После активного применения украинских Ми-24 в боях на Славянском направлении и достоверной потери трех из них, у меня возник резонный вопрос - а каким количеством этих вертолетов располагает Киевский режим? Причем, интересно даже не общее количество этих машин, а именно количество боеготовых. Понятно, что в условиях гражданской войны на такой вопрос в министерстве обороны Украины никто мне не ответит. Остается только изучить тему самостоятельно.
После распада СССР Украине досталось большое количество вертолетов Ми-24 разных модификаций - по некоторым оценкам их было не меньше 245 единиц. Впрочем, в дальнейшем их количество стало стремительно сокращаться. Частично техника продавалась за рубеж, самые старые списывалась, более современные, но с вылетанным ресурсом ставились на хранение в ожидании ремонта. Все это шло на фоне сокращения вертолетных частей Украины. К 2011 году на вооружении числилось 72 единицы Ми-24, но в лучшем случае половина была боеготова.
После всех сокращений, слияний и преобразований, к кризису 2014 года армейская авиация Украины имела три вертолетных соединения:
7-й полк армейской авиации (Новый Калинов, Львовская область). Полк имеет по одной эскадрилье Ми-24 и Ми-8. Придан 13-му Армейскому корпусу.
16-я бригада армейской авиации (бывший 3-й полк армейской авиации) (Броды, Львовская область). Бригада состоит из одной эскадрильи Ми-24 и двух эскадрилий Ми-8. Придана 8-му Армейскому Корпусу.
11-я бригада армейской авиации (Чернобаевка, Херсон). Бригада состоит из одной эскадрильи Ми-24 и двух эскадрилий Ми-8. Придана 6-му Армейскому Корпусу.
Таким образом в трех подразделениях имеется по эскадрилье Ми-24 и, наиболее вероятно, числится примерно 45 вертолетов этого типа.
Однако, Украина в рамках операций ООН в Африке имеет на этом континенте два отряда - 56-й отдельный вертолетный отряд в Либерии (6 Ми-24 и 8 Ми-8), а также 18-й отдельный вертолетный отряд в Конго (4 Ми-24 и 4 Ми-8). Эти вертолеты по ротации формируются из состава частей армейской авиации и используют штатную технику, после возвращения вертолеты не перекрашиваются полностью и продолжают летать в белой «ООНовской» окраске. Логично предположить, что 10 прикомандированных вертолетов надо вычесть из доступных украинской армии в конфликте Востоке Украины.
Продолжим теоретические изыскания. Согласно данным газеты «Крила Украйни» с 2000 по 2011 год капитальный ремонт прошло 92 вертолета Ми-8 и Ми-24. Следовательно, общий парк вертолетов Украинской Армии составляет порядка 100 машин обоих типов. Однако, даже с капитально отремонтированными вертолетами ситуация не была радужной - в 2011 году из уже прошедших капремонт только 39 находились в исправном состоянии, 18 вертолетов требовали текущего ремонта и 35 вылетали межремонтный ресурс. Еще 10 планировалось отремонтировать до конца 2011 года (4 Ми-24, 5 Ми-8 и 1 Ми-9), причем подавляющее большинство - 3 Ми-24 и 5 Ми-8 - планировалось отремонтировать на средства ООН для участия в миротворческой операции. К концу года планировалось довести количество исправных вертолетов Ми-8 и Ми-24 до 67 единиц.
В марте 2012 в Крыму прошла презентация модернизированного украинского Ми-24ПУ-1. По смелым утверждениям разработчиков - «украинская армия получит вертолет, который по ряду технических характеристик оставляет далеко позади современные российские и натовские образцы».
Модернизация вертолета Ми-24П выполнена путем установки модифицированных двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станции оптико-электронного противодействия "Адрос" КТ-01АВ, системы сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированного авиационного стрелкового прицела АСП-17ВПМ-В, лазерной системы формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковой навигационной системы GРS МАР-695, ультракоротковолновые радиостанции КY-196В, аварийного радиомаяка ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационного ответчика GТХ-327 с датчиком высоты АК-350.
В состав индивидуального снаряжения экипажа включены защитные авиационные шлемы ТНL-5NV с очками ночного видения РNL-3 польского производства. Для обеспечения возможности применения очков ночного видения на борту выполнена адаптация внутреннего и внешнего светотехнического оборудования вертолета.
Данной доработке подвергся Ми-24П «желтый 04». Его презентация прошла в тогда еще украинском Крыму 9 марта 2012. Журналистам сообщили, что в ходе проведения испытаний летчиками-испытателями Государственного авиационного научно-испытательного центра (ГАНИЦ) Украины с аэродрома Кировский вблизи Феодосии было выполнено около 30 полетов. Также состоялись испытания по боевому использованию вертолета с применением 400 неуправляемых ракет, 30 фугасных авиабомб и 700 снарядов. На данный момент проводятся интенсивные испытания Ми-24 в ночных условиях, в рамках которых проверяются маневрирование, качество пилотирования, боевые возможности машины на предельно высоких и низких высотах.
