Вы думаете, что карнавал может быть хорошим только в том случае, если проводится в Рио-де-Жанейро или в Венеции? Ничего подобного! Венгры тоже зажигают - будь здоров! Вчера мы лично убедились в этом, съездив на костюмированный карнавал в Мохаче.
Мо́хач (Mohács) - небольшой провинциальный город на правом берегу Дуная в Южно-Задунайском крае Венгрии, в 190 километров от Будапешта. Жителей здесь не больше двадцати тысяч.
Погода была для проводов зимы очень даже подходящая: небо плотно затянули угрюмые тучи, дул холодный ветер, словно никак не желая менять свои зимние привычки. Но с неба не капало, не моросило и не лилось, так что это уже большая удача для самого начала марта.
По-венгерски традиционный костюмированный карнавал в Мохаче называется Бушояраш (Поход бушара; хорв. Pohod bušara; венг. Busójárás). Придумали это замечательное веселье хорваты-шокцы (sokac), которые уже несколько веков назад, спасаясь от наступавших на Европу турок, переселились в эти края. Проводится празднование в конце месячного сезона карнавалов -
Фаршанга (Farsang). В празднестве участвуют гости из соседних стран - Хорватии, Сербии и Польши.
Небольшой город наводняют толпы туристов! Ещё бы! Ведь ежегодное карнавальное шествие внесёно в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и здесь действительно есть на что посмотреть.
У каждого мало-мальски уважающего себя карнавала есть интересная легенда и богатая история. Есть она и у карнавала Бушояраш.
В XV и XVI веках в здешних местах произошли две битвы: Мохачская битва в 1526 году, после которой большая часть Венгрии попала под власть Османской империи и битва в 1687 году, во время австро-турецкой войны, когда уже османская армия потерпела поражение. Эти значимые для венгерского народа события и стали основой легенды.
После того, как турки захватили власть в стране, Мохач они стали называть на свой манер - Михаджем. Как и «положено» супостатам, они стали безжалостно угнетать местное население: жгли и грабили города и посёлки, отнимали дома и земли, насиловали женщин, угоняли на рабские работы молодых мужчин. Некоторое время местные жители терпели такое положение, стиснув зубы - ну разве можно было победить это многотысячное басурманское войско?! Однако спустя какое-то время турки стали воровать детей. Из маленьких девочек они растили послушных наложниц для гаремов, а из мальчиков воспитывали янычаров. (Яныча́ры - регулярная пехота, часть полков личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых, которая вместе с конницей составляла основу войска в Османской империи в 1365-1826 годах. Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве). Вот этого местные жители сносить уже не хотели.
В окрестностях Мохача Дунай разветвляется на два рукава, отделяя от основного города островную часть. В те давние времена эти места были очень труднопроходимой, болотистой местностью. Именно туда стали переправляться самые отчаявшиеся жители, строили там подобие жилищ и жили безрадостной, полной лишений, невероятно трудной жизнью. Турки пробовали было сунуться на остров, но после того, как некоторые из них погибли в заросших густым камышом топях, махнули на отшельников рукой: местные сами, дескать, перемрут на этом диком острове. Однако местные и не думали сдаваться - ни тяжёлой судьбе, ни туркам. Их становилось на острове всё больше и больше, они уже не прятались под покровом ночи и даже осмеливались разжигать костры, у которых просиживали за разговорами долгие часы. Однажды во время одного из таких мальчишников ночных бдений им явился старец-шокац и сказал: «Не унывайте и не теряйте надежды! Ваша жизнь изменится! Вы сбросите ненавистное турецкое иго! Готовьтесь к бою, как можете - вырезайте из дерева дубинки и страшные маски и будьте готовы к бою в любую минуту! Как только настанет время, я дам вам знак!» Шокцы поверили словам старца и воспряли духом. Они сделали всё в точности так, как велел им таинственный старик. Однако годы шли, а долгожданного знака всё никак не было. И те, что сидели у костра и слышали пророческие слова, уже стали дряхлыми стариками. И их внуки уже стали считать легендой историю про старца.
