16-я Бригада Армейской Авиации (в/ч А-2595, Броды, Львовская область)
Авиабригада из города Броды оказалась самой «богатой» на боеготовые Ми-8, отправив на фронт по крайней мере 9 таких вертолетов с бортовыми номерами 48, 55, 57, 59, 61, 62, 63, 64, 68. Однако, она же оказалась и самой «невезучей» - на ее долю пришлись и основные потери «восьмерок» - четыре вертолета (55, 59, 62 и 63).
Ми-8МТ «48 желтый» сер. 93080 - принадлежащий 16-й авиабригаде борт в стандартном камуфляже Конотопского ремзавода. До войны часто занимался обеспечением парашютных прыжков и на снимке сделанном в начале марта 2014 видна эмблема ВДВ на кабине. Однако из-за последующей установки наружных бронещитков ее теперь не видно.
На фронте «светится» на протяжении всей войны. На последних доступных снимках от конца августа уже закрашен бортовой номер, но экранно-выхлопных устройств до сих пор не видно.
Ми-8МТ «55 желтый» - вертолет с нетипичным для 16-й авиабригады написанием номера и оригинальным камуфляжем. Борт до войны часто попадал в объективы споттеров и десантников, которые часто прыгали с него. Успел пофотографироваться и с полосами вторжения, но боевая карьера оказалась короткой - 25 апреля на Краматорском аэродроме борт загружался боеприпасами и точный выстрел ополченца превратил его в плюющейся ракетами костер. Экипаж успел выскочить из горящей машины, но в результате от вертолета остался только кусок хвостовой балки. Впрочем, этого куска балки хватило моим наблюдательным коллегам, чтобы опознать трупик убиенного вертолета.
Ми-8МТ «57 желтый» - первоначально был сфотографирован еще в марте, когда украинская армия намеревалась то ли отбивать Крым, то ли воевать с Россией на всех фронтах. Второй снимок сделан в Кульбакино под Николаевом в мае - уже с полосами «вторжения».
На последнем фото он уже оснащен ЭВУ и, по последней украинской моде, пулеметными контейнерами ГУВ вместо блоков НУРС.
Ми-8МТ «59 желтый» - первоначально вертолет действовал в белой экс-ООН-овской окраске, правда с установленными зелеными бронещитками кабины, что придало ему хорошо узнаваемый вид. Впоследствии перекрашен в зеленый камуфляж с сохранением номера.
Позже, как обычно, родной номер был закрашен. Вероятно, именно этот борт стал «79 липовый» со следующего фото. Чуть позже «79 липовый» получил ЭВУ и был вооружен парой ГУВ (Гондола Универсальная Вертолетная) на подвеске. А уже в августе его постигло несчастье запечатленное на последующих фото. Вертолет упал на бок, но где это произошло точно неизвестно. Официальных украинских данных не последовало. По снимкам можно сказать только то, что борт лежит на украинской территории и судя по расслабленым украинским военным - не на самой передовой.
Позже появилась видеозапись, где приметный белый тягач везет разобранный вертолет на трейлере в тыл. К сожалению, качество видео не позволяет точно утверждать - этот борт везут или другой, но расположения пятен камуфляжа аналогично сбитому. Я сомниваюсь, что кто-то сможет «поднять» такой вертолет - подобное падение часто приводит к деформациям фюзеляжа и чинить его бессмыслено. Скорее всего его ждет разборка на запчасти и последующая утилизация.
Ми-8МТ «61 желтый» - этот вертолет летал в камуфляже еще до войны, в апреле, получив зеленые бронещитки и «полосы вторжения» принимал участие в «опылении» Славянска-Краматорского региона листовками и был заснят корреспондентом (1 фото). 2 мая, в самом начале боевых действий, из-за неграмотных действий экипажа (полет в зоне боев вдоль дороги) попал под интенсивный обстрел блокпоста ополченцев около Славянска. Вертолет получил многочисленные пулевые пробоины и сел на вынужденную посадку в районе контролируемой украинцами. Был разобран и на трейлере вывезен в ремонт.
На двух следующих фотографиях борт на фронте после ремонта, даже поучавствовал в катании одного известного боевика-патриота с нетрадиционной ориентацией.
