Музей техники в Шпайере: Буран (ОК-ГЛИ № 002, СССР-3501002)

May 12, 2017 14:57

Продолжаю свой рассказ о Техническом музее в г. Шпайер. Сегодня речь пойдёт об одном из ключевых экспонатов этого музея - летающем (вернее, летавшим в своё время) прототипе "Бурана" ОК-ГЛИ № 002 ("Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний") СССР-3501002. Он был построен в 1984 г. в рамках программы "Энергия - Буран" под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского.

1. Существуют несколько обозначений этого объекта - ОК-ГЛИ, БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй) и "Изделие 0.02":




2. Важно, что этот экспонат - полноразмерный аналог космического корабля "Буран", предназначенный для наземных и т.н. "атмосферных" испытаний, в том числе для отработки схем захода на посадку и саму посадку:



3. Сувениры с "Бураном" идут "на ура":



В 1985-1988 гг. прототип "Бурана" (далее для простоты я буду его называть "Бураном") совершил 24 полёта, чаще всего им управляли лётчики Игорь Волк и Римантас Станкявичюс.

4. Кабина пилотов подсвечивается изнутри каким-то совсем диким сине-фиолетовым цветом:



Кабина рассчитана на двоих лётчиков и оборудована катапультируемыми креслами К-36Л.

5. Хорошо различимы люки с возможностью аварийного сброса при катапультировании:



6. Из-за такого освещения фотоаппарат сходит с ума и отказывается работать:



7. На этом "Буране" установлены четыре турбореактивных авиадвигателя АЛ-31 ОКБ им. Люльки:



8.



9. Авиационные двигатели и муляжи "штатных" ракетных:



10.



11. Вид сзади:



12.



Путь "Бурана" в этот музей был непростым. НПО "Молния" всячески пыталось избавиться от "непрофильного актива" и несколько раз пыталось продать или хотя бы сдать в лизинг "Буран" нашим зарубежеым "партнёрам". В результате "Буран" побывал в Сиднее, Бахрейне и, после ряда судебных процессов, остановился в Шпайере. Судя по всему, немецкие музейщики оказались первыми, кто не попытался "кинуть" НПО "Молния". С 2008 г. "Буран" является главным экспонатом космического отдела Технического музея в Шпайере.

13.



14. Левая основная стойка шасси:



15. По специальной лестнице можно подняться наверх и заглянуть в грузовую кабину "Бурана":



16. Подозреваю, что большой зелёный цилиндр - это бак с керосином для авиадвигателей:



17. Похоже на стойку системы управления:



18.



19. Назначение этих шаров мне не очень понятно. Что там находится под давлением? Кислород? Антифриз? :)



20. Интересно, эти кабельные соединения и для условий комоса подойдут?



21. Оригинальные "гребешки" на спине "Бурана":



22. Теплоизоляция:



23. Правая створка люка грузовой кабины:



24.



25. На заднем плане различимы другие экспонаты космического отдела:



26. В хвостовой (двигательный) отсек ведёт специальная лесенка:



27. Очень много кабелей:



28.



29. Элероны так же покрыты "теплоизоляционной керамической плиткой" (на самом деле - пенопластом):



30.



31.



32.



33. Символика, запрещённая в ряде несколько странных стран, абсолютно не смущает немцев:



34.



35.



36. Ностальгическое фото - наш "Буран" на МАКС-97 в Жуковском, 1997 г.:


Источник фото: wikimedia.org

37. "Буран" едет в музей в Шпайере:


Источник фото: wikimedia.org

Дополнительную информацию по этому объекту можно найти, среди прочего, здесь:

Статья в Википедии
Статья на сайте buran.ru

#буран, космос, speyer, шпайер, ок-гли, бтс-002, авиационный музей, #шпайер, политехнический музей, буран

Previous post Next post
Up