Очередной пост об интерьерах различных зданий посвящен дому городского главы Нижнего Новгорода Д.В.Сироткина, в котором сейчас находится один из филиалов Нижегородского художественного музея.
Главный усадебный дом купца 1-ой гильдии, нижегородского городского головы
Дмитрия Васильевича Сироткина построен по проекту московских зодчих братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных в 1913-1916 гг. в стиле неоклассицизма. Этот стиль более всего отвечал желанию заказчика - возможности размещения в нём впоследствии музея.
Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин Родился в 1865 году в деревне Остапово (Астапово), близ села Пурех
Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его родители - Василий Иванович и Вера Михайловна - были крестьянами этой деревни. Начав с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла, отец затем завёл два небольших пароходика, на пароходе «Воля» Дмитрий Васильевич в детстве работал поварёнком.
Женившись в 1890 г. на дочери
казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова, при помощи тестя в 1895 году купил свой первый буксир. Затем приобрёл в собственность нефтетранспортное дело компании С. М. Шибаева (4 буксира). В 1907 году образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д. В. Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».
С 1907 года - председатель Нижегородского биржевого комитета. С 1908 года - председатель Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна.
Сравнительно небольшой по размерам двухэтажный особняк восхищает идеальными пропорциями, изяществом, интересными архитектурными приемами: глубокая лоджия на втором этаже, полуротонда на боковом фасаде с колоннами ионического ордера.К 1913 году Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества «
По Волге». Для постройки здания правления он купил участок земли на углу нижегородского Откоса и Семинарской площади, а проект постройки заказал братьям Весниным. Здание это сохранилось, оно расположено на
Верхне-Волжской набережной, д. 1. Ныне в нём располагается медицинский институт. По проекту Весниных (при участии С. А. Новикова) рядом со зданием правления в 1913 году было начато строительство жилого дома, в котором Сироткин намеревался «пожить года четыре», а затем подарить городу для размещения Художественного музея (который там сейчас и размещается).
Строительные работы были начаты 14 августа 1913 г. и завершены 15 ноября 1916 г. Строительство особняка продолжалось 635 дней при участии рабочих 21 специальности в количестве 24 570 человек, гужевой транспорт составил 280 лошадей.К 1913 году Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества «
По Волге». Для постройки здания правления он купил участок земли на углу нижегородского Откоса и Семинарской площади, а проект постройки заказал братьям Весниным. Здание это сохранилось, оно расположено на
Верхне-Волжской набережной, д. 1. Ныне в нём располагается медицинский институт. По проекту Весниных (при участии С. А. Новикова) рядом со зданием правления в 1913 году было начато строительство жилого дома, в котором Сироткин намеревался «пожить года четыре», а затем подарить городу для размещения Художественного музея (который там сейчас и размещается).
29 марта 1913 года Сироткин избран
нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии
царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.
Второй раз избирался городским головой на 1917-1920 гг. Выборы состоялись 7 февраля 1917 года, а уже в начале сентября Д. В. Сироткина сменил городской голова
Временного правительства.
Во время пребывания его на должности городского главы в
Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.
Д. В. Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в
Народного университета
Осенью 1917 года от «Политического союза старообрядческих согласий» вошёл в состав Временного совета республики («Предпарламента»). В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был.
В 1918-1919 годах находился на Белом Юге, в основном в
Ростове-на-Дону. Играл важную роль в местных предпринимательских кругах. В конце 1919 года уехал во
Францию. В
1920-е годы поселился в
Югославии вместе с семьёй, где жил доходами от эксплуатации двух небольших пароходов. О последних годах его жизни практически ничего не известно.
25 мая 2011 года на белградском кладбище был открыт памятник на могиле Д. В. Сироткина, который изготовили в начале 2011 года по заказу администрации
Нижнего Новгорода. Эскиз надгробия выполнен нижегородским архитектором Зоей Рюриковой, а работы финансировались
ОАО «Завод Нижегородский теплоход» - судостроительным предприятием, которое было основано Дмитрием Сироткиным сто лет назад
Здесь, на любимом Сироткиным волжском откосе, и установлен памятник купцу-меценату и выдающемуся общественному деятелю, вышедшему из нижегородских крестьян.
