Это репортаж о музее, которого больше нет. По крайней мере нет на том месте, где он долгое время был. В мае он был ещё открыт, а в июне - уже нет. Таким образом, в этой записи задокументировано итоговое состояние железнодорожного музея на Варшавском вокзале - до его закрытия и раздерибанивания коллекции. Часть её переедет в новый корпус на Балтийском вокзале, часть - по другим музеям и филиалам, ну и часть (по традиции), вероятно, просто пропадёт.
1. Скоро место, где был расположен этот музей, займут свежепостроенные скворечники:
2. Здание бывшего Варшавского вокзала в С.-Петербурге, на путях которого в 2001-2016 гг. был расположен железнодорожный музей:
Музей Октябрьской железной дороги был создан в 1978 году. Он является головным для других небольших музеев Октябрьской железной дороги, расположенных в Мурманске, Кандалакше, Петрозаводске, Москве, Твери, Бологое, Пскове, Великих Луках и пр.
3. Вход в музей находился за зданием вокзала, ближе к путям:
В 1991 г. на ж/д станции Шушары был открыт Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова - как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги. Там до 2001 г. и располагалась основные экспонаты музея.
4. Вид на "подвижную" коллекцию музея:
Кроме неё есть ещё т.н. основной фонд Центрального музея Октябрьской железной дороги, который содержит свыше 50 тыс. единиц хранения - таких, как различные документы, фотографии, произведения графики, альбомы, модели паровозов, тепловозов, вагонов, фрагменты устройств и систем связи и т.п. Но просто так туда не попасть.
5. В тот день у входа в музей играла джаз-банда:
6.
7. Здание бывшего Варшавского вокзала со стороны путей:
В 2001 г. состоялся переезд Музея железнодорожной техники имени В. В. Чубарова из Шушар на закрытый к тому времени Варшавский вокзал. Планы по "культурному" использованию здания бывшего вокзала так и не были осуществлены, в итоге там был открыт торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс".
8.
9. "Танк-паровоз Ь 2023" , построен на Коломенском заводе в 1897 г., проработал до середины 1980-х в депо в г. Грозный:
10.
11. Пассажирский паровоз С.68:
12.
13. Вагон крытый двухосный нормального типа (НТВ), построен в 1912 г. на заводе "Двигатель" в Ревеле:
14. Дореволюционный пассажирский вагон типа Ок 7580, на тележках Пульмана:
15. Опытный тепловоз Гаккеля, 1924 г.:
16. Моторный вагон электропоезда См-027, 1932 г. выпуска, в музей поступил из депо г. Славянска:
17. Электропоезда использовали сеть пост. тока с напряжением 3 кВ:
18. Грузовой электровоз Ссм-14:
19. Промышленный бестопочный паровоз №9305, построен в Германии для СССР в 1928 г. Этот паровоз имеет т.н. котёл-аккумулятор, в который периодически подаётся перегретый пар высокого давления, произведённый на стационарной установке:
19. Промышленный электровоз, начало 1930-х гг., питание от сети пост. тока 550 В:
20. Трофейная "Автомотриса" из Румынии, 1939 г. выпуска, мощность дизеля - 220 л.с.:
21.
22. Грузовой паровоз Л 2298, 1953 г.:
23.
24. Грузовой паровоз Тк3 1105, построен в Тампере (Финляндия) в 1943 г. Паровозы этого типа были самыми массовыми среди финских трофейных и рапарационных, работавших потом в СССР:
25. Новостройки наступают на музей:
26. Знаменитый ЭР-200, несколько раз ездил на нём из Москвы домой:
27. ЭР-200 был построен в Риге в 1973 г., проработал до 2006 г.:
28.
29. Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 с баллистической ракетой 15Ж61:
30. Ракета и ракетный комплекс разработаны в КБ "Южное" в Днепропетровске, а поезд и пусковая установка - в КБСМ в Ленинграде:
31. В 1987-1991 гг. было построено 12 таких ракетных комплексов:
32. Ещё один интересный военный объект - железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 весом в 340 т. и калибром 305 мм. Три таких установки были построены в Николаеве в 1938 г., при использовании стволов от линкора "Императрица Мария" (о происхождении стволов полной ясности, правда, нет):
33. Арт. установка побывала в финском плену и вернулась из него в хорошем состоянии, спасибо финнам за это :)
34.
Вот тут я более подробно рассказываю про эту
могучую арт. установку.
35. Грузовой паровоз Эм 730-31, построен на заводе "Красное Сормово" в 1934 г.:
36. Пассажирский тепловоз ТЭП80-0002, построен Коломенским заводом в 1990 г.:
37. В 1993 г. на нём был зафиксирован рекорд скорости для тепловозов - 271 км/ч:
38. Пассажирский электровоз ЧС2-023, построен в Чехословакии на заводе "Шкода" в 1962 г.:
39. Пассажирский электровоз ЧС1-041, тоже построен в Чехословакии, на заводе "Шкода" в 1960 г.:
40.
41. Головной вагон дизельного поезда Д1 719-3, построен в 1984 г. в Венгрии по заказу СССР:
42. Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007, построен Коломенским заводом в 1977 г.:
43. Тепловоз-электростанция ТГэ-016, построен в Австрии по заказу СССР в 1960 г.:
44. Мощность его генератора - 300 кВт, он предназначался для питания различных путевых машин:
45. Грузовой электровоз Фк-07, построен в 1959 г. во Франции по заказу СССР, рабочее напряжение пост. тока - 25 кВ:
46. Маневровый паровоз серии 9П:
47. Коллекция этого музея была очень обширная, по опыту посещения нескольких аналогичных музеев в европах - действительно достойная:
48. К сожалению, стояние под открытым небом на протяжении многих десятилетий не способствовало сохранению экспонатов:
49. Будем надеяться, что экспонаты, которые действительно доедут до нового "музейного депо" на Балтийском вокзале, проживут ещё долго и будут по-прежнему радовать нас своим видом и своей историей:
50. Но пока этому музею пришёл (надеюсь, лишь промежуточный) конец!
Спасибо за внимание!
Дополнительная информация:
Официальный сайт музея, там же можно и оценить ход стройки и переезда.
Статья в Википедии На Яндекс.Фотки можно посмотреть
дополнительный фотоматериал о (бывшей) коллекции этого (бывшего) музея.