Преображение Господне. Иконография праздника. Россия.

Aug 19, 2014 00:56

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

1.


Век:XIV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками ( на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, - левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.

Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.



Фрагмент. Преображение



Фрагмент. Спаситель, Илия и Моисей



Фрагмент. Распятие



Фрагмент. Вход в Иерусалим



Фрагмент. Апостолы
Фрагмент. Спаситель, Илия и Моисей

2.


Преображение (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Фрагмент. Преображение. Илия пророк



Фрагмент. Преображение. Моисей, пророк

3.


Преображение
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Фрагмент



Фрагмент



Фрагмент

4.


Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва



Фрагмент



Фрагмент



Фрагмент

5.


Век:XV



Фрагмент



Фрагмент



Фрагмент

6.


Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Данная икона имеет ряд особенностей, известных в более ранних псковских памятниках, но до того не встречавшихся в иконах из праздничного ряда

7.


Век:XVI
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель в белом, украшенном золотым ассистом хитоне в окружении славы. Ему предстоят пророки Илия и Моисей, которых ангелы принесли к Фаворской горе. Илия изображен стоящим на облаке, а Моисей - во гробе. Внизу представлены пораженные увиденным, упавшие ниц апостолы. Слева изображено их восхождение на Фавор вместе с Христом, указывающим на вершину горы, а справа - нисхождение апостолов с Фавора, причем Спаситель благословляет их хранить молчание об увиденном до Его Воскресения. Извод с "восходящими" и "нисходящими" с горы апостолами появляется в византийской живописи не позднее XII века и получает распространение в XIII- XIV веках. Евангельский сюжет о восхождении Иисуса Христа с учениками на гору Фавор, где Он предстал в сиянии Фаворского света, явив миру Божественную сущность Бога Сына, в основе сохраняет традиционную иконографическую схему ("рублевскую легенду"). Иисус Христос в белых светящихся одеждах изображен стоящим на вершине горы в круглой капсуле-мандорле, с предстоящими Ему ветхозаветными пророками Ильей и Моисеем. Пораженные видом преображения Христова апостолы Иоанн и Иаков пали ниц. Только Петр устоял на ногах, в страхе и изумлении взирает он на свершившееся явление. Но в соответствии с нормами своего времени мастер храмовой иконы из Преображенской церкви как бы развивает сюжет во времени, введя в композицию дополнительные сцены принесения пророков ангелами, восхождения на гору и нисхождения с горы Христа с апостолами.

Стилистическая справка: Особенность храмового образа церкви Преображения - необычное построение композиции с ярко выраженным пространственным перепадом между верхней и нижней зонами и масштабным контрастом в изображении фигур и пейзажного фона. Горки представлены обобщенно, нарочито большими, с крупными геометрическими белильными лещадками, которые придают иконе особую декоративность. Фигуры же наоборот миниатюрны и утонченны, с хорошо выписанными ликами и одеждами. По мнению большинства исследователей, эта икона, как и весь иконостас, была выполнена мастерами, связанными с одним из северных художественных центров, возможно белозерскими иконописцами. Он датируется 1595 годом, временем постройки и освящения храма. А.А. Рыбаков отмечает стилистическое сходство "Преображения" с иконой Иоанна Предтечи. Примечательна повышенная декоративность иконы, которую сообщают ей образующие своеобразный узор белильные лещадки горок, выполненные в виде чередующихся рядов четырехугольных отметин и круглых точек - "жемчугов". Объем горок подчеркнут киноварными и голубоватыми тенями. Это любовное отношение к узорности, к декоративной игре форм произведения роднит кирилловское "Преображение" с большой группой икон XVI в., происходящих с Верхней Волги, Шексны, Мологи и Белоозера. Возможно, высказанное в литературе предположение о белозерском происхождении мастеров, написавших иконы для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, не лишено оснований.

8.


Преображение
Век:XVII
Место хранения: Карельский музей изобразительного искусства в Петрозаводске

9.


Век:XVII
Место хранения: Частное собрание М.В.Е.

Православие, русское искусство, иконография, о духовном, иконы, праздники, Преображение

Previous post Next post
Up