Под маской невинности: секс, насилие, преступность

Nov 30, 2009 04:14

Кевин Браунлоу. "Под маской невинности: секс, насилие, преступность: социальные фильмы немой эпохи" / "Behind the Mask of Innocence: Sex, Violence, Crime: Films of Social Conscience in the Silent Era", University of California Press, 1992, 606 крупноформатных страниц.

Лучшая книга о кино из тех, что мне доводилось читать! Период немого кинематографа большинству людей кажется скучным, чересчур благонравным и невинным, а ассоциируется в основном либо с развлекательными киношками, либо с единичными попытками поиска киноязыка и раскрытия серьезных социальных тем. Но ведь существовал и совсем другой кинематограф: злободневный, остро-критический, скандальный, скабрезный. Именно этот огромный пласт кино, частично утерянный и забытый, Браунлоу и решил осветить. Задача необычайной трудности, и с ней он справился великолепно, приводя огромное количество убедительного фактического материала. В фокус его внимания в основном попадают фильмы 1908-1928 годов. Многие фильмы давно утеряны или хранятся в частных коллекциях, и рядовому зрителю не доступны, так что Браунлоу порой занимается самой настоящей археологией, раскапывая описания этих лент, находя людей, принимавших участие в их создании и т.п. Погружаясь в мир темных сторон немого американского кино, неизбежно сталкиваешься со множеством образчиков раннего эксплуатационного кино, отчего лично мне читать было вдвойне интереснее.

Рассказ о фильмах и персоналиях сопровождается многочисленными экскурсами в историю США, необходимыми для понимания контекста, в котором создавались эти ленты. Браунлоу - англичанин, и, возможно, это обеспечивает особую критичность его взгляда. Америка описываемого периода у него предстает страной жутких социальных контрастов, нетерпимости, коррупции, насилия, лицемерия, царящей всюду пошлости. То и дело у меня возникало дежавю, Америка рубежа 19-20 веков странным образом напоминала Россию рубежа веков 20-21.

Структурно книга выглядит следующим образом:
Глава 1, по сути, - вводная и посвящена цензуре в США тех лет, в частности - киноцензуре. Главка маленькая, поскольку к цензуре разговор будет возвращаться постоянно на протяжении всей книги. Тем не менее, одна эта главка, пожалуй, дает большее представление о цензуре США, чем выпускавшаяся на русском скучная и бестолковая книга Дон Соувы "125 запрещенных фильмов".
Глава 2 - самая пикантная. Речь идет о том, как в немом кино отражались такие "неприличные" темы, как секс, разводы, контрацепция, венерические болезни, сутенерство. Чуть-чуть Браунлоу касается и порнографии, но, к сожалению, слишком поверхностно, чтобы удовлетворить интерес заинтересованного читателя...
Глава 3: наркотики. Здесь, кстати, упоминается и "Тайна прыгающей рыбы", впрочем, не вызвавшая восторга у автора.
Глава 4: сухой закон.
Глава 5: криминал, молодежная преступность, гангстеры и т.д.
Глава 6: политическая коррупция.
Глава 7: суфражистское движение.
Глава 8: ужасающее состояние пенитенциарной системы.
Глава 9: нищета.
Глава 10: иностранцы - итальянцы, китайцы, японцы, русские, евреи. Приводятся примеры развесистой клюквы. Кстати, любопытно, что до октября 17 года американцы очень сочувствовали российским революционерам, а полицейский царский режим не любили.
Глава 11: детский труд, красная угроза, борьба трудящихся. Эксплуатация рабочих, забастовки, голодовки, штрейкбрехеры, расстрелы бастующих... Левое движение, оказывается, было очень активно в США в начале 20-х годов, но проблемы перед ним стояли непреодолимые. Одна из ключевых состояла в том, что рабочие были в основном иммигранты из разных стран, английского не знали или знали плохо, что приводило к разобщенности. Ну и, конечно, сопротивление системы было колоссальное. Киноиндустрия, разумеется, в основном поддерживала промышленников.

Попытки заработать на популярных скандалах, сенсационалистские рекламные кампании, социальные реформы, вызванные удачными фильмами, экранная чернуха, лицемерие цензоров, толпы беснующихся кинозрителей, усмиряемые полицией и т.д. и т.п. Все подкрепляется ссылками, количество которых исчисляется в некоторых главах сотнями. Плюс огромное множество качественных фотографий, кадров из фильмов и афиш. Книга настолько насыщена информацией, что впору ее саму детально изучать. Любопытных находок на ее страницах будет огромное количество. Пара примеров, заинтересовавших лично меня (в придачу к тем цитатам из книги, что я уже приводил в блоге). Во время Первой мировой в США снимали фильмы о том, как немцы пытаются захватить Америку, в начале 20-х тот же сюжет уже использовался для того, чтобы пугать обывателей большевиками. А ведь спустя годы он практически без изменений будет повторяться в таких фильмах как "Красный рассвет" или "Вторжение в США". А одной из немаловажных причин антиамериканских настроений в Японии и последующего нападения на Перл-Харбора Браунлоу называет иммиграционный акт Джонсона-Рида 1924 года. Я не знал о таком факте.

Конечно, кое-чего в книге не хватает, например, главы о том, как в кино отображались чернокожие или индейцы. Кроме того, стоит отметить, что текст предполагает от читателя хорошее знание истории американского кино. Более-менее известные режиссеры, продюсеры, актеры могут бегло упоминаться в тексте по фамилиям без каких-либо комментариев или биографических справок. У меня это иногда вызывало определенный дискомфорт и осознание собственной необразованности :) Впрочем, это и понятно, если книгу дополнять, то она распухнет еще раза в полтора и станет совсем уж неподъемным кирпичом.
Напоследок скажу, что написана книга преотлично. При всей академической добросовестности Браунлоу не дурак пошутить, благодаря чему книжка читается легко и даже запоем. Если когда-нибудь случится чудо и она выйдет на русском языке, обязательно ее куплю и буду то и дело с удовольствием и пользой для ума полистывать.

Спасибо огромное ecce_zoidberg который дал мне ее почитать!

книги о кино, Браунлоу

Previous post Next post
Up