В своем недавнем посте про пещеры в районе с. Ичалки я рассказывал о карстовых явлениях http://milutkin.livejournal.com/15561.html. Между тем, мой родной город Дзержинск тоже стоит на закарстованной территории. В самом городе и его окрестностях нет-нет да и случаются карстовые провалы. Некоторые из которых приводили к весьма печальным поледствиям.
Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами - гипсами, известняками, мраморами, доломитами
1. 2009 год. Провал на парковке Центрального универмага.
[текст и фотки] Первый известный мне случай карстового провала в Дзержинске произошел в пос. Ворошиловский в 1959 году. Мне рассказывала моя мама, кака она, будучи совсем молоденькой девчонкой, бегала смотреть на это явление. Тогда почти полностью ушел под землю жилой барак, каких было много в пригородных поселках. Насколько я знаю , тогда никто не пострадал.
2. 1959 год. Провал в пос. Ворошиловский
Следующий известный мне случай провала произошел 15 июня 1992 года на территории завода "Химмаш". Тогда я строил дом для этого завода и по роду службы мне приходилось бывать на "Химмаше". В первое же мое посещение завода я отправился к злополучному цеху №1. Строение представляло собой печальное зрелище: рухнули два из четырех пролетов огромного цеха. 24-ти метровые железобетонные фермы рухнули внутрь, подкрановые балки, высотой в человеческий рост были поломаны как спички, посреди цеха зияла огромная воронка диаметром примерно 20 метров и глубиной метров в 10. на дне воронки стояла вода.
3. 1992 год. Провал на заводе "Химмаш"
Я застал у воронки две бригады стропальщиков, которые двумя авторанами "Като" вытаскивали из мутной воды дорогостоящие иностранные станки с ЧПУ, обломки механизмов. Местный сторож рассказал, что ЧП произошло ночью, после выхода из цеха второй смены работающих. Около полуночи он услышал непонятный шум, выбежал из сторожки и увидел, как цех №1 стал проседать. Разрушение происходило на его глазах в течение 1, 5 часов.И на этот раз по счастливой случайности никто не пострадал. Позже я узнал, что цех был построен в 1964 году с противокарстовыми мероприятиями. Эти мероприятия были расчитаны, что при карстовом провале строение должно простоять 45 минут, для возможности полной эвакуации работающих. Как видим, проектировщики и строители справились со своим заданием на отлично.
4. 1992 год. Цех №1 завода "Химмаш"
В 1996 году произошел провал в районе завода "Корунд" . Как видим провал произошел на пустыре и никаких неудобств населению не причинил.
5. 1996 год. Провал в районе завода "Корунд"
9 февраля 2009 года провалилась дорога перед проходной того же завода "Корунд". По-видимому она уже давно подавала признаки обрушения. На фотографии видно, что дорога перекрыта бетонными блоками.
6. 2009 год. Провал у проходной завода "Корунд"
В 2000 году провалился частный жилой дом в пргородном поселке Колодкино. О жертвах ничего не знаю, но несчастья хозяевам, думаю, этот провал принес.
7. 2000 год. Провал в пос. Колодкино.
В 2000 году мне пришлось принимать участие в ликвидации карстовой полости. В центре города под землей была обнаружена двойная полость, препятствующая нормальной застройке района. Первая полость высотой 2 м была на глубине 25 метров, затем прослойка из твердых пород, а ниже еще одна полость высотой , примерно 5 м. В некоторых местах прослойка была уже рухнувшей. Тогда мы закачали под землю более 1700 куб. метров специального раствора, чтобы заполнить полости.
В том же 2009 году произошел еще один провал под кольцом трамвайных путей около того же завода "Корунд". С счастью, к этому времени трамвайная ветка уже не действовала. Ущерб был причинен минимальный.
8. 2009 год. Провал в районе трамвайного кольца, около завода "Корунд".
И самый нашумевший случай: в том же 2009 году провалилась машина на парковке Центрального универмага. Это происшествие произошло белым днем и вызвало небывалый интерес у жителей города. Горорят , что хозяйка автомобиля припаркованного на стоянке, успела благополучно выбраться из него, когда ее аппарат стал медленно погружаться под асфальт.
9. 2009 год. Провал у ЦУМа.
Оказавшись случайно у места происшествия, я сперва подумал, что этот провал имеет статус техногенного свойства, а именно, недосмотра коммунальщиков, у которых прорвала теплотрассу. Но позже пришел к выводу, что скорее всего из-за карста, вода подмыла теплотрассу и спровоцировала ее разрыв. Куда-то должна была уйти масса грунта!
10. Природная катастрофа у ЦУМа г. Дзержинска.
11. Эвакуация автомобиля.
Так что, карстовые провалы в нашем городе , увы, не редкость. От себя могу добавить, что ВСЕ без исключения здания и сооружения на рерритории города и его окрестностей проектируются и строятся с учетом природных карстовых явлений. Каждый дом защищен или специальным усиленным противокарстовым поясом, или монолитной плитой, или железобетонным ростверком со "шпорами". Ни одно проектирование не обходится без заключения соответствующей организации по карстоопасности строительной площадки.
12. Все тот же провал.
P.S. Не далее, как вчера, осматривая ноовую площадку под строительство я обнаружил небольшую карстовую воронку. Это уже "старый" провал. Так что, история борьбы человека и природы продолжается!