Крупным планом одно из немногих внешних отличий Ми-24ПУ-1 от стандартного МИ-24П - пилон с установленным лазером «Адрос» ФПМ-01
Фактически была проведена «малая» модернизация вертолета без установки новых украинских ПТУР «Барьер» вместо устаревших «Штурм-В».
Рекламные проспекты обоих «Адросов»:
Сразу после этого на Украине были широко разрекламированы планы «большой модернизации» с привлечением французкой компании Sagem. Планировалось дополнительно оснастить вертолет следующим французким оборудованием - бортовой компьютер; многофункциональные дисплеи; оптико-электронная станция; инерциально-спутниковая навигационная система; генератор цифровой карты. Но видимо цена подобной модернизации оказалась просто неподъемной для скудного украинского военного бюджета разговоры о подобной модернизации быстро стихли.
Вместо этого в середине мая 2013 «Мотор Сич» объявил о начале модернизации вертолетов Ми-24В в интересах вооруженных сил Украины. На довольно «убитый» и давно не летавший Ми-24В обещали установить два новых движка ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Что интересно, о модернизации бортового оборудования не говорилось вообще ни слова (даже на скромном уровне типа Ми-24ПУ-1) зато было сказано, что «вертолет Ми-24В будет иметь улучшенные летно-технические характеристики, прежде всего, в части скороподъемности и энерговооруженности, и сможет успешно эксплуатироваться в горных районах и в условиях жаркого и влажного климата».
Конечно, оснащение вертолета новыми мощными движками весьма полезно, но откровенно говоря непонятна связь Ми-24В, «интересов ВС Украины» и «условий жаркого и влажного климата». Конечно, десяток украинских Ми-24 летает в Африке, но армейская авиация Украины использует не старые «пулеметные» модели Ми-24В с крупнокалибереным пулеметом ЯкБ-12,7, а «пушечные» Ми-24П с ГШ-30К и, в небольшом количестве - Ми-24ВП с пушкой ГШ-23Л. Возможно за деньги минобороны «Мотор Сич» отрабатывает модернизацию Ми-24В для экспорта излишков? Но много ли осталось «излишков» способных даже после капремонта «подняться на крыло» после 15-20 лет отстоя и учетом того, что данная модель производилась до середины 80-х годов прошлого века? Тем не менее работы по данному проекту обещали завершить к концу 2013 года, но даже по состоянию на май 2014 никаких сведений о завершении этой странной модернизации не появилось.
Бурные события начала 2014 года, «Майданная революция» и отжатие Россией Крыма вызвало подлинную истерику в Киеве и украинских СМИ. На фоне этих истеричных сообщений о уже идущей российской «агрессии» или начинающейся «уже завтра» войне, новый министр обороны Украины признал крайне низкую боеспособность армии (подробнее -
http://militarizm.livejournal.com/4783.html). После чего стартовала компания по сбору пожертвований на нужды армии. Всего было собрано 88 миллионов гривен. МО Украины приняло решение 83,5 миллиона гривен потратить на материально-техническое обеспечение и переоснащение армии и 4,5 миллиона на медицину.
Из двух вариантов модернизации армии специалисты МО Украины остановились на создании современного подразделения ударной авиации. Так на полную модернизацию одного вертолета Ми-24 до Ми-24ПУ1 необходимо потратить приблизительно 3 миллиона гривен. При этом говорилось и об оснащении вертолетов восемью противотанковыми ракетами Барьер-В с дальностью в 7,5 км.
Однако, как говорится - «дорога ложка к обеду». В начале 2014 этот самый «обед» для украинской армейской авиации наступил - «российская агрессия в Крыму», «война с Россией», Антитеррористическая операция против «сотен диверсантов ГРУ» на Донбасе, теперь к ним добавились еще и вооруженные «сепаратисты». И в этот действительно сложный для украинской армейской авиации момент, после нескольких лет бурных разговоров о модернизации - на вооружении стоит ОДИН модернизированный МИ-24ПУ-1 «желтый 04». Все остальные вертолеты в строю - обычные "советские" Ми-24П и Ми-24ВП.
Дополнительно стоит сказать об этом репортаже:
Click to view
При внимательном просмотре обнаруживается четыре Ми-24 на заводе. Синий «авиаконовский» борт:
Три проходящих модернизацию Ми-24:
- причем все с установкой оптико-электронной системы (шарик под кабиной), возможно от Sagem. Так что мой вывод о «заглохшей» большой модернизации оказался ошибочным - один Ми-24 (вероятно что-то вроде МИ-24ПУ-2) практически готов и окрашен. Вряд ли он появиться в зоне боев на днях, но через месяц-другой - вполне возможно. И это довольно неприятный сюрприз для ополченцев ДНР. Хорошая ночная оптика и дальнобойные ракеты представляют большую угрозу для них.