Последний год только и слышно о "гибридных войсках России" и "гибридной войне", в которой "всё цивилизованное человечество" проигрывает коварной Москве. И громче всего кричит тот самый вор, на котором шапка горит. Американский. США давно развязали настоящую гибридную войну, о которой не говорит никто.
Упоминают и разбирают самые разные аспекты - экономические, политические, военные, дипломатические. Но до сих пор никто не обратил внимание на успешный американский опыт, который лет 40 назад успешно был применен в Нью-Йорке.
Немного истории
До середины 80-х годов нью-йоркскя подземка была настоящей клоакой, зайти в которую было равнозначно нахождению в зоне боевых действий. Грязь, темнота, расписанные граффити стены и поезда, банды хулиганов и грабителей, наркоманы и просто бомжи. Не лучше обстояли дела и на улицах города, ставших криминальной столицей США. Туристов предупреждали: "Носите в нагрудном кармане 20 долларов, это поможет откупиться, хватит га несколько доз героина. Не лезьте в задний или внутренний карман, прирежут". Ограбить вечером могли даже на ,Бродвее, а ходить по темноте решались единицы. Ежесуточно в городе совершалось около 10 убийств и порядка 2 тысяч только тяжких преступлений.
В общем, нет смысла расписывать ужасы Большого Яблока тех лет. Интереснее опыт борьбы с преступностью, благодаря которой в разы упала преступность и Нью-Йорк сегодня стал самым безопасным городом США.
Теория разбитых окон
Эту теорию разработал политолог Джеймс Куинн Уилсон и социолог Джордж Келлинг в начале 80-х. Сводится она к тому, что если вокруг разруха, она снижает социализацию и провоцирует людей на нарушение закона.
Приведу два примера из личного опыта. В конце 90-х я купил офис, сделал ремонт и убедился, что заросший травой участок перед входом обезображен двумя тропинками, по которым местным жителям ближе к метро. Даже грязь не останавливала торопыг. Однажды я договорился со знакомыми озеленителями и сделал аккуратный английский газон. Ни табличек, ни ограды. Как бабка пошептала - протаптывать тропы перестали сразу.
Через несколько лет, препятствуя строительству гаражей, мы посадили на заброшенной детской площадке деревья. Первый год пережила разве что треть. Их ломали и даже травили - мы молча высаживали новые. Спустя 3-4 года ломать перестали и сегодня два сквера с сотнями деревьев не только растут, но и привлекают соседей, последовавших нашему примеру.
Нью-Йоркская практика
Аналогичным путем пошли и в метро Нью-Йорка. Назначенный директором г подземки Дэвид Ганн начал борьбу именно с грязью и разрухой. Ежедневно его бригады смывали надписи на стенах. Каждый состав встречался и попадал в руки чистильщиков и ремонтников, смывавших граффити и заменявших порезанные сиденья.
В 86-м ему на помощь пришел новый начальник транспортной полиции города Уильям Браттон. Вместо громких раскрытий и ловли преступников, он бросил все силы на борьбу с безбилетными пассажирами. Которых в то время ежедневно было до 200 тысяч человек. Агенты в штатском отлавливали у турникетов зайцев, выставляли на всеобщее обозрение, а собрав достаточно, автобусами отправляли в участок, где идентифицировали.
Мало того, что среди зайцев обнаруживали множество разыскиваемых преступников, так и количество их упало в десятки раз.
Успешный опыт подземки привел к тому, что в 93-м году новый мэр города Рудольф Джулиани перенес "теорию разбитых окон" на практику, назначив Уильяма Браттона главой всех полицейских сил мегаполиса. В Большом Яблоке начали кардинально чистить улицы и отлавливать мелких правонарушителей. За нецензурную брань, хулиганство, справлявших нужду вне туалетов, полиция забирала тысячами. Мелкие проступки карались максимально жестко. Результаты видит каждый - Нью-Йорк сегодня самый безопасный город США.
Теория наоборот
Прекрасное воплощение теории разбитых окон на практике в США привела к тому, что во внешней политике США с конца 90-х годов начали проводить в мире совершенно осмысленную практику "разбитых окон" наоборот. Разумеется, под самыми благовидными предлогами в виде толерантности, политкорректности и терпимости.
Все изначально благородные (и не очень) мероприятия в том же Евросоюзе, направленные изначально для прекращение преследования инакомыслящих, инаковерующих и инакоговорящих, были с легкой руки Вашингтона доведены до абсурда.
Защита сирых и убогих? Получите несколько миллионов беженцев.
Защита прав меньшинств? Узаконим 5 или больше полов, разрешим браки хоть с черепахами и козами.
Религиозные проблемы? Мечети на каждом углу, запрет свинины в общепите, хиджаб "наше все".
Наркотики? Разрешаем и приветствуем.
Народ страдает? Получите цветные революции и арабскую весну.
Список можно продолжать и дальше, но смысла нет. Применяя "теорию разбитых окон" на практике со знаком минус, американцы создают хаос на прежде стабильных территориях. Прекрасно понимая, что развал, грязь и раздрай будут привлекать преступников и воспроизводить их, невзирая на усилия полиции и власти.
Под видом либеральных ценностей идет планомерное удушение конкурентов собственными проблемами. Ведь не случайно такой комбинированный удар по Евросоюзу пришелся на то время, когда ЕС по совокупной экономической мощи сравнялся с США и угрожал продолжить рост, перетянув на себя общее экономическое одеяло.
Не менее наглядно это применение теории на практике и в Азии, и в Африке. Экономическими и военно-политическими усилиями США создают в различных государствах хаос, который после этого воспроизводит сам себя, загоняя страну во все больший раздрай. Ливия, Ирак, Афганистан и Украина - лишь наиболее яркие примеры того, как действуют США.
Единственное, что спасло Россию от подобного сценария - отказ в последний момент от тупого копирования "европейских ценностей". Но именно поэтому у нас и пытаются их насаждать. Главное, под любым предлогом разбросать по России мусор, убрать урны и после этого наблюдать за последствиями, пожиная дивиденды с посеянной бури.
Михаил Онуфриенко (Mikle1), специально для
Военного обозрения