"Поэтика" Аристотеля, или Идеальная трагедия - какая она?

Oct 07, 2011 23:23

Искусство… оно такое огромное и всеобъемлющее. Как можно его систематизировать? По каким критериям можно его классифицировать? Чем, скажем, трагедия отличается от комедии, а эпос от драмы? Каждый ли человек, написавший произведение в стихах, является поэтом? Всякое ли стихотворное произведение зовется поэзией? В чем различие трагедии и комедии? На эти и многие другие вопросы дает нам ответ Аристотель. На самом деле это очень интересная тема, ведь зачастую мы и не задумываемся, чем они отличны - мы просто это ощущаем, осознаем, понимаем, но почему они разные, чем? - этим вопросом мы и не задаемся.
Во-первых, все виды искусства ограничены конечным набором средств, и суть их различий в том, какие из этих средств используются конкретным видом искусства. Эти средства: ритм, мелодии и метр.
Во-вторых, разница в предмете подражания, ибо, например, трагедия «предпочитает изображать лучших», а комедия - «худших, чем наши современники».
И в-третьих, разницы в способе подражания. В зависимости от этого критерия они делятся на: объективный рассказ (эпос); личное выступление рассказчика (лирика); изображение событий в действии (драма).

Очень понравилось мне объяснение того, почему поэзия вообще возникла, данное Аристотелем, не стану его даже перефразировать, просто приведу цитату: «Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие»

Шло время, поэзия делилась согласно характерам творцов: кто-то хотел изображать «поступки хороших людей», кто-то - поступки плохих. Соответственно первый создавали хвалебные песни и гимны, а вторые - сатиры.
Интересны такие факты, как история возникновения трагедии, комедии или соответствие ямба нашему разговорному языку. 
Запала фраза о комедии: «Смешное - это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания»

Главный упор Аристотель делает на описание трагедии и её особенностей. В частности, ёё основными составляющими являются фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Цель же трагедии - воспроизводить события, вызывающие страшные сострадания. Перипетии («перемены происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости») и узнавания («переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье») - то, что привлекает нас в трагедии, элементы запутанного действия.
Узнавания могут быть по приметам; по ассоциациям, вызывающим воспоминания; по средствам умозаключения героев; являться придуманным поэтом ходом.
Если выделять 4 главные составляющие этого вида искусства, то ими окажутся соответственно фабула, характеры, мысли и текст.

Трагедия в понимании Аристотеля непременно подразумевает в себе два единства: времени (произведение должно именно начало, середину и конец, то бишь являться «целым») и действия (события соединены таким образом, что при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое)
«Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости» - говорит Аристотель. И он прав, ведь на самом деле в читателе интерес возбуждает нечто неожиданное, а не предсказуемое, не то, что уже известно доподлинно.

О внешней композиции говорится так: «О тех частях трагедии, на которые должно смотреть как на ее основы, мы уже сказали, а по объему и месту их распределения части ее таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. Эти части общи всем трагедиям, а особенностями некоторых трагедий являются песни со сцены и коммы. Пролог - это целая часть трагедии перед выступлением хора. Эпизодий - целая часть трагедии между целыми песнями хора. Эксод - целая часть трагедии, за которой не бывает песни хора. Парод хора - это первая целая речь хора. Стасим - песнь хора без анапеста и трохея. Комм - общий плач хора и актеров, а песни со сцены исполняются только актерами»

Много Аристотель даёт дельных советов творцам трагедий - и касательно того, какие действия лучше описать, чтобы вызвать максимальное сострадание у читателя; и касательно необычных неожиданных поворотов сюжета. В какой-то момент промелькнула мысль, что если бы этими советами в наши дни не пренебрегали режиссеры кино, то нынешние фильмы были бы многим более захватывающими. А также поэту необходимо «ясно представлять и переживать самому» то, что он изображает в трагедии. Ооо… если бы сему совету внимало нынешнее поколение, сколько бы «киноляпов» было бы устранено!..

