Музей Арктики и Антарктики в С.-Петербурге

Sep 16, 2016 10:33

На первый взгляд, этот музей несколько выбивается из ряда военных музеев, о которых обычно идёт речь в этом журнале. Тем не менее, в нём представлена весьма обширная авиационная и, прежде всего, корабельная коллекция моделей - а не только чучела молодых медвежат и их родителей. Более того, на начальном этапе освоением как Севера, так и Антарктики занимались люди сугубо военные - можно сразу вспомнить Колчака на шхуне "Заря" или Беллинсгаузена и Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный".
Особый колорит музею добавляет тот факт, что он занимает здание бывшего Никольского собора. Понятно, что когда-нибудь музею придётся его освободить и переехать в другое место (были даже идеи разместить его в атомном ледоколе "Арктика", сохранив его и переведя в СПб), ну а пока я решил просто зафиксировать текущее состояние этого достойного музея.

1. Модель первого в мире ледокола арктического класса "Ермак":



2. Немного истории для разогрева. Так выглядело здание собора в старые добрые времена. Он был построен в 1820-38 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова и был закрыт в 1931 г.:



3. Никольский единоверческий собор в Санкт-Петербурге, конец XIX в.:



4. Так выглядит современное здание, "перестроенное" в 1934-36 гг. по проекту архитектора А. Сивкова. Тут, как говорится, без комментариев:



5. Центральный зал музея. Музей был открыт для посетителей 8 января 1937 г. На заднем плане - ледовый разведчик (самолёт-амфибия) "Ш-2":



6. Об этом самолёте-амфибии "Ш-2" я уже рассказывал в отдельной статье:



Началом истории музея можно считать серию передвижных полярных выставок в 1922-35 гг. В 1930 г. был образован Всесоюзный Арктический институт с музеем Арктики в качестве одного из его отделов. С 1958 г. он стал называться музеем Арктики и Антарктики. В 1998 г. музей отделили от Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

На данный момент музей состоит из трёх постоянных экспозиций:
- Природа Арктики (в центральной части первого этажа),
- История исследования и освоения Северного морского пути (по краям первого этажа),
- Антарктика (на втором этаже).

7. Прекрасная модель арктического пространства - часть глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до 60-й параллели в масштабе 1:1 500 000, дополненная информационными дисплеями:



8. На месте амвона (перед царскими вратами), стоит палатка папанинцев с ветряком и велогенератором:



9. Модель главной паровой машины парохода "Челюскин":



10. Ну что, Серый, от пули полярника не убежишь?



11. Этот гражданин тоже не успел сориентироваться:



12. А это уже вообще невинные жертвы. Детей-то за что?



13. Модель полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа:



14. Один из боковых залов музея, посвящённый истории исследования и освоения Северного морского пути:



15.



16. Модель "Фармана" - самолёта, впервые полетевшего в арктической зоне:



17.



18.



19. Памятный крест, посвящённый неудачной попытке итальянской экспедиции под руководством герцога Абруццкого достигнуть Северный полюс в 1900 г.:



20. Модель парусно-паровой двухмачтовой шхуны "Святой мученик Фока", на которой вышла к Северному полюсу экспедиция лейтенанта Георгия Седова:



21.



22. Ледокольный пароход "Таймыр", построен в 1909 г. на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1910-15 гг. ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" участвовали в гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане, причём в 1914-15 гг. оба судна впервые прошли Северным морским путём - из Владивостока в Архангельск:



23.



24. Штурвал и компАс с ледокола "Ермак":



25.



26.



27.



28. Арктический вариант ТБ-3 - Ант-6/Г-2 "Авиаарктика" (Н-169):



29. Героический ледокольный пароход "Александр Сибиряков" (он же "Беллавенчур"). 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером типа "Admiral Scheer":



30. Ледорез "Фёдор Литке", построен в Англии в 1909 г.:



31. Фритьоф Нансен:



32. Часть диорамы "Дрейфующая станция":



33.



34. Атомный ледокол "Арктика" - первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. В данный момент ожидает решения своей судьбы на приколе:



35.



36. Жилой модуль арктической станции:



37.



38.



39. Ледокол "Капитан Воронин" был построен в Финляндии по заказу СССР, работал на Севере (провел 4240 судна) и потом в Азовском море. Продан украинскими владельцами на слом в Индию в 1993 г.:



Перехожу к антарктической части музея на втором этаже. Там же, в пристройке (на месте бывшей балюстрады ранее открытой части второго этажа) в данный момент расположена временная тематическая экспозиция, посвящённая Второй мировой войне и полярным конвоям.

40. Как я понимаю, это флаги стран, имеющих свой интерес в Антарктиде. Любопытно, что русский флаг отсутствует:



41.



42. В глаза бросается солнечный энергетический модуль СЭМ-1:



43. Детей пригнали на экскурсию. Получается не так скучно, ибо у большинства есть смартфоны и планшеты:



44.



45. Ил-76 полярной авиации:



46.



47. Столб с указателями со станции "Мирный":



48. Научно-исследовательское судно "Академик Фёдоров", построено в 1987 году в Финляндии по заказу СССР:



49.



50. Лазарев и Беллинсгаузен:



51. Шлюп "Восток":



52. Выгрузка вездехода с борта дизель-электрохода "Лена" на барьер в районе станции "Мирный", 1956 г. (фото Л. Долгушина):



53. Закуток с временной экспозицией:



54.



55.



56.



57. Шлюпочный компАс, различные патроны и гильзы, а внизу - перчатки и кисет полярного лётчика Страубе:



58. Корпус советской большой глубинной бомбы ББ-1 и её взрыватель К3:



59. Конец отчёта:



По традиции, на Яндекс.Фотки можно посмотреть остальные фото из музея, не попавшие в этот обзор.

В завершение немного полезной информации о музее Арктики и Антарктики:

Официальное название:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный музей Арктики и Антарктики" (ФГБУ РГМАА).

Адрес:
191040, Санкт-Петербург
ул. Марата, 24а

Как добраться:
5 минут пешком от м. Владимирская.

Контакты:
Тел.: (+7 812) 571-25-49
Факс: (+7 812) 764-68-18
Email: info@polarmuseum.ru

Расписание работы:
Вторник - воскресенье: с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30), понедельник - выходной, в последнюю пятницу каждого месяца тоже закрыт - "санитарный день".

Сколько стоит:
Стоимость билета для взрослых: 300 руб. Но есть куча скидок для детей, школьников, студентов, пенсионеров, героев, военнослужащих, сирот и т.п.

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (сделан весьма качественно)
Статья о музее в Википедии

музей арктики и антарктики, россия, корабли, спб, авиация

Previous post Next post
Up