В коментах к предыдущему посту уже затрагивался вопрос о применении американцами служебных собак во Вьетнаме и я решил осветить его подробнее.
История применения американцами служебных собак во Вьетнаме берет свое начало в 1961, когда после серии нападений Вьетконга на базы ARVN, ВВС США направили в страну двух инструкторов-кинологов и 10 караульных собак, для охраны авиабаз ЮВ. Также предполагалось использовать служебных собак оставшихся от французов.
Программа использования служебных собак в ВС Южного Вьетнама оказалась провальной. По мнению американцев, причиной этого было отношение к программе самих вьетнамцев. На курсы кинологов отправлялись далеко не лучшие призывники, рационы питания собак были совершенно недостаточными, ветеринарная служба в ARVN фактически отсутствовала. в течение года умерло 90% собак.
В июле 1965, уже после ввода в ЮВ американского контингента, USAF начали новую программу Top dog 45 использования собак для охраны баз ВВС Таншоннят, Бьен Хоа и Дананг. В течение двух недель с авиабазы Лаклэнд в страну было переброшено 40 кинологов с собаками. Собаки - в основном немецкие овчарки, обученные для несения караульной службы (sentry dog), любого человека кроме своего кинолога расценивали как врага, и спущенные с поводка немедленно атаковали.
Для караульной службы подбирались собаки с высокой агрессивностью, выносливостью и низкой чувствительностью в внешним раздражителям (стрельба и.т.п.).
Команды кинолог/собака работали в основном ночью (днем было слишком жарко), патрулируя периметры баз. Через 4 месяца кинологи, подготовив себе смену, вернулись домой, оставив собак во Вьетнаме. Затем это стало обычной практикой - попав на войну собака служила там до конца своей жизни, с разными кинологами. Как правило, требовалось 7-10 дней чтобы приучить пса к новому хозяину. Некоторые из них успели сменить за службу 4-6 кинологов. Из 4000 американских служебных собак бывших во Вьетнаме, вернулись домой немногим более 200. Кинологов же прошло через Вьетнам около 10000.
По сведениям полученным от пленных, Вьетконг расценивал собак как серьезную угрозу для действий своих диверсионных групп. В течение первого года применения собак, не было отмечено случаев скрытного проникновения вьетконговцев через охраняемый периметр. Затем диверсанты стали использовать смеси различных трав с острым запахом, чтобы сбить чутье у собак, но помогало им это далеко не всегда.
После успеха программы ВВС, в сентябре 1965 армия начала свою программу использования караульных собак. Уже к концу года во Вьетнаме работали 180 армейских караульных собак. Часть кинологов и собак проходили подготовку на Окинаве, основная масса - на базе ВВС Лаклэнд, там же готовили кадры для аналогичной программы корпуса морской пехоты. Срок обучения составлял 8 недель. Солдаты попадали туда после базовой подготовки и окончания школы военной полиции или пехотной подготовки. Также велась подготовка кинологов непосредственно во Вьетнаме.
Основными документами определявшими тактику применения караульных собак были: FM 20-20 Military Dog Training and Employment, FM19-30 Physical Security, AFM 125-5 USAF Sentry Dog Program.
Между 1965 и 1972 годов в стране работали 3 армейские роты (по 150 команд кинолог/собака в каждой), 2 взвода КМП и подразделения караульных собак в составе 10 эскадронов полиции ВВС. В армии и КМП эти подразделения также как правило, были в составе военной полиции. Работа команд кинолог/караульная собака считалась достаточно опасной, поскольку они в одиночку патрулировали по ночам периметры баз, и в случае встречи с диверсантами им приходилось держаться самим до подхода тревожной группы. Как правило, кинологи работали на одной базе в течение всей своей командировки. Уставами рекомендовалось отправлять кинологические команды на отдаленные, изолированные посты, где нет существенного движения людей и машин.
В декабре 1966 при отражении нападения крупной группы Вьетконга на авиабазу Таншоннят погибли солдат-кинолог и 3 собаки, а караульный пес Немо атаковал вьетконговцев, несмотря на полученное им тяжелое ранение и спас своего хозяина, рядового полиции ВВС Торнбурга. Немо стал первым псом с почетом вернувшимся домой из Вьетнама. Он потерял в этом бою глаз и не мог дальше нести боевую службу. В дальнейшем его использовали в качестве пса-рекрутера (для агитации, чтобы граждане отдавали своих собак армии). В этом качестве он часто появлялся на ТВ.
С 1967 во Вьетнаме работали и небольшие подразделения караульных собак ВМФ США. В 1970 флот открыл программу Waterdog, по подготовке сторожевых собак для обнаружения пловцов-диверсантов на реках и акваториях портов.
В целом, применение караульных собак оценивалось как одна из наиболее эффективных мер защиты.
Кроме нападений на базы, не менее серьезной проблемой для американцев были нападения из засад на армейские патрули. Применять караульных собак для защиты патрулей было крайне затруднительно, поскольку они атаковали всех подряд. Поэтому была возрождена существовавшая во время ВМВ программа подготовки собак-скаутов. Первые такие подразделения появились во Вьетнаме тоже в 1965. Первоначально, инструкторов и собак подбирали и готовили в школе служебного собаководства армии США в Европе (Ленгриз, ФРГ). В декабре 1965 открылась аналогичная школа в Форт Беннинг, где готовили кадры как для армии, так и для КМП. Обучение было достаточно реалистичным, большинство инструкторов школы имели боевой опыт. Курсанты (в основном с пехотной подготовкой) проходили обучение вместе со своими собаками. Продолжительность обучения была больше, и составляла 12 недель. Первые 6 недель в школе обучали базовой технике поиска, разведки, обнаружению ловушек и растяжек. Тренировки постепенно усложнялись и начиная с 9-й недели курсанты с собаками проводили патрулирования на длинные дистанции с засадами, контрзасадными действиями, охраной периметра, форсированием рек, отрабатывали аэромобильные и речные патрульные операции. Во время тренировок делался отдельный акцент на приучение собак соблюдать тишину во время работы. Также собак учили выполнять не только голосовые команды, но и визуальные (сигналы руками). По сравнению с караульными от них требовался больший интеллект и меньшая агрессивность.
