Луганский завод.

Jul 14, 2016 12:53

Повествование о Луганском заводе задумывалось как целостный цикл. Поэтому репостну я свое начало, выложенное несколько раньше и продолжу дальнейшее  повествование:

Оригинал взят у mikul_a в Луганский завод.

По результатам изысканий Карла Гаскойна, 14 (25 ноября) 1795 года Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», который гласил:
"В Славяно-сербском уезде Екатеринославской губернии учредить литейный завод. Употребить на это важное дело 715733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота. Определить заводу до трёх тысяч мастеровых и поселян.
Устройство завода возлагалось на генерал-губернатора Платона Александровича Зубова. Директором Луганского литейного завода назначили Карла Гаскойна."

Строительство завода велось в течение десяти лет.



Луганский завод на трехверстовке Шуберта. Средина девятнадцатого века.

При рассмотрении истории становления Донбасса как то обходят стороной тот завод, с которого фактически началась индустриализация Донбасса. Это история Луганского литейного завода. Эту, можно так сказать без преувеличения, жемчужину раннего Донбасса. Жемчужину очень яркую, очень оригинальную. И жемчужину самую первую и поэтому самую дорогую. И название Луганский литейный завод немного не правильно. После строительства и начала выпуска оснеовной продукции отлитых чугунных пушек и ядер, завод начал выпускать очень большую номенклатуру мирной продукции. И не только из чугунного литья, но и сложные машины и механизмы. Самый первый на юге России освоил выпуск паровых машин. И то что в последствии состоялся Донбасс как большой район добычи каменного угля то же полностьб заслуга Луганского лдитейного завода. Потому что углубленные  изыскания на предмет каменного угляпроводились исключительно для потребностей Завода. И первые шахты в районе современного Лисичанска добывали уголь для Луганского завода.

При строительстве завода была решена очень грандиозная задача, соизмеримая с решаемыми задачами даже в наше время. Ведь завод был построен фактически на пустом месте, в поле, в степи, на берегу реки Лугани. Строителями завода было решено много оригинальных задач и инженерных решений.

1, Изыскание средств для финансирования строительства завода.

2. Выбор места под будущее строительство.

3. Обеспечение завода энергоресурсами, существующими на то время. Энергией течения рек.

4.  Проведение геологических изысканий на предмет наличия местных строительных материалов - глин, строительных и огнеупорных. Кладочного и фундаментного камня. Залежей сырья для обжига извести. Залежи алебастра - гипса. Залежи песка для строительства и создания формовочных смесекй. Залежи железной руды для организапции плавки чугуна и впоследствии выплавки стали теми способами, существующими на то время. Залежи каменного угля как источника для получения кокса. Первый кокс в России был получен из Лисичанских углей именно на Луганском литейном заводе. Запасы древесины для возведения жилья, плотин и модельного производства при литье.

5. Обеспечение людскими ресурсами для строительства и в последствии работы на новом заводе. Подготовка жилья для этих людей. Создание возможности для пропитания работающих людей

6.Обеспечения достаточным количеством пастбищ для лошадей, коих при строительстве и дальнейшей работе литейного завода требовалось в огромном количестве. Обеспечение воспроизводства гужевого стада.

7. И самое главное - обеспечения очень квалифицированного и грамотного инженерного персонала, способного справиться с поставленной задачей.

И все эти сложные задачи были успешно решены и завод на протяжении более полувека выпускал военную и гражданскую продукцию. И место для завода было выбрано настолько удачно, что даже когда завод зыкрыли, поселок вокруг завода не прекратил свое существование. Он обрел новую жизнь вместе с новым заводом, построенном на месте старого. И этот завод то же изначально был военным - он выпускал патроны. И дальнейшее развитие поселения Луганский литейный завод вырасло в большой индустриальный город, ставший Луганском, вторым по величине и размером городе в Донбассе.

Выбор места.
Каждый раз, когда я спускаюсь со своего Камбродского бугра на пути в центр Лукганска, я невольно замедляю шаг и долго любуюсь завораживающей картиной города, раскинувшегося в долине трех рек. Лугани, Ольховой и еще одной небольшой реки, название которой как си самой речки не дошедшей до наших времен.





Сейчас широкая долина реки Лугани полностью застроена городом. Трудно представлять, как оно все было тогда, когда здесь гуляли степные дрофы, паслись стада диких тарпанов, да бродили степные волки.

Наверное точно так же те люди, когда добрались до этих мест и спускались с высокого северного склона долины Лугани, замерли пораженные захватывающей  красотой этих мест. Ведь вся эта захватывающая картина простиралась направо и налево так, насколько хватало глаз. Ведь путь их к этим местам пролегал с севера, из центра России, через Валуйки  по проторенной, проезженой и протоптаной дороге, приведшей тех людей в селение Каменный Брод.



Вот эта дорога на карте, обозначенная зеленым цветом.

Я раньше писал о том, что люди, когда принимают те или иные решения, думают что эти решения принимают они сами. На самом деле иногда эти решения приходят к людям свыше. Оттуда свысока и издалека. И эти люди являются только проводниками знаков и провидений свыше. Я думаю, что решение при выборе места под строительство Луганского завода был подсказано свыше. Изначально было предрешено рождению и долгой жизни не только заводу, но и сначала поселению, а затем и большому городу, городу Луганску. Который проижил, живет и будет дальше жить своей сложной,неоднозначной и неординарной жизнью. А жизнь города невозможна без существования  и жизни людей, которые и дают жизнь самому городу.

Очень удачно было выбрано место. До места впадения Лугани в Северский Донейц было всего пятнадцать верст. А Северский Донец был в то время вполне себе судоходным. И река эта использовалась в последствии для доставки липецкого чугуна на сам завод. Рядом с местом будущего завода пересекались две дороги с приличным движениям по ним. Одна из дорог шла с севера России на Таганрог. Другая шла в сторону Бахмута. И как раз в тех местах были найдены запасы угля и железной руды, в районе Лисьей Балки, которая дала название городу Лисичанск, в Луганской области. И все это перевозилось по дороге " Бахмутке" на сам завод. А по другой дороге, "центр России - Таганрог" велась отгрузка готовой продукции, пушек и чугунных ядер.

Широкая речная долина и заливные луга - хорошее место для выпаса лошадей. А черноземы, лежавшие вокруг создали предпосылки для выращивания зерна вокруг завода и развитию сельского хозяйства вокруг будущего города.

И когда проводилась железная дорога в уже развитом Донбассе, то ее провели прямо через Луганск. И эта железная дорога способствовала дальнейшему развитию города. ка одному из индустриальных ценров.

Луганск., Луганский завод.

Previous post Next post
Up