Авраам "Брен" Адан (1926-2012)

Sep 28, 2012 19:32



Грустно просыпаться в и без того с серый и дождливый осенний день под такие новости. Ушел еще один из титанов той прошедшей эпохи. Я много писал об этом человеке. Его книжка - On the Banks of the Suez на мой взгляд, до сих пор является наиболее точным и детальным изложением войны на синайском фронте в 73 году, о том, как Израиль за две с половиной недели смог переломить ее ход, от поражений первых дней, до окружения 3й египетской армии и выхода на шоссе к Каиру. Десять лет назад я, будучи c головой увлеченным Войной Судного Дня, читал его книгу на одном дыхании. Cпокойствие, последовательность и профессионализм автора в повествовании истории самой тяжелой войны, в которой участвовал Израиль, производили неизгладимое впечатление.

В отличие от Шарона или Бар-Лева, Адан не делал громкие публичные заявления, не любил позировать перед камерами и не лез в политику. Он всегда держался в тени, оставаясь при этом профессионалом своего дела - человеком сформировавшим стратегию и тактику применения танков в современном бою. Может быть поэтому в современном Израиле всегда был мало известен. Даже ведущие газеты вспомнили о нем в своих некрологах, как о "человеке, водрузившим израильский флаг в 48-ом году в Эйлате", хотя его основные заслуги проявились именно в октябре 73-го года, когда его дивизия переправилась и захватила египетский плацдарм на Западном Берегу Суэцкого Канала, а затем, выйдя к Суэцу и окружив 20 000 солдат противника, де факто поставла точку в этой войне.

Он прошел весь путь израильского кадрового военного, от молодого коммандира в рядах ПАЛМАХа, до командующего израильскими бронетанковыми войсками в начале 70х и командира резервной дивизии в Войну Судного Дня , на которую выпала основная роль в остановке египетского наступление 6 -10 октября. Именно тогда его неукомплектованная дивизия (по сути, размером с бригаду) понесла самые серьезные потери в этой войне, пытаясь без артподдержки атаковать окопанную египетскую пехоту, вооруженную новейшим на то время оружием - противотанковыми ракетами. 8 октября до сих пор считается черным днем израильских танкистов.

В своих мемуарах генерал Адан так описывает вечер 8 октября:
«Глядя на непрерывный поток наших танков, возвращающийся с поля боя, я с трудом верил своим глазам. В какой то момент, в течение этого дня я не был уверен, что у меня все еще есть дивизия. Теперь, глядя на темные силуэты танков с их командирами, возвышающимися из их башен, мое сердце переполнялось гордостью и симпатией к нашим солдатам. Мы вместе прошли через этот ужасный день, понеся тяжелые потери, однако наша дивизия по-прежнему продолжала функционировать… Мы начали этот день со 170 танками, а закончили с 100. 40 было сильно повреждено, а 25 оставлено на поле боя. Однако, благодаря самоотверженной работе ремонтных групп, на следующее утро моя дивизия имела 120 танков… Маленькая дивизия, но готовая к бою»

Оправившись от первого шока, и изменив свою тактику, именно Адан создал все предпосылки окончания Войны Судного Дня на победной ноте.
Previous post Next post
Up