Алиса на экране, часть 3

Mar 15, 2010 04:06

Бармаглот/Zvahlav aneb Saticky Slameného Huberta (Ян Шванкмайер, 1971, Чехословакия) -
Эта короткометражка - не экранизация "Алисы", зато первое обращение к этому произведению Шванкмайера, предтеча, так сказать, "Кое-чего из Аленки". Как подсказывает словарь, оригинальное название приблизительно такое: "Абракадабра или Платья Соломенного Губерта". Под английским названием "Jabberwacky" (Бармаглот) фильм выпустили за рубежом, видимо, потому что мало кто вне Чехии знает, кто такой этот Соломенный Губерт. Так что с Кэрроллом общее тут только одно - в начале вслух зачитывают стихотворение "Jabberwacky". В остальном - типично шванкмайеровское пикселированное безумие. Шкаф бродит по Петржинскому холму, детский костюм танцует сам по себе, из кукол лезут опилки и выползают другие куклы, куклы поедают кукол, складной нож убивает сам себя и так далее и тому подобное. По собственным словам Шванкмайера фильм этот, "поначалу обещавший быть непритязательной игрой старых детских игрушек, превратился в дуэль с детством". Ну, так, пожалуй, и следует воспринимать эти шокирующие метаморфозы невинных на первый взгляд образов, ассоциирующихся с детством.
Смотрел дважды. Первый раз показалось скучно и претенциозно, во второй раз не мог оторваться, настолько меня захватила динамика происходящего. Удивительное произведение.

image Click to view



image Click to view



А можно посмотреть/послушать на чешском: http://www.viddler.com/explore/Ms_Valerie/videos/73/











Приключения Алисы в Стране чудес/Alice's Adventures in Wonderland (Уильям Стерлинг, 1972, Великобритания) - очень красочно

Наверное, одна из наиболее известных киноэкранизаций. Очень пестрая и с масштабными декорациями. Начинается все с прогулки Доджсона и девочек по реке, которая, конечно, подана совершенно невинно, ничего общего с телеверсией 65 года. Герои устраивают пикник на берегу и под рассказ Доджсона Алиса засыпает. На глазах у рассказчика и компании появляется белый кролик, за которым убегает героиня. В этом фильме перед засыпанием Алиса строит карточный домик, чем и объясняется картоцентричность ее сна. Все остальное, то есть сон Алисы, снято в павильонах. Там все как обычно: актеры наряжены в костюмы животных, словно в детском спектакле.
Роль Алисы исполняет 16-летняя Фиона Фуллертон - чересчур взрослая. Впрочем, как покажут более поздние экранизации, это еще не предел маразма. Хорошо хоть, что это не мюзикл, песен в фильме мало. Детям этот фильм должен нравиться, полагаю.
В роли Мартовского Зайца - Питер Селлерс. Но тут он не так заметен, как у Миллера в роли Червонного Короля.

















Аромат дамы в черном/Il profumo della signora in nero (Франческо Барилли, 1974, Италия) - Полански по-итальянски
Это тоже не экранизация Кэрролла, но фильм в значительной степени инспирирован его книгами. Почему-то его обычно относят к джалло, называя чуть ли не тайным шедевром жанра, но мне кажется, что это следствие ошибочного позиционирования.
Барилли, проработавший несколько месяцев в конголезских джунглях, задумал снять хоррор об африканских ритуалах и каннибализме, полагая, что это выигрышная тема. Но идея эта опережала время на несколько лет и поэтому продюсерам была не по душе. Однако снимать Барилли хотел очень сильно, и, чтобы угодить продюсерам, скрестил этот сюжет с сюжетом о женщине, сходящей с ума, который он задумывал еще раньше. В то же приблизительно время он купил книгу Кэрролла, пришел от нее в восторг и нашел, что это идеальный источник аллюзий в истории о помешательстве. В результате получилась очень странная смесь, но, к сожалению, ее нельзя назвать цельной. Воспринимается фильм как эстетская вариация на тему "Ребенка Розмари" с очень приятной картинкой (на мой взгляд, впрочем, имеет место некоторое злоупотребление различными ракурсами ангелоподобной Мимси Фармер) и прекрасной музыкой, а кровавые вставки кажутся грубоватыми и лишними. По-линчевски путаная история предлагает два варианта трактовки: либо все происходящее - плод расстроенного воображения героини, личность которой раздваивается из-за возвращения вытесненного чувства вины (эта версия подкрепляется соответствующей цитатой из Кэрролла), либо все - страшная правда, и в современной Италии действует многочисленная секта каннибалов, способная плести поистине дьявольские интриги (финал подкрепляет эту версию). Первая кажется правдоподобнее, но вторая была основной для режиссера, так что получается забавная ситуация: Барилли хотел делать экспло, а создал "артхаусный" культ.
Помимо того, что героиня читает книжку Кэрролла (кстати, ту самую, что купил Барилли), в фильме имеются еще несколько аллюзий, которые, впрочем, мне кажутся притянутыми за уши. Например, юная героиня напоминает Алису с иллюстраций Тенниела, а кроме того она зачем-то забирается под стеклянный столик.
А еще глаз радует красивая подружка героини. Ее играет Донна Джордан, участница уорхоловской Фабрики, чей зад за год до того украсил рекламу итальянских джинсов Jesus: http://www.leiweb.it/moda/news-moda/09_g_latob-pubblicita-modelle_4.shtml





