В одной из соцсетей мне удалось найти две ужасного качества фотографии украинских военных на фоне ранее неизвестного вертолета с выставленным на листке в илюминаторе номером «71 липовый». На одной из фото видно место характерного перехода цветов камуфляжа над иллюминатором - такой момент характерен только для Ми-8 «61 желтый». На второй фото - видны полосы на балке, ЭВУ и подвешенный ГУВ. В районе кормового люка виден раздел цветов камуфляжа, он также похож на «61 желтый». И хотя точно этот момент все таки не доказан, предположительно, что это и есть наш старый знакомый в новом обличье.
Ми-8МТ «62 желтый», сер 94239 - весьма приметный вертолет 16-й авиабригады. Легко идентифицируется благодаря характерным глазкам на ПЗУ двигателей, а также красному кресту на одном из бортов. Широко применялся в ходе всей военной компании вплоть до своего сбития 7 августа около села Мануйловка Шахтерского района (ДНР). На снимках хорошо заметна эволюция внешнего вида вертолета от мирной жизни на первом фото до героической кончины - как обычно на первом этапе были добавлены зеленые бронещитки не в цвет -камуфляжа и белые полосы на хвостовую балку. А ближе к завершению своего жизненного пути вертолет успел получить ЭВУ и эмблему 16-й авиабригады на дверь.
Трупик вертолета подвергся глумлению ополченцев - его зачем-то прицепили к грузовику и таскали по полю, при этом он еще и перевернулся на бок. На последнем фото хорошо видно, что бортовой номер под ЭВУ уже закрашен, а в иллюминатор выставлен листок с липовым номером оканчивающимся на двойку - предположительно «72»
Ми-8МТ «63 желтый» - еще один невезучий представитель 16-й авиабригады с номером 60-й серии, закончивший свою летную жизнь на Донбасе в виде груды обломков. Он попал на одну из фотографий на заднем плане в белом окрасе с нестандартными синими полосами. Потом появилось его фото в свежем зеленом камуфляже, причем заметить, что использованы два оттенка зеленого цвета и нанесены пятна - непросто даже на хорошем снимке. Врочем, долго красоваться новым «нарядом» ему не пришлось - вертолет был сбит ПЗРК ополченцев 24 июня в районе горы Карачун. Экипаж из трех человек и еще 6 украинских военных погибли. Опознание вертолета проводилось коллегами по фоткам обломков методом исключения.
Погибший экипаж - майор Андрей Белкин, капитан Руслан Мазунов и капитан Дмитрий Шингур. Кроме них погибли четверо СБУшников и два солдата охраны из Нацгвардии.
Ми-8МТ «64 желтый» - вертолет не блистал свежей покраской даже до войны, тем не менее вполне летуч. В начале обзавелся бронещитками и полосами, а позже (третье фото) - экранно-выхлопными устройствами.
Ми-8МТВ-2 «68 желтый» - впервые появился над Донбассом в «месячнике непуганных вертолетов» - в апреле 2014 с него пытались вести пропагандистскую войну в районе Славянска-Краматорска используя в качестве разбрасывателя листовок. Вертолет поначалу получил нестандартные синие полосы быстрого распознавания. Кроме того, на снимке заметно важное внешнее отличие этого борта от большинства других - аппаратура зависания под хвостовой балкой в виде уступа - эта редкая особенность помогает его идентифицировать в ходе последующих «преображений».
В ходе войны был перекрашен, оснащен ЭВУ и перевооружен универсальной гондолой ГУВ на подвеске вместо блоков НУРС.
На этом эволюция его внешнего вида, разумеется, не закончилась - настал этап борьбы с диванной разведкой, то есть традиционное закрашивание «родного» номера и выставление в иллюминаторе отпечатанного на бумажке «фейкового». Так наш герой из «68 желтый» стал «78 липовый».
В таком виде его заснял фотограф при эвакуации раненых вырвавшихся из под Иловайска. Кстати сказать - великолепная работа фотографа - серия из трех снимков дала всю необходимую информацию - общий вид с приметной хвостовой балкой, эмблема 16-й авиабригады на двери и номер на откинутом внутрь салона иллюминаторе.
Уже в новом обличии доставлял Порошенко в Краматорск в день выборов 26 октября.
