Несколько любопытных выдержек из книги "Великий Кинемо".
Сонька Золотая ручка (реж. Юрий Юрьевский (эп. 5 и 6 с Владимиром Касьяновым), 1914-1915, Акц. о-во "А. Дранков и Ко") - сериал
"Дранков узнавался по рекламе. По совершенно чудовищной вывеске на самом бойком месте Тверской, по газетной шумихе, по объявлениям, в которых главную роль играли цифры. Публику ошарашивали цифрами. Расцвет Дранкова начался с десяти серий «Соньки Золотой ручки». Соньку выбросили на рынок с непостижимой быстротой. Сонька была продана, так сказать, на корню. Перед потрясенным покупателем оказывались рекламные фотографии всех десяти серий, и только после сделки покупатель узнавал, что самой фильмы пока еще не существует, а есть только реклама."
Л. Никулин, 1928. 10
"Все происходило под знаком скорейшего выпуска картины. Сценарий был без диалогов, и мы во время съемки сами фантазировали разговор. Большинство актеров со сценарием не было знакомо. Режиссер рассказывал содержание эпизода, затем недолго репетировал - и все. Помню, мы стояли на горе около Канатчиковой дачи, был сильный ветер, я упала, сорвалась и покатилась вниз кубарем. Оператор Форестье заснял этот непредвиденный трюк, который вошел в эпизод. Один раз, спускаясь вниз, я ободрала руки до крови; кадр не удался, но его сейчас же повторили, сделав узлы на веревке. Для эпизодов, где Сонька выступает «шикарной женщиной», необходимы были «шикарные» костюмы, которые на свое жалованье я приобрести не могла. Но на помощь мне пришла реклама. Портниха Корецкая предложила свои услуги, и был заснят кадр: я выхожу из подъезда ее квартиры с покупками, она провожает, прощается со мной, а на парадном красуется большая дощечка, рекламирующая «ателье Корецкой». За это я имела роскошные туалеты, которые, конечно, после съемок нужно было возвращать."
Я. Гофман, 1965. 174-175
(Стоит заметить, что к такому же приему с рекламой магазинов прибегал Михаил Кокшенов в фильме "Герой ее романа".)
"Главным «козырем» Дранкова была все же знаменитая «Сонька Золотая ручка», которая выходила в шестой серии. Но тут меня «украла» «Кинолента», как острили киножурналы. В действительности все было проще. После того как Дранков стал уклоняться от уплаты мне гонорара и потом совсем скрылся, ко мне обратились с предложением продолжать «Соньку» братья Посельские и Чаргонин от имени «Киноленты». «Сонька» была выгодной темой, и знаю, что еще в то время, когда наша «Сонька» гремела, то какая-то фирма засняла картину с «поддельной» Сонькой, которая оказалась неудачной и не имела успеха. Я дала согласие и снималась в «Киноленте» в двух сериях. Смутно помню содержание этих серий. Помню только конец, то есть «смерть Соньки», где она - старая, больная и умирает, замерзая в каких-то нищенских лохмотьях. Думается мне, что эти серии уже не «звучали», как предыдущие. Очевидно, и интерес к картине стал ослабевать..."
Н. Гофман, 1946. 7
Как бы, как бы посмотреть "Соньку"?..
И еще несколько занимательных названий:
Скальпированный труп (реж. Е.Петров-Краевский, Александр Аркатов, 1915, Т/д «Русь»)
"Первая серия разрешена петроградской цензурой с исключением во 2-й части места, начиная с момента удара кинжалом до выхода Милевича из квартиры."
Ведомости петроградского градоначальства. 1915. № 130. 2
Жертва Тверского бульвара (реж. Александр Гарин, 1915, Акц. о-во "А. Дранков и Ко") - фильм о проституции
"Разрешена Петроградской цензурой с исключением во 2-й части хулигана на Тверском бульваре и надписи «Еще сегодня заработаешь» и в 3-й части объятия на кушетке, надписи «Проститутка» и сцены пляски. "
Ведомости петроградского градоначальства. 1915. № 231. 2
Козы... козочки... козлы (реж. Иван Перестиани, 1917, Акц. о-во "Биофильм")
"Сюжетом являются приключения фарсового характера купчихи на курорте; имеется порнографический элемент. Съемки пейзажей южного берега Крыма удачны, игра нехудожественна. Надписи чрезвычайно вульгарны. Примечание Кб: В фильме, представленной для просмотра коллегии, вырезана эротическая сцена в 3-й части и сделаны в той же части некоторые сокращения."
Кинобюллетень. 1918. 28
Венчал их Сатана (реж. Вячеслав Висковский, 1918, ателье «Эра»)
"По сюжету картина бессмысленна, бездарна, а дьявол здесь притянут буквально за рога.
<...>
Отдавая должное работе режиссера, нельзя не указать на некоторые весьма крупные дефекты. К ним, прежде всего, относится ненужно дикая сцена убийства горничной Дуни ее женихом, тоже от Сатаны, Семеном. Это - большой грех режиссера, испытующего наши нервы.<...>"
Кино-Газета, 1918. № 15. 7
Что касается Дранкова, то он, похоже, был этаким Корманом или Аркоффом дореволюционного кино. Хотя в отношении деловой чистоплотности - ближе, пожалуй, к Джозефу Лаи. Продюсер дешевых сенсационалистских постановок с кучей идей и уймой энергии. Очень любопытная личность. Наверняка под его началом было снято немало всяких "непристойностей"...