Внутреннее убранство дома
На первом этаже помещались входной вестибюль,
библиотека с примыкающей к ней бильярдной,
конторы, комнаты ручного труда,
комнаты прислуги и кладовые.
Комнаты второго этажа имеют анфиладную планировку: столовая,
гостиная,
кабинет хозяина,
личные покои хозяев - две спальни, разделенные раздвижной перегородкой.
Дальние комнаты второго этажа с окнами во двор предназначались для прислуги. В отдельном дворовом пристрое размещалась кухня, соединенная с домом небольшим переходом.
Внутреннее убранство дома Сироткина также подчинено идее гармонии: дубовый паркет
и лестница,
высокие окна, колонны,
лепнина, великолепные потолочные росписи.
Самому Сироткину практически не пришлось пожить в этом доме, он покинул Нижний Новгород вскоре после революции. Рассказывают, что в эмиграции он как-то поинтересовался судьбой своего дома и, узнав, что в нём разместился музей, остался очень доволен: оценили, сберегли!
После революции усадьба Сироткина была национализирована и передана для размещения художественного отдела Нижегородского Объединенного музея, а с 1934 г. после окончательного разделения на исторический и художественный музеи - Нижегородскому государственному художественному музею.
В 1930-е гг. к юго-западной части здания примыкает одноэтажное строение, в котором располагаются реставрационная мастерская музея. В 1968 году над пристройкой появляется павильон, предназначенный для экспозиции одной картины - «Воззвание Минина»
К. Е. Маковского.
В стенах дома
Д. В. Сироткина художественный музей просуществовал до 1992 г., когда начался его первый со дня постройки капитальный ремонт и реставрация.
Лишь в 2009 г. после семнадцатилетнего перерыва дом
Д. В. Сироткина вновь был открыт для посетителей.
МузейДом купца Сироткина - это филиал Нижегородского государственного Художественного музея. Здание, примечательный образец русского неоклассицизма, построено по проекту братьев Весниных в 1916 году. С 1924 года в Доме городского головы купца Сироткина располагался государственный художественный музей.
Нижегородский государственный художественный музей принадлежит к числу старейших и лучших региональных музеев России и был открыт для посетителей 25 июня 1896 года. До революции музей пополнялся в основном за счет даров Императорской Академии художеств и частных пожертвований.
Большую роль в комплектовании сыграл Максим Горький. После 1917 года источниками поступления стали национализированные дворянские коллекции, Государственный музейный фонд, Государственная закупочная комиссия и другие организации.
Значительное число произведений было приобретено непосредственно музейными сотрудниками.
В настоящее время в Доме городского головы купца Сироткина на Верхневолжской набережной представлена экспозиция западноевропейского искусства.
По составу и уровню представленных работ экспозиция в историческом здании на набережной сравнима с самостоятельным Музеем зарубежного искусства и является крупнейшим событием в культурной жизни не только Нижнего Новгорода, но и России.
Экспозиция западноевропейского искусства представлена произведениями широко известных мастеров Л.Кранаха, Я.Тинторетто, Эль Греко, Д.Креспи, Б.Беллотто. Впервые демонстрируется коллекция западноевропейской гравюры XVII - XIX вв. (более 70 листов), представляющая различные графические национальные школы, направления, жанры и техники. Среди экспонатов займут свое место предметы декоративно-прикладного искусства - изделия из фарфора Мейсенской, Венской, английской мануфактуры XVIII века, и знаменитый Севрский фарфор XIX столетия.
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 8. Особняк Маркова
http://milutkin.livejournal.com/47820.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч. 9. Соборная мечеть
http://milutkin.livejournal.com/47989.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч. 10. Дом Бугрова
http://milutkin.livejournal.com/48701.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч.11. Чайхана "Тюбетейка"
http://milutkin.livejournal.com/48947.html Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.12. Особняк купца С.А. Иконникова
http://milutkin.livejournal.com/49657.html Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.13. Особняк В.М.Бурмистровой
http://milutkin.livejournal.com/49905.html Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.14. Крестьянский поземельный банк
http://milutkin.livejournal.com/49965.html