Итог по 16 авиабригаде. Бродская бригада отправила на фронт по крайней мере 9 вертолетов Ми-8, на нее же пришлись и самые тяжелые потери - 4 таких вертолета и один экипаж. Белые экс-ООНовские вертолеты получили синие полосы на хвостовой балке, благодаря чему облегчалось их распознование. Впоследствии, они были перекрашены в камуфляж с сохранением бортового номера. Все вертолеты бригады (включая Ми-24) получили красивую наклейку с эмблемой 16-й авиабригады (большое им за это спасибо - облегчает работу). Впоследствии все бортовые номера были закрашены, а вместо них в иллюминаторе стали выставлять новые «липовые» номера.
18-20 августа произошел «вертопад» в районе Георгиевки Лутугинского района (ЛНР). Причем сообщили об этом обе стороны. 18 августа был подбит Ми-8 из 16-й авиабригады экипаж которого остался невредим. На следующий день этот же экипаж, сменив вертолет, вылетел снова и опять попал под «раздачу». На этот раз не только был сбит вертолет, но и экипаж получил ранения. На украинском форуме сообщалось, что «ребята попали в госпиталь - жить будут, насчёт летать - большой вопрос». 20 августа в том же районе был сбит Ми-24 Олега Бирюка из 7-го полка, экипаж погиб. С двумя сбитыми Ми-8 пока мало ясности - не исключено, что 19 августа был сбит «59 желтый/79 липовый», по другим данным его везли из другого места, а все три вертолета в Георгиевке все еще лежат.
Одно из наиболее загадочных поветрий в 16-й авиабригаде - замена на всех вертолетах блоков НУРС на универсальную вертолетную гондолу ГУВ. Пока не понятно, с чем это связано. Пустой блок НУРС весит 100 кг (обычно их возят полупустыми и ни разу не было зафиксировано применение), в то время как пустой ГУВ весит 140 кг, а снаряженный - 452 кг.
Хотя гондола ГУВ имеет два варианта вооружения - пулеметный и гранатометный, на украинских вертолетах замечены только в пулеметном оснащении, включающем один четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ и два четырехствольных 7,62-мм пулемета ГШГ. Боекомплект в пулеметном варианте 4350 патронов.
Огонь должен вести пилот, используя коллиматорный прицел и нацеливаясь всем вертолетом. К слову, во время афганской войны вертолетчики недолюбливали ГУВ. Даже экипажи Ми-24 соглашались брать 452-килограммовые ГУВы разве что под страхом наказания, резонно указывая, что 4350 патронов пулеметного ГУВ попросту некуда расходовать - для такого ливня огня не находилось целей. А понять логику подвешивания пары этих «комбайнов смерти» общим весом в 900 кг на транспортный или санитарный Ми-8 вообще трудно. Вся логика применения загруженного и слабо бронированного Ми-8 - быстрее покинуть зону обстрела, а не разворачиваться и смертельно рискуя жизнью экипажа и пассажиров изображать из себя «терминаторов». В опасных ситуациях сопровождение и подавление противника должны осуществлять Ми-24.
Украинские Ми-8 задействованные в ходе боевых действий
Вертолет, №
Часть
Новый №
Примечание
Ми-8МТ «16 желтый»
Гв. АБ НГУ
-
Сбит 29.05-2014, погибло 12 чел
Ми-8МТ «24 желтый»
Гв. АБ НГУ
-
Ми-8МТВ «69 синий», сер. 95198
456-я Тр. АБ ВС
-
Ми-8МТВ-1 «67 желтый», сер. 95119
15-я Тр. АБ ВС
-
Ми-8МТ «81 желтый», сер. 94039
203-я УАБ ВС
-
Ми-8МТ «87 желтый», сер. 95197
203-я УАБ ВС
-
Ми-8МТ «40 желтый»
7-й полк АА
?
Ми-8МТ «41 желтый»
7-й полк АА
26
Ми-8МТ «44 желтый»
7-й полк АА
?
Ми-8МТ «45 желтый»
7-й полк АА
29
Ми-8МТ «47 желтый»
7-й полк АА
?
Ми-8МТ «82 красный»
11-я АБ АА
52
Ми-8МТ «83 красный»
11-я АБ АА
53
Ми-8МТ «85 красный»
11-я АБ АА
?
Ми-8МТ «90 красный»
11-я АБ АА
?
Поврежден 9.08.2014, штурман умер
Ми-8МТ «94 красный», сер. 94243
11-я АБ АА
54
Ми-8МТ «48 желтый», сер. 93080
16-я АБ АА
?
