбой. Феномен в том, что некогда единый столичный мегаполис 30 лет жил, разделенный противостоянием на две автономные части, а потом снова соединился. Здесь до сих пор два центра.
2. Стена была возведена в 1961 году, окружив Западный Берлин со всех сторон. Она сформировала специфический менталитет западного берлинца, который постоянно жил в осаде, окруженный врагами-коммунистами. Впрочем, с западной стороны стену можно было потрогать или расписать граффити, а вот с восточной были контрольно-следовая полоса, система заграждений, наблюдательные вышки и вооруженные пограничники; некоторые из них, кстати, сами бежали на Запад. Прежде чем стена была разрушена в 1990 году, около 200 восточных немцев погибло при попытке прорваться через нее к свободе, которая парадоксальным образом была внутри стены, а не снаружи. Если приглядеться, места, где стояла стена, выложены на улицах особым булыжником. Цельные фрагменты стены сохранились вдоль реки Шпрее между станциями Ostbahnhof и Warschauer Strasse, в районе Mauerpark, на Bernauer Str. Музеефицированный кусочек стены есть также при музее Топография террора на Вильгельмштрассе. Позади стены два характерных здания "исчезнувшего Берлина" - бывший прусский ландтаг и бывшая резиденция воздушного министерства Геринга.
3. Сегодня Германия - совсем другая страна, что должен был символически подтверждать норманфостеровский обзорный купол на Рейхстаге. Но если вы попадете внутрь, увидите надписи советских солдат на стенах.
4. Заставить депутатов ходить мимо этих граффити 65-летней давности на заседания - сильный поступок.
5. За время моего отсутствия возникла новая линия метро U55. Пока у нее всего три станции в правительствнном квартале - Главный вокзал, Бундестаг, Бранденбургские ворота. За это берлинцы прозвали ее Канцлербан - трасса канцлера.
6. С точки зрения транспорта Берлин - недосягаемое будущее. Здесь на трех уровнях (по земле, под землей, над землей) ходит первоклассный общественный транспорт. При этом почти на каждой улице размечены велодорожки. И еще каким-то образом находится место для автомашин - пробки в городе отсутствуют. Смело берите дневной билет (Tageskarte) за 6 евро и катайтесь без ограничений.
7. В Берлине сквозные вокзалы: Ostbahnhof - Alexanderplatz - Friedrichstrasse - Hbf. - Zoologischer Garten. Инфраструктуру железной дороги (
Дойче бан) использует надземное метро - С-бан. Оно идет через весь город насквозь, не взирая на эстетику. Впрочем, главная линия сама является памятником, так как ей порядка 100 лет. Советую просто проехать разок по главной ветке (S5, S7, S75) от Ostkreuz до Westkreuz. Из окон откроется панорама многих интересных районов города с шестиметровой высоты. Разумеется, можно перевозить с собой велосипед.
8. Составы метро последней модификации - как один большой вагон. Сюда тоже можно с великом.
9. Безучастность к окружающим - характерная черта всех больших городов. Столько всего происходит, что люди привыкли не вмешиваться в чужие проблемы. В Берлине идет кампания за пробуждение гражданской смелости и неравнодушия.
10. Одно время у нас были распространены автоматические камеры хранения. Потом их поубирали из-за борьбы с терроризмом. На главном вокзале Берлина ячейки расположены у входа в паркинг. Такое решение практически исключает тяжкие последствия для пассажиров, даже если кто-то заложит туда взрывное устройство.
11. Если вы живете в Берлине, вам не придется ломать голову, куда девать поношенные вещи. Специальные контейнеры есть на многих улицах. Ваши шмотки отправятся в Африку.
12. Еще одна ипостась Берлина - культурная мекка. Город арт-событий и арт-повседневности. Берлин очень популярен у дизайнеров, музыкантов, архитекторов, писателей, людей науки, в общем, у креативного класса. Про этот аспект можно писать отдельный пост. Даже подземная станция здесь оформлена как ночной клуб.
13. На месте закрытого аэропорта Темпельхоф, расположенного в черте города, решено создать беспрецедентный по размерам
общественный парк.
14. В этот приезд я прокатился в Нойкёльн. Эмигрантский район, населенный преимущественно турками, но застроен красивыми довоенными домами, что способствует притоку того самого креативного класса. А вот характерный фартук безошибочно указывает на русское происхождение продавщицы плюшек. Такие же носят тетки на
Брайтоне в Нью-Йорке.
15. Депутаты Нойкёльна все сплошь "альтернативные" - Зеленые, Левые и
Пираты. Кто бы сомневался. Имидж - ничто, поэтому о хорошем фотографе никто не подумал.
16. Еще один малоизвестный среди туристов квартал - Hansaviertel. Построен он к международной строительной выставке 1957 года. Работали видные архитекторы-функционалисты со всего мира, в том числе Вальтер Гропиус.
18. И все же эхо войны - главная берлинская достопримечательность. Напоминания об этом везде.
19. Именно в Берлине расположены самые сильные памятники последней мировой войне: знаменитый солдат с девочкой в Трептов-парке, которого чеканили на советских рублях. Здание саперной школы Карлсхорст, где Жуков принял капитуляцию. Но самый сильный - еврейский мемориал. Когда
зимой ступаешь в пустой лабиринт этих серых блоков, и снег хрустит под ногами, а над тобой только черное небо, возникает чувство, будто действительно шагаешь среди бараков лагеря смерти.
А волнистый фасад в глубине кадра принадлежит Фрэнку Гери.
20. Человечек на светофоре - один из символов города, наряду с медведем.
21. Ему посвящен целый магазин. Еще в сувенирных магазинах продают раскрашенные кусочки бетона, которые, конечно же, подлинными фрагментами стены не являются.
22. Здания правительственного квартала, возведенные на рубеже 90-х и 2000-х, уже не такие новенькие,
какими я их застал в 2003-м. Пообтерлись. Вообще говоря, правильные архитекторы всегда учитывают то, как здание будет стареть. На снимке резиденция канцлера (арх. Браунфельс), в народе известное как "стиральная машина".
23. Заглянем внутрь. Зал заседаний правительства Германии. Бытие определяет сознание. И наоборот.
24. Сразу за обширными прериями правительственного квартала возвышается Главный вокзал. Он давно уже эксплуатируется, но пространство вокруг все никак не оформится. Бесконечно что-то ремонтируют и пристраивают.
25. Берлинский фастфуд - это дёнер кебаб, фалафель и карривурст - немецкая сосиска с индийской специей - символ мультикультурализма.
26. Однако, «завтрак», предлагающий 7 видов разливного пива и свиное колено, напоминает о том, что вы все же в Германии.