В 1966 ВВС открыли проект SAFE SIDE - использование собак-скаутов для охраны авиабаз. Армия передала ВВС 3-х инструкторов из Форт Беннинг, а ВВС отправила для участия в этой программе лучших выпускников курса караульных собак.
К 1971 во Вьетнаме действовали 22 армейских и 2 взвода собак-скаутов КМП. Каждой дивизии придавалось 2-3 взовда собак скаутов. Например на 1968 год, эти взводы распределялись следующим образом:
1-я пехотная дивизия - 35-й и 41-й взвод собак скаутов (IPSD)
1-я кавалерийская (аэромобильная) - 25-й и 34-й IPSD
4-я пехотная дивизия - 33-й, 40-й, 50-й IPSD
9-я пехотная дивизия - 43-й, 45-й IPSD
25-я пехотная дивизия - 38-й, 44-й, 46-й IPSD
101-я воздушно-десантная дивизия - 42-й, 47-й, 58-й IPSD
23-я пехотная Americal дивизия - 48-й, 57-й IPSD
173-я воздушно-десантная бригада -- 39-й, 59-й IPSD
199-я легкая пехотная бригада - 49-й IPSD
Основной работой кинологических команд были действия в качестве головного дозора патрульной группы или пехотного подразделения на марше. Задачей дозора было ранее обнаружения присутствия чужих людей или предметов неприродного происхождения - мины, растяжки тайники. Причем, в отличие от караульных псов, скауты не должны были шуметь, обнаружив опасность. Кинолог по поведению собаки обязан был определить, что она чует опасность.
В отличие от частей караульных собак, постоянно служивших на одной и той же базе, собак-скаутов постоянно перебрасывали с места на место, придавая их различным пехотным частям.
В уставах FM 20-20 Military Dog Training and Employment и FM 21-75 COMBAT TRAINING OF THE INDIVIDUAL SOLDIER AND PATROLLING 1967 г. Описывается следующий порядок применения собак скаутов при патрулировании:
1.Кинолог с собакой присоединяется к патрулю во во время получения предварительного приказа о выходе на патрулирование и участвует во всех этапах планирования подготовки и инструктажа, дает свои рекомендации, которые учитываются командиром патрульной группы при написании приказа.
2. Участвуют в тренировках вместе с патрульной группой, собака знакомится с индивидуальными запахами всех бойцов патрульной группы, типичными шумами возникающими при движении патруля.
3. Во время патрулирования команда К9 движется, как правило, непосредственно перед патрулем или с наветренной стороны от направления движения группы. Кинолог во время работы концентрирует все свое внимание на собаке, он не может одновременно эффективно управлять собакой и применять личное оружие, поэтому ему назначают персонального охранника из состава патрульной группы. (устав FM 20-20 1960 г. предписывал вооружать кинологов пистолетами калибра 0.45 вместо винтовок, но в ходе войны все же пришли к выводу что лучше давать им AR-15).
4.Дистанция, с которой собака может обнаружить противника, зависит от скорости и направления ветра, погодных условий, местности. С большой степенью вероятности это происходит на дистанции 150-200 м.
5. При неблагоприятном направлении ветра (строго в спину по направлению движения патруля или строго в направлении предполагаемого присутствия противника) кинологической команде рекомендуется двигаться зигзагами, под углом к основному направлению движения.
6. При обнаружении собакой противника кинолог подает сигнал рукой командиру патруля. Командир подходит к кинологу со стороны противоположной от собаки. По поведению собаки тот определяет направление и дистанцию до места расположения противника.
7. По возможности кинологическая команда не принимает непосредственного участия в бою.
8. Если кинолог ранен и должен быть эвакуирован, собака отправляется вместе с ним. В некоторых случаях собаки могут никого не подпускать к раненому и находящемуся без сознания хозяину. Если позволяет обстановка, должны быть приложены все возможные усилия, чтобы отвлечь пса или оттащить его в сторону. Если же обстановка не позволяет или все усилия не увенчались успехом, пес уничтожается, чтобы дать возможность оказать помощь кинологу. Если же достоверно известно, что кинолог убит, собака НЕ уничтожается, а оставляется на месте, с телом хозяина. Затем ее заберут бойцы кинологической службы.
9. Бойцам патрульной группы запрещается снижать бдительности и пренебрегать обычными мерами безопасности из-за присутствия кинологической команды. Также запрещается кормить собаку, пытаться с ней играть и.т.п.
Кроме патрулирования, собаки применялись в операциях по зачистке населенных пунктов (для поиска тайников), а морпехи применяли их для допроса подозреваемых в полевых условиях. Собака садилась возле допрашиваемого и начинала рычать - клиент резко становился более разговорчивым.
Одной из наиболее серьезных проблем было отношение командиров пехотных частей, которые часто рассматривали служебных собак как механизм не знающий усталости, что часто приводило к гибели как собак, так и кинологов.
В целом же программа использования собак скаутов оценивалась как весьма эффективная. Как дальнейшее развитие этой программы, была начата подготовка собак специализирующихся на поиске мин, тайников и тоннелей и собак ищеек (tracker dogs)
Продолжение следует...