Ми-8МТ «55 желтый»
16-я АБ АА
-
Сожжен на аэродроме 25.04.2014
Ми-8МТ «57 желтый»
16-я АБ АА
?
Ми-8МТ «59 желтый»
16-я АБ АА
79
Сбит, эвакуирован в тыл
Ми-8МТ «61 желтый», сер. 93883
16-я АБ АА
71
Поврежден 2.05.2014, отремонтирован
Ми-8МТ «62 желтый», сер. 94239
16-я АБ АА
72
Сбит 7.08.2014.
Ми-8МТ «63 желтый»
16-я АБ АА
-
Сбит 24.06.2014, погибло 9 человек
Ми-8МТ «64 желтый»
16-я АБ АА
?
Ми-8МТ «68 желтый»
16-я АБ АА
?
Несмотря на то, что заслуживающий доверия источник называл цифру в 37 «живых» вертолетов Ми-8 у силовиков (очевидно, включая «африканеров»), реально удалось зафиксировать применение в районе боевых действий только 25 военных Ми-8 (без учета пограничников и ГСЧС) - 2 вертолета НГУ, 6 от Воздушных Сил и 19 от Армейской Авиации. Безвозвратные потери - 4 Ми-8 (№ 16, 55, 62, 63). Из трех поврежденных - № 61 и № 90 возвращены в строй, № 59 («79») - эвакуирован, но так как был завален на бок и мог получить структурные повреждения, его окончательная судьба пока неизвестна. Не до конца понятна ситуация с двумя вертолетами сбитыми 18 и 19 августа в районе Георгиевки, возможно, что это учтенный № 59 («79»), возможно нет. Но других фото сбитых или поврежденных машин тоже нет до сих пор.
В данный момент нет ясности с пополнением вертолетного парка «восьмерок». Известно не так уж мало вертолетов, которые относительно недавно (в последние годы) еще летали, но в отличии от Ми-24, не один из них пока не обнаружился в ходе боевых действий, что откровенно удивляет при наличии Конотопского АРЗ и производителя двигателей - запорожского Мотор-Сича.
Свежевыкрашенные белые Ми-8 на конотопском АРЗ были видны еще весной, вертолеты ремонтировались по контракту с ООН для службы на африканском континенте, и, видимо, туда и отправятся. Как ни странно, но пока нет данных об отзыве украинских военных вертолетов из Конго или Либерии - видимо, контракт с ООН украинское руководство расторгнуть опасается, даже не смотря на форс-мажор дома.
Проще оказалось «нагнуть» коммерсантов - компания «Ukrainian Helicopters» под давлением властей была вынуждена отозвать с Африки из долгосрочной аренды вначале 5 вертолетов (из 27), а потом еще 4 и гнать их всех 6 тыс километров своим ходом в Украину.
Особенно украинские СМИ расхваливают Ми-8МТВ с гражданской регистрацией UR-HLT (1983 года выпуска), который переоборудован в медицинский с возможностью действий ночью. Насколько известно он должен вернуться в авиацию МВД.
Кроме него известны регистрации остальных машин первой пятерки: UR-CDD, UR-CDE, UR-HLD, UR-HLP. Пока не ясно на каких условиях вертолеты возвращают, будут ли их полностью передавать в состав силовых ведомств, перекрашивать и сажать военных летчиков, или летать они будут в гражданском окрасе со своими штатными экипажами.
В середине октября появилось сообщение, что «государство заказало украинскому производителю 10 вертолетов для Вооруженных Сил и 3 - для Национальной гвардии. Об этом президент Петр Порошенко заявил во время общения с работниками акционерного общества "Мотор Сич" в Запорожье."Все делается для того, чтобы рабочие имели работу, а украинская армия была сильной", - подчеркнул он. Глава государства отметил, что Украина имеет уникальное производство, которое способно обеспечить армию высокоточным оружием».
Понятно, что речь идет не о постройке вертолетов Ми-8 с «нуля», подобной компетенции на Украине нет, а о капитальном ремонте с модернизацией, что вполне по силам связке Контопского АРЗ и «Моторсича». О сроках исполнения контракта ничего не говорится. Если учесть сроки подобный работ на украинских Су-25 (210 дней) и Су-27 (270 дней), можно спрогнозировать, что первые вертолеты будут откапиталены примерно весной или в начале лета 2015. А вся заказанная партия - к концу следующего года.