Рекордный дальний!

Sep 14, 2017 20:40


80 лет назад советские летчики совершили беспосадочный перелет из Москвы в Калифорнию, установив мировой рекорд дальности полета - 11500 километров. Полет под командованием Михаила Громова осуществлялся на экспериментальном АНТ-25. О Громове, чьим именем назван наш летный испытательный центр, можно рассказывать бесконечно. Сын дворянина и военврача, тренированный спортивный пацан, с детства был влюблен в небо. Кстати, занимаясь бегом и гимнастикой, он был одним из первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, а в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике (в тяжёлом весе).

Перелет в США экипажа Михаила Громова по решению свыше был отложен - первым через полюс полетел Чкалов. Но Громов, не просто блестяще летавший, но и бывший испытателем от бога, досконально изучавший все машины, на которых летал, решил поставить рекорд дальности. И только мексиканская граница остановила перелет - он мог бы лететь и дальше.

Если же ограничиться сухими фактами, то дело развивалось так:

В начале 1931 года бригада Сухого, входившая в состав конструкторского коллектива Туполева, приступила к разработке рабочих чертежей самолета АНТ-25, который выполнялся по схеме трехместного цельнометаллического низкоплана с одним двигателем М-34, разработанным под руководством А.А.Микулина. Заданная дальность полета этого самолета обеспечивалась комплексом проектно-конструкторских решений, позволявших достичь очень высокого для своего времени аэродинамического и весового совершенства планера АНТ-25 и его силовой установки.

Советские летчики (справа налево) Михаил Громов, Андрей Юмашев и Сергей Данилин, совершившие беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Сан-Джасинто.

Главной особенностью аэродинамической схемы самолета АНТ-25 являлось применение на нем крыла с необычно большими значениями относительного удлинения и сужения. Была масса гениальных и революционных для этого времени конструкторских решений, хотя  обшивка носка и части поверхности крыла первого опытного самолета АНТ-25 была запроектирована гофрированной.

Общий запас топлива в баках достигал 6100 кг, а масла - 350 кг. Такое количество топлива должно было обеспечить беспосадочный полет в течение около 75 часов при максимальной взлетной массе самолета 16500 кг и крейсерской скорости 165 км/ч. Вес пустого самолета - 4200 кг, взлетный - 11 500 кг.


22 июня 1933 года под управлением летчика М.М.Громова состоялся первый полет опытного самолета АНТ-25 с двигателем М-34 без редуктора. По оценке М.М.Громова самолет оказался устойчивым и простым в управлении. С конца июня 1934 года первый экипаж в составе М.М.Громова, А.И.Филина, И.Т.Спирина начал выполнять дальние испытательные полеты с целью проверки возможностей доработанного второго опытного самолета АНТ-25. На одномоторном самолете АНТ-25 он, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 411 км. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту держался много лет.

В июле 1936 года летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и штурман А.В.Беляков на таком же самолете совершили беспосадочный перелет из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Прошел еще год. И вновь мир восхищался выдающимся мастерством советских летчиков и отличными качествами самолета АНТ-25. Машина, управляемая В.П.Чкаловым, Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым, стартовав в Москве, впервые в истории авиации пролетела через Северный полюс и совершила посадку в городе Портленд (США). На большей части огромного маршрута стояла плохая погода и длина воздушного пути превысила 9 тыс. км.

Вскоре после экипажа Чкалова, 12 июля 1937 года, с подмосковного аэродрома стартовал еще один самолет АНТ-25. Его,  также через Северный полюс,  вели летчики М.М.Громов, А.Б.Юмашев и штурман С.А.Данилин. Экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11500 км (по прямой 10148 км), что стало абсолютным мировым рекордом дальности полета по прямой. После посадки у города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики, в баках самолета оставалось горючего еще на полторы тысячи километров.

Причиной первенства экипажа В.П.Чкалова по всей видимости является его рабоче-крестьянское происхождение, М.М.Громов был из дворян.