Автор рассматривает даже такой аспект, как характеры в трагедии, то есть затрагивает не только внешнее строение, техническую сторону, основные цели и задачи, но и непосредственно «внутренности», словно не просто описывает сущность трагедии, а даёт наставления будущим творцам, составляет для них что-то вроде шаблона. Что же до характеров, то в трагедии они должны идеализироваться и соответствовать 4 требованиям: 1) быть благородными; 2) соответствовать действующим лицам; 3) быть правдоподобными; 4) быть последовательным (пусть даже «непоследовательно последовательным»)

Далее следует описание непосредственно элементов речи, ибо это крайне важно для написания трагедии. Мне запомнились такие определения: «Гласный - тот, который слышится без удара (языка); полугласный - тот, который слышится при ударе (языка) <…>; а безгласный - тот, который при ударе (языка) не дает самостоятельно никакого звука, а делается слышным в соединении со звуками, имеющими какую-нибудь звуковую силу» А вот касательно глаголов выделяется главным образом его способность указывать на время совершения действа, эта особенность и берется за основу определения глагола. Особо отмечается способность некоторых слов обозначать несколько понятий.
Обращается внимание на то, что ни в коем случае автору трагедии нельзя разделять такие два свойства речи, в которой нужно выдерживать трагедию: слог обязан быть одновременно высоким и ясным. Конечно, самый ясный слог - состоящий целиком из общеупотребительных слов, но тогда этот слог не будет высоким. Что делать? Тут главное - найти золотую середину, «смешать» глоссы, метафоры, украшения речи с обычными выражениями в идеальной пропорции - вот в чем вся соль.

А теперь об эпосе. Ни в коем случае нельзя путать его с историей: если её задача - описать все события, происходившие в один период времени. Не стоит группировать все описываемые эпизоды вокруг одного героя или временного отрезка. Именно этим и «берёт» Гомер: его произведения «драматичны по своему составу и группируются вокруг одного цельного и законченного действия, имеющего начало, середину и конец, чтобы, подобно единому и целому живому существу, вызывают … удовольствие». Вообще у Аристотеля о Гомере говорится немало. На примере его эпических произведений выявляются черты сходства и различия эпоса и драмы.
Сходства:
1.     эпос имеет такие же виды, как и трагедия;
2.     такие же части (кроме музыкальной композиции и сценической постановки);
3.     так же «в нем необходимы перипетии и узнавания (и характеры), и страсти»;
4.     в эпосе «должен быть хороший язык и хорошие мысли»;
5.     «дОлжно изображать удивительное»
Различия:
1.     «в трагедии нельзя изображать много частей происходящими одновременно, а только ту часть, которая находится на сцене и исполняется актерами; но в эпопее, так как она представляет рассказ, можно изображать много частей происходящими одновременно»;
2.     эпос записан исключительно героическим метром, к тому же «ямб и тетраметр подвижны; один удобен для танцев, другой - для действия»;
3.     в эпосе не так пристально «смотрят» на действующих лиц»

Но что же всё-таки выше - эпическая поэзия или трагедия? И тут Аристотель приходит к безапелляционно верному с его точки зрения выводу - конечно же, трагедия! Если в ней и есть недостатки, то это - вина неумелых актеров. К тому же трагедия и без телодвижений способна покорить читателя в полной мере, как эпос. А с грамотными и искусными движениями - и подавно! Мало того, что в трагедии есть всё, чем «гордится» эпос, так ещё в ней присутствуют такие части, как музыка и сценическая обстановка. При относительно меньшей величине трагедия способна «заткнуть эпос за пояс» буквально, ко всему прочему в эпосе меньше единства, ведь из одного эпического произведения можно составить несколько трагедий.

Итак, такого моё понимание сути «Поэтики» Аристотеля. По объему вышло много, ибо не хотелось упустить ни одной детали, чтобы потом не искать судорожно нужные строки в последний момент. Тут невольно приходит на ум параллель с противопоставлением «эпоса-трагедии»: да, моя сия работа немала в объёме, но зато её можно разбить на несколько «трагедий» поменьше - разделов, в которых в каждом будут относительно подробно указаны основные идеи Аристотеля и мои мысли-комментарии относительно взятой отдельной темы, будь то «Отличие эпоса от трагедии» или «Основная задача поэта».
Итак, на этом завершаю, ибо, мне кажется, «сказанного достаточно».

PS (себе для справки, чтобы не забыть) : Поэ́тика (др-греч. Περὶ ποιητικῆς, лат. Ars Poetica), 335 до н.э.; самый ранний из известных списков датирован 1100 г. н. э.
Next post
Up