Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921

Apr 08, 2010 02:02

В.М. Короткий "Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921". Биофильмографический справочник, М.: НИИ киноискусства, 2009, тираж 500 экз.

Как всем известно, дореволюционное российское кино изучено плохо. Имеется масса пробелов, восполнить которые тем труднее, что количество сохранившихся фильмов очень невелико. Поэтому не может не радовать появление таких вот дотошных изданий, пытающихся собрать воедино и упорядочить доступную информацию.

Справочник представляет собой алфавитный перечень всех известных кинорежиссеров и кинооператоров, работавших на территории Российской Империи в указанный промежуток времени. Для каждого приводится краткая биографическая информация, если таковая известна, а так же цитируются рецензионные материалы на его работы, которые позволяют составить представление об оценке его творческих заслуг современниками. Главный источник информации о фильмах и об их атрибуции - классические фильмографии Вениамина Вишневского, дополненные, впрочем, массой других источников (в общей сложности более 200 пунктов!). Во многих случаях, кстати, отмечены неточности, допущенные Вишневским, расхождения с другими источниками.

Почему справочник посвящен не только режиссерам, но и операторам, и почему операторы в названии идут в первую голову? Короткий поясняет во введении: именно оператор в то время был самым главным и востребованным киноспециалистом. "1897-1921 годы - это операторский период в истории игрового кино в России," - пишет он. Полагаю, в этом заключается и теоретико-методологическое новаторство справочника, хотя специалистам должно быть виднее. Кроме того, до 10-х годов разделение труда на киноплощадке не было столь четким и определенным, как в более поздние годы. Поэтому, например, Короткий высказывает мнение, что режиссерами "Понизовой вольницы" следует считать сразу трех людей: В. Гончарова, А. Дранкова и В. Ромашкова (с. 303). Тут отмечу, что в справочники упоминаются киноопыты, в том числе игровые, осуществлявшиеся в России и до 1908 года.

Справочник хорош нейтральным тоном и всеохватностью. У нас обычно принято "серьезно" писать только о том, что удовлетворяет "хорошему вкусу", из справочника же можно почерпнуть сведения о действительном состоянии дореволюционного кинопроцесса. Так, приводятся рецензионные материалы на немалое количество лент, охарактеризованных рецензентами как "пошлые", "вульгарные", "халтурные" и так далее, что лично меня очень интересует. Формулировки в духе "жанровое кино на американский манер" или "драма из жизни столичного омута" не могут оставить меня равнодушным, так что я с гораздо большим интересом читал страницы, посвященные разным эксплуатационщикам, нежели таким признанным классикам как Бауэр, Протазанов, Чардынин и т.п. Кое-что любопытное я выписал, цитаты соберу в отдельном посте.

Не могу избежать глупого каламбура, но Короткий невероятно краток. В силу справочного формата издания в нем введена довольно хитроумная и не всегда очевидная система экономии текста. Например, Вишневский цитируется курсивом без указания ссылок. Привыкнуть к этому не сложно, но читателю, не ознакомившемуся с главой "Об основаниях справочника", разобраться, полагаю, будет трудно. Главным же "недостатком" книги я бы назвал то, что сейчас такие насыщенные разнородной информацией справочные издания уже необходимо создавать не в бумажном, а в электронном виде - чтобы, например, можно было легко осуществлять контекстный поиск. Тогда отпала бы и необходимость тиранической экономии текста. Будем надеяться, что в будущем мы к этому придем.

книги о кино, немое кино, дореволюционное кино

Previous post Next post
Up