5 ноября 1983 года двери Музея изобразительных искусств остались закрытыми перед посетителями. На входе было вывешено лаконичное объявление: "Музей закрыт по техническим причинам". На следующий день выяснилась истинная причина: ночью в музей проникли грабители и похитили семь ценнейших картин.
ФотоМузейные работники с ужасом обнаружили, что со стен исчезли следующие полотна:
"Мадонна Эстерхази" Рафаэля,
"Автопортрет" и "Портрет юноши" Джорджоне,
"Женский пертрет" и "Мужской портрет" Тинторетто,
"Отдых на пути в Египет" и "Богоматерь и шесть святых" Джованни Доменико Тьеполо.
Тогдашняя ценность картин составляла 1 миллиард 436 миллионов форинтов!
Цифра для сравнения: в 1983 году средняя месячная зарплата составляла 4 - 5 тысяч форинтов.
Похищение картин моментально окрестили "кражей века". Телефоны в музее трезвонили не умолкая, а у двери кабинета директора музея собралось несколько десятков журналистов. Всё дело в том, что похитителям вовсе не пришлось прибегать к помощи специальных технических устройств, они залезли на второй этаж музея по обычной приставной лестнице, вырезали стекло и преспокойно унесли ценнейшие картины, варварски вырезав их из рам. В то время в музее проводился ремонт крыши, и сигнализация не работала уже несколько дней.
То ли похитители были новичками своего дела и поэтому были очень неосторожны, то ли легкость, с которой удалось похитить картины, вскружила им головы, но на месте преступления они оставили отвертку итальянского производства и несколько отпечатков пальцев. Кроме того, рамы от картин похитители упаковали в полиэтиленовые пакеты (с итальянскими надписями!) и бросили в Дунай. А полицейские взяли да и "выловили" эту находку рядом с городом Сазхаломбатта.
Через своих осведомителей 3-е Главное Управление МВД Венгрии вышло на двоих воров-соотечественников, которые помогли «залетным» итальянским мафиози ограбить музей. Скоро в Тёрёкбалинте нашли "Портрет юноши" Джорджоне. Итальянские карабинеры арестовали «свою» часть банды. Ее главарь, некий Джакомо Морини, заявил, что заказчиком преступления был греческий фабрикант, производящий оливковое масло, Евфимос Москохлаидис. Тот, конечно, утверждал, что это оговор. Однако когда на грека нажала полиция, уложенные в большой чемодан картины подбросили в сад монастыря Эгион под Афинами. Скорее всего, Москохлаидис пошел на тайную сделку с властями и таким оригинальным образом вернул краденое в обмен на прекращение следствия. Пресса быстро выяснила, что 55-летний малообразованный «оливковый король» заказал кражу, чтобы пустить пыль в глаза кредиторам, наивно надеясь, что о венгерских событиях в Греции не узнают.
По делу о похищении картин двое венгров были осуждены на 7 и 12 лет заключения.
Участвовала в этой краже и одна венгерка, выполнявшая роль переводчицы. Она отделалась шестью месяцами условно.
Заинтересовавшимся темой советую
статью Григория Козлова "Искусство кражи":
"Художественный рынок стал интернациональным и достиг огромного размаха: ежегодно только через аукционные дома проходит более 700 000 предметов. А есть еще огромная сеть антикварных магазинов, армия артдилеров, которые работают с избранной клиентурой, наконец, торговля искусством через Интернет.
Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в семь миллиардов долларов. В орбиту этого громадного бизнеса вовлечены «серьезные» люди: мафия, террористы, артдилеры, посредники-адвокаты, артдетективы, музейщики, сотрудники страховых компаний и т. д.
Самый эффективный метод получить деньги за краденый шедевр - продать его не мифическому «доктору Но», а законному владельцу. Угроза навсегда лишиться уникальной картины или скульптуры делает сговорчивыми коллекционеров и директоров музеев, которые соглашаются на выкуп. По аналогии с похищением людей газетчики назвали такие преступления «артнеппингом». Очень заинтересованы в быстром возврате краденых произведений и страховые компании, которые несут огромные убытки при выплате многомиллионных страховок.
Хотя в большинстве стран переговоры с ворами и выплата выкупа запрещены, многие делают это тайком. Кроме того, существует масса уловок выдать сделку с преступниками за легальный поиск шедевров. Например, страховая фирма победно заявляет о находке ее детективами краденой вещи и скромно добавляет, что «преступников, к сожалению, обнаружить не удалось». Артнеппинг требует железных нервов у всех участников сделки. Напрямую стороны договариваются крайне редко. Ключевая фигура в подобных делах - посредник, обладающий незаурядными дипломатическими способностями. Как правило, это адвокат, которому доверяют и преступники, и владельцы краденого. Иногда в такой роли выступает известный частный артдетектив с большими связями и в музейной, и в преступной среде."