Термоядерные клыки северокорейского тигра

Sep 03, 2017 13:31

Всем хочется верить, что КНДР превратилась в шестую термоядерную державу. Логика железобетонная - сильно тряслась земля и на шестом ядерном испытании некоторые взрывали термоядерную бомбу. Правда далеко не у всех получалось, да и землетрясения от предыдущего атомного взрыва в КНДР было не многим слабее. Тем более, следящие за развитием ядерной программы КНДР ожидали в 2017 году двух событий - первые испытания межконтинентальной баллистической ракеты и очередное ядерное испытание.

Фото: © KCNA/via REUTERS

Владимир Хрусталёв написал не одну и не две статьи по этой тематике и он уверен, что шесть - волшебное число.

Произведённый сегодня взрыв является шестым полномасштабным взрывным экспериментом в программе испытаний ядерного оружия КНДР. И в этот раз ожидалось, что Пхеньян продемонстрирует что-то "действительно водородное".

Есть, условно говоря, три уровня соответствующих технологий.

В первом случае (бустирование/форсирование) термоядерный материал используется исключительно как эффективный источник дополнительных нейтронов, а значит, увеличивается и процент использования расщепляющихся материалов. Это позволяет поднять мощность при том же расходе урана или плутония, либо достигать той же мощности при меньшем их расходе.

Во втором случае речь идёт об устройствах, которые по одним классификациям относятся к разновидности бустированных бомб деления, по другим - к разновидности термоядерных. То есть аналоги первых заявленных как термоядерные устройств СССР и Британии, где помимо слоёв расщепляющихся оружейных материалов использовались слой или слои термоядерного горючего, а также слои из природного или обеднённого урана.

Термоядерные реакции в этом случае вызывают одновременно и эффект бустирования для традиционного оружейного материала, но также и создают условия для деления природного/обеднённого урана с дополнительным энерговыделением. При этом термоядерные реакции и сами являются заметным источником энергии в общем балансе: доля может достигать 15-20% в совокупном энерговыделении. Яркий пример подобного подхода - советская РДС-6. В одних классификациях такие бомбы уже называются "водородными", в других они рассматриваются как разновидность "бустированных зарядов".

В третьем случае речь идёт о классических термоядерных устройствах с разнесёнными отдельно ядерным "запалом" и термоядерным узлом, в котором ядерный взрыв "запала" вызывает условия для протекания реакций синтеза, являющихся главным источником взрывной энергии в общем балансе энергии взрыва. Успешно испытанными зарядами такого типа в своем активе в мире до сегодняшнего дня располагали лишь пять ведущих военных ядерных держав.

И вот тут очень важный момент: сразу с ходу сделать работоспособный классический двухступенчатый термоядерный заряд никому не удавалось. Так, Индия пыталась в 1998 году испытать термоядерный заряд пониженной мощности (военный заряд планировался в производстве с мощностью в пять раз большей, чем у полигонного). В испытанной на полигоне бомбе плановыми показателями были 15-20 килотонн мощности ядерного "запала" и 20-25 килотонн плановой мощности от срабатывания "второй ступени". На плановую мощность заряд не вышел, и ныне большинство специалистов считает, что тогда у Индии не получилось. До этого у Индии в активе был лишь один взрыв - в 1974 г.

С другой стороны, есть опыт Китая. Который смог испытать свою полноценную водородную бомбу уже в ходе шестого ядерного испытания! И это было ещё в 1960-х. А у КНДР до 3 сентября 2017 г в активе уже было пять ядерных взрывов. А в конце 2016 г экспертные оценки насчёт доступных для северокорейского полигона мощностей взрыва поднялись с десятков килотонн до сотен!


З сентября СМИ КНДР (в первую очередь ЦТАК и газета "Нодон Синмун") опубликовали интереснейшие фото. Там руководитель страны был сфотографирован рядом с устройством, у американских специалистов получившим меткое название "арахис" (из-за формы). Также сообщалось об успехах в создании нового термоядерного устройства. Внешне устройство имеет две части, которые, судя по всему, являются теми самыми ядерной и термоядерной ступенями. При этом устройство выглядело достаточно компактно.

Первые же комментарии свелись к тому, что в будущем нас должны ждать испытания. Никто не ожидал, что они пройдут так скоро!

Вечером в сейсмограмме

Мощность искусственного землетрясения, всколыхнувшего сегодня все мировые СМИ, сразу бросилась в глаза. Самые маленькие оценки были в районе 5.6-5.7, самые большие - 6.4 балла! В то же время самые высокие измеренные показатели прошлого ядерного испытания были "в районе 5.3" (то есть те же 5,6 - легко - М1)!

Точные мощности пока сказать трудно (точный результат знают лишь создатели бомбы, детально знакомые с особенностями геологии полигона), однако первые опубликованные оценки из Южной Кореи, Японии и Норвегии дают оценки в районе 100 килотонн и выше! А норвежская NORSAR даёт оценку уже в 120 килотонн. А это значит только одно.

В мире раньше было лишь пять стран, имеющих полноценное термоядерное оружие. Теперь их шесть…"

Но это мнение Хрусталева. На самом деле, как любит говорить "дочь офицера": "Все не так однозначно". КНДР умеет надувать щеки и постоянно этим занимается. Ядерный щит - единственное, что отделяет страну от очередного нападения. Так что надо будет - они и нейтронную бомбу изобразят. А потом и сделают.

Пусть не уважают - лишь бы боялись.

Ядерное оружие

Previous post Next post
Up