Однажды ночью над городом разыгралась страшная буря. Сильный ветер рвал ветви деревьев и завывал в узких переулках города. Небо было совсемчерным-черно, и только всполохи молний иногда разрезали кромешную тьму. Именно в ту ночь на острове появился таинственный всадник, призывая бушаров одеть маски, взять с собой оружие и атаковать турок, укрывшихся от непогоды в домах. Бушары с готовностью последовали приказу незнакомца. Они переправились через Дунай и ворвались в Мохач, надев на себя вывернутые мехом наружу бараньи шкуры и разрисованные маски. На улицах города поднялся страшный крик, стук, скрежет и грохот. Когда турки выбежали на улицу и увидели страшных чудовищ в масках, они подумали, что демоны атаковали их, и тут же пустились в бегство и больше никогда не появлялись в Мохаче.
Click to view
Легенда о бушарах в исполнении популярной венгерской фолк-рок-группы «Карпатия» (Kárpátia).
Правда, некоторые этнографы считают, что эта красивая история не имеет под собой истинных исторических событий, и говорят, что на самом деле карнавальное шествие бушаров - это отголосок языческих празднований, посвящённых проводам зимы.
Но нам-то какая разница - зрелище это яркое и очень интересное, и слава Богу, что народ чтит свои традиции.
Фестиваль проводится в течение нескольких дней - это концерты фольклорных коллективов, выставки, музейные экскурсии, лекции историков, ремесленные уроки и многое-многое другое.
Но эпогей праздника - это последнее воскресенье фаршанга, когда по Мохачу идёт красочное шествие в карнавальных костюмах. Люди веселятся и отдыхают, пускаются в пляс, звучит музыка, песни и весёлый смех, раздаётся шум деревянных трещоток и завывание сирен.
В центре города работает ярмарка. Чего тут только нет! В первую очередь это сувенирные изделия, посвящённые карнавалу: трещотки, бараньи шкуры, деревянные вилы, булавы, мечи, посохи и другие интересные сувениры ручной работы. Карнавальные маски бушаров отличаются огромным разнообразием цветов и форм. Есть среди них и внушающие страх, прамо дъявольские, есть и «симпатичные».
Здесь же продаются соленые калачи, сладкие плетенки с корицей, горячие жареные колбаски с горчицей, палинка и глинтвейн, который так классно согревает в хмурый день!
Какой колоритный продавец варенья, мёда и джемов в турецком костюме - просто загляденье!
Есть здесь и угощения посолидней.
Наряжаются бушары в бараньи шкуры, надевают разрисованные маски с большими рогами, на которые частенько нанизывают символ фаршанга - румяный пончик. Из-под шкур видны штаны из белого полотна с вышивкой или кружевом по нижнему краю. На ногах у них разноцветные вышитые гетры и сшитые вручную кожаные чувяки. К широким кожаным ремням на талии прикреплены старые коровьи колокольца, дудки, трещотки, на шеях - «ожерелья» из сушёного перца и чеснока. сопровождают бушаров дети - «янкеле» и женщины в карнавальных масках и ярких народных костюмах. За ними следуют ведьмы и колдуны, шуты и шутихи.
Начинается главное праздненство с того, что бушары разжигают на берегу острова огромный костер, а затем садятся в лодки и, подбадриваемые криками и свистом огромной дружелюбной толпы, плывут через Дунай на противоположный берег.
Собираются все участники карнавала на площади Коло, где стоит скульптура Андраша Лалуя «Бушары».
Народ обступает их и фотографирует.
Когда раздаётся выстрел из старинной пушки, бушары начинают своё шествие по центральным улицам города. народу стоит вдоль дороги - не протолкнуться! Бушары тормошат неулыбчивых зрителей, обнимаются с весельчаками, кружат в своих колдовских плясках молодых красивых девушек и отпускают в адрес пожилых женщин пикантные (однако безобидные и строго в границах дозволенного!) шутки. И всё это громко, весело, ярко, с задором!
На телеге, запряженной лошадьми, бушары везут гроб. Он называется «поклада» и символизирует «умершую» зиму. Гроб сжигают на костре вместе с соломенной куклой на главной площади города.
Приезжайте, полюбуйтесь на этот весёлый карнавал и зарядитесь хорошим настроением на целый год!