Изначально было решено, что стартовать оба экипажа должны были с разницей в полчаса. Громовский экипаж, возглавляемый опытным пилотом-испытателем, был подготовлен лучше, поэтому Чкалову, Белякову и Байдукову отводилась миссия разведчиков, а рекорд должны были поставить Громов с Юмашевым и Данилиным. Однако незадолго до перелета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Официальной причины он так и не узнал.

Экипажу Громова пришлось ждать, пока на стенде «обкатают» другой мотор. Зато Громов максимально облегчил машину -  уменьшение веса конструкции на 1 килограмм давало возможность увеличить дальность на 3 километра. С самолета сняли всё, что можно, почти 250 кг: надувную резиновую лодку, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло. Второй АНТ-25 был максимально облегчен и смог взять на полтонны больше горючего, чем первый.

Громов был инструктором Чкалова и вообще  летчиком номер 1. Юмашев работал профессиональным испытателем тяжелых самолетов, а Данилин имел репутацию штурмана, который ни разу в жизни не заблудился в небе. Вместе они просто рассекали все циклоны на своем пути. Над Северным полюсом второй АНТ-25 прошел на 13 минут раньше намеченного срока. Громов с Юмашевым вели самолет попеременно. При приближении к Кордильерам самолет вошел в сплошную облачность, началась «болтанка». Громов сел за штурвал и вел самолет 13 часов до посадки.

Экипаж планировал долететь до границы США с Мексикой и сесть в приграничном американском городке Сан-Диего. Горючего бы им хватило и до Панамы, но пересекать границу Мексики им не разрешили: сесть нужно было именно в США, чтобы наглядно продемонстрировать американцам последние достижения советской авиатехники. Аэропорт Сан-Диего был закрыт туманом. Около приграничного городка Сан-Джасинто они увидели подходящее для посадки пастбище. На него и приземлились. Было 5 часов утра местного времени 14 июля 1937 года. Почти за то же время - 62 часа 17 минут - второй АНТ-25 пролетел по прямой 10 148 км. Мировой рекорд все-таки стал советским. При этом в баках оставалось топлива еще на полторы тысячи километров.

Обоими летными экипажами восхищались во всем мире. При этом газеты США отмечали, что рекорд полета на дальность имеет второстепенное значение по сравнению с той точностью, с какой был повторен перелет. Он свидетельствует об удивительном искусстве летчиков, о чудесной организации всего дела и о великолепной конструкции советских самолетов. «Арктика не представляет больше огромного таинственного пятна на земном шаре», - единодушно заявляли иностранные исследователи.

Международная авиационная федерация наградила экипаж Громова медалями Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года. Но рекорд экипажа Чкалова навсегда вошел в историю как первый трансполярный перелет между Европой и Америкой.
Благодаря подобным свершениям в американском обществе закладывался фундамент уважения США к СССР как союзнику, с которым можно выиграть войну против Германии. Тогда этот вопрос не был предрешен, как сейчас кажется. Знаменитый Чарльз Линдберг, носивший неофициальный титул американца номер 1, получал награды из рук Геринга и агитировал народ США против конфронтации с немцами. В этой информационной войне его авторитету мы сумели противопоставить своих героев, подвигом которых искренне восхищался весь мир.
***

В 1935 году на базе самолета АНТ-25 было построенно два десятка дальних бомбардировщиков ДБ-1 (АНТ-36). 10 самолетов передали в 11-ю бомбардировочную авиабригаду, базирующуюся в Воронеже. ДБ-1 эксплуатировались здесь в период 1936-1937 годов, однако заметного следа своего присутствия в ВВС не оставили.

В заключение хотелось бы привести еще один малоизвестный факт из «биографии» АНТ-25. Конструктор В.А.Чижевский, создавая свои первые стратосферные самолеты, пришел к выводу, что их массово-геометрические характеристики близки к самолету РД. Это позволило, заимствовав от последнего крыло, оперение и другие элементы конструкции, значительно сократить сроки создания стратопланов БОК-1 и БОК-7.


Больше фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/samolety-spetsnaznacheniya/rekordnye-letatelnye-apparaty/mnogotselevoj-samolet-dlya-dalnih-pereletov-ant-25-rd/

Сталинизм, ВВС

Previous post Next post
Up