Панорамное полотно Арпада Фести

May 16, 2014 21:05


На днях шедевру венгерского художника Арпада Фести исполнилось 120 лет!
Круговое панорамное полотно (1800 кв. м.) называется "Обретение родины" (или дословно "Прибытие (вхождение) мадьяр" - A magyarok bejövetele).


А ведь началась история этого шедевра не в Венгрии, а, как ни странно, в...Париже. В 1890-х годах, отдыхая с супругой во французской столице, в одном из музеев Фести (урождённый Реренбек (Rehrenbeck, 1856-1914)), увидел монументальное батальное полото Жана Батиста Детайя (Jean Baptiste Édouard Detaille), изображавшее одну из битв Наполеона. Поражённый красотой масштабной картины и реализмом деталей, Фести по возвращению домой решил создать такое же огромное диорамное полотно, изображающее картину всемирного потопа. Супруга  Фести Роза Йокаи (Jókai Róza), приёмная дочь выдающегося венгерского романиста Мора Йокаи, отнюдь не радовалась такой идее. Также будучи художницей, Роза понимала, каких неимоверных трудов и колоссальных средств потребует создание подобного полотна. Мор Йокаи, видя, что зять непреклонен в своём творческом порыве, посоветовал Арпаду Фести выбрать другую тему. Близилась тысячная годовщина обретения венграми родины (1896 год), почему бы не изобразить приход венгерских племён в Карпатский бассейн? Воодушевлённый Фести отправился в предместье Мохача к Верецкому перевалу,  чтобы своими глазами увидеть земли, на которые в конце IX века князь Арпад привёл из Западной Сибири семь угорских племён.


Арпад Фести
По возвращении домой Фести с увлечённостью, граничившей с одержимостью, принялся за работу. Через некоторое время о полотне узнали журналисты, и об этапах работы стали появляться регулярные газетные репортажи. Предполагалось, что полотно будет закончено к 20 августа 1893 года. Видя огромный интерес к работе Фести, Столичный совет (Fővárosi Tanács) взял на себя расходы. Для того, чтобы выставить готовое полотно на показ, на месте сегодняшнего Музея изобразительных искусств был построен специальный павильон (Rotunda) диаметром 40 метров и высотой 16 метров, вмещавший в себя 236 посетителей.



Центральный вход в павильон



Однако Фести не смог закончить полотно к августу. В апреле с помощью художника Игнаца Уйвари (Ujváry Ignác) Фести закончил расписывать небесный свод. Пейзажи помогали писать Ласло Меднянски (Mednyánszky László), Игнац Уйвари и Бела К. Шпани (К.Spányi Béla). Фигуры и группы людей выполнили Пал Ваго (Vágó Pál) и Хенрик Папп (Papp Henrik), фигуры коней - работа Целестина Пайя (Pállya Celesztin). Фести помогала в работе и его супруга Роза, она написала фигуры раненых и убитых. Всего на полотне было запечатлено две тысячи персонажей.
В ходе работы над картиной в мастерскую к Фести приходили знакомые и друзья и развлекали художников музыкальными и театральными представлениями.
После того, как весной 1894 года совместная работа над полотном была закончена, Фести ещё некоторое время добавлял последние, завершающие мазки. Он переживал, что не успел выполнить работу в условленный срок. После долгого и кропотливого труда Фести не только не получил хоть какую-то сумму, но и недосчитался 10 тысяч форинтов.

Наконец 13 мая 1894 года павильон с панорамным полотном принял первых посетителей. На протяжении нескольких лет интерес зрителей был огромным. 25 октября 1985 года полюбоваться великолепным полотном приезжал сам император Франц Иосиф.
Во время работы выставки, посвящённой Тысячелетию обретения венграми родины, больше всего посетителей было именно здесь.

После закрытия выставки 1896 года картина была перевезена в Лондон. Однако это дорогостоящее мероприятие не оправдало себя. Англичан, не знавших историю венгров, не интересовало огромное полотно. Даже размеры картины не привлекали достаточного количества посетителей.В 1909 году полотно вернулось в Будапешт. К тому времени Столичный совет изменил условия контракта, и павильон Rotunda был демонтирован, а для диорамы рядом с зоопарком было построено другое временное здание. Однако это деревянное здание меньше всего было предназначено для размещения в нём картины. Полотно содержалась в ужасных условиях: то под палящими лучами солнца, то под дождём. Шедевр Фести медленно погибал.
В то время появились первые кинотеатры, народ повалил туда, и никто не торопился вкладывать деньги в реставрацию полотна.
Во время ВМВ рядом с диорамой разорвался снаряд, значительно повредив и здание, и само полотно. Дочь Фести Мария (тоже художница исторического плана), пытаясь спасти картину, принимает отчаянное решение разрезать полотно на куски. Одна часть диорамного полотна попадает в подвал базилики Иштвана Святого, другая часть - в спортивный зал одной из школ.

В 1970 годы венгерское правительство принимает решение о строительстве в Опустасере (Южный Алфёльд) Национального исторического памятного парка.



Начавшаяся было реставрация картины Фести откладывается до окончания строительства специального диорамного здания.



После окончания строительства в сентябре 1991 года был объявлен международный конкурс на выполнение реставрационных работ, который выиграла польская компания Ars Antiqua. Через четыре года реставрация была завершена с потрясающим результатом.

Картина состоит из нескольких связанных между собой жанровых сцен:
Появление мадьярских кибиток (A magyar szekerek bevonulása)
Победа Арпада (Árpád győzelme)
Конная атака (A lovasroham)
Жертва шамана (A táltos áldozata)
Разбивка лагеря (Letáborozás)
Военная добыча (Hadizsákmány)

Панорамное полотно картины переходит внизу в полосу предметного коллажа из обгоревших брёвен, оружия и других реальных предметов, и создаёт удивительное чувство реальности.


Убедитесь в этом сами, перейдя по ссылке: http://www.budapest360.hu/feszty_panoramahu.htm
Гениально, не правда ли?!

Арпад Фести, Опустасер, Венгрия, диорама

Previous post Next post
Up