Сквозь зеркало/Through the Looking Glass (Джонас Миддлтон, 1976, США) - полагаю, первая порно-интерпретация Кэрролла
Снят фильм был в 1975-м, но вышел на экраны только год спустя, незадолго до премьеры известного порномюзикла 1976 года.
Героиня фильма, хозяйка дорогого особняка, ощущает сексуальную неудовлетворенность. По ночам она покидает спящего мужа, уединяется и мастурбирует перед зеркалом. Ей чудится, что какой-то страшный мужчина (Джейми Джиллис) приходит оттуда и ласкает ее. А все дело в том, что в детстве ее совратил отец (тоже Джейми Джиллис, как ни странно). В конце концов ее собственное отражение увлекает ее в Зазеркалье и она оказывается в адской пустыне, где всевозможные фрики предаются буйному разврату.
Эта порнодрама - один из примеров попыток делать в 70-х "серьезные" секс-фильмы. Если бы не хардкор, они могли бы заслужить признание и у критиков. Операторская работа, грим, игра - все на добротном уровне (я бы сказал, что это хороший средний уровень, но для порно это гораздо выше среднего уровня), финал, подозреваю, делался не без оглядки на Антониони. Персонажей из книжки Кэрролла тут нет, но один эпизод явно намекает на Безумное чаепитие.
Странный пессимистичный фильм, связывающий процесс взросления с кошмаром проявляющихся инстинктов и неврозов. На имдб его очень хвалят, но все же "Вакханалия" братьев Амеро, так же исследовавшая логику сна и инцестуальные переживания, на мой взгляд, лучше.

Кстати, замечу, что чем дальше, тем чаще Алису в экранизациях будут нагружать разными жизненными проблемами, чего у Кэрролла, разумеется, не было и в помине, причем нередко важную роль в сюжете будет играть фигура отца.





























Алиса в Стране чудес: музыкальная фантазия с рейтингом X/Alice in Wonderland: An X-Rated Musical Fantasy (Бад Таунсенд, 1976, США) - широко известный в рунете порно-мюзикл
Честно говоря, лень было пересматривать, поэтому и скриншотов не делал, но в сети их найти не проблема. Скованная девушка засыпает и оказывается в Стране чудес, где постигает прелести сексуального раскрепощения, а помогают ей в этом персонажи Кэрролла, которых играют актеры в соответствующих костюмах. Веселые песни, танцы, половые акты без скучного зацикливания на крупных планах фрикций. Может быть, это лучший фильм такого рода. И единственный киномюзикл про Алису, не вызывавший у меня раздражения. Кстати, любопытно: несколько актеров, появившихся в этом фильме, снялись и в фильме Миддлтона, кроме того, эпизоды с ванной странным образом похожи в обоих картинах. Интересно, какая была связь между их создателями?..

Информация из разряда "Знаете ли вы": продюсер фильма Билл Оско в 80-х продюсировал фильмы своей жены Джеки Конг: "The Being", "Night Patrol", "Blood Diner" - еще один мини-культ.

Алиса или Последний побег/Alice ou la dernière fugue (Клод Шаброль, 1977, Франция) - Сильвия Кристель в доме с привидениями
Начинается все с того, что героиня по имени Алиса, которую играет Кристель, оставляет мужчину, с которым, предположительно, жила какое-то время, и уезжает в одной ей известном направлении. Ночью она попадает в бурю, лобовое стекло машины странным образом разбивается, но она находит приют в особняке, принадлежащем немолодому аристократу. На следующий день она никого не обнаруживает и собирается покинуть дом, но это оказывается не так-то просто сделать... В ближайшее время она столкнется с целым рядом абсурдных событий.
В общем, завязка как в "Ангеле истребления", ближе к финалу вспоминается американский "Страж" того же 77 года, а потом и вовсе "Карнавал душ". Я европейских "авторов" знаю плохо, Шабролем вообще никогда не интересовался и подробно читать мне про него лень. Вычитал только в режиссерской энциклопедии, что в своих фильмах он живописал пороки буржуазного общества или что-то в таком духе. Тут это имеется в небольшом количестве, но фильм из разряда тех, которым все придумывают свои интерпретации. Его можно воспринимать как мистико-религиозную притчу, а можно и еще что угодно увидеть. Я вот придумал пессимистическую антиреволюционную интерпретацию, но без вникания в режиссерские замыслы она будет беспочвенным словоблудием. Смотрится с интересом и финал оказался для меня неожиданным, но это потому, что я все-таки ждал чего-то более оригинального. Зато снято красиво.
Забавно, на имдб один западный зритель написал, что в фильме ощущается атмосфера в духе картин Тарковского (по крайней мере, на первых минутах), видимо, полагая, что это комплимент, но я, к счастью, ничего подобного не ощутил.




















Алиса, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up