Александр Носович пишет: В многолетнюю эпопею с борьбой основных политико-олигархических групп Украины за приватизацию Одесского припортового завода вмешалась большая геополитика. Завод хотят взять под свой контроль американцы для строительства на его основе СПГ терминала. Интересы США в деле приватизации ОПЗ представляют многочисленные «варяги»: наиболее лояльные Вашингтону выходцы из Грузии и Литвы, которые сделают всё для того, чтобы украинское национальное достояние перешло в руки их заокеанским кураторам.
Одесский припортовый завод - одно из крупнейших предприятий химической промышленности Украины. Крупнейший производитель аммиака на постсоветском пространстве и второй крупнейший производитель карбамида на территории Украины. На Украине ОПЗ является монополистом на рынке услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака. Наконец, Одесский припортовый завод - это конечный пункт аммиакопровода «Тольятти - Горловка - Одесса», соединяющего с Одессой такие огромные комбинаты, как «Тольяттиазот» в России и «Стирол» на Донбассе.
ОПЗ был построен в 1975-1978 годах как часть единого народно-хозяйственного комплекса СССР: не менее важной, чем производство собственной продукции, задачей завода был транзит шедшей на экспорт продукции советской химической промышленности. Поэтому сегодня завод в первую очередь ценен не производственными мощностями, а своей логистической инфраструктурой: уникальным терминалом для перевалки аммиака на морские суда.
В нынешних условиях перевалочные мощности Одесского припортового завода обретают геополитическое значение.
В последние несколько лет американские лоббисты на Украине проталкивают проект строительства СПГ-терминала на украинском побережье Черного моря, и в этом контексте Одесский припортовый завод обретает новую значимость, поскольку его инфраструктура является идеальной инфраструктурой для обслуживания СПГ терминала.
Строительство СПГ терминала на Черном море является частью масштабного плана США по переводу европейских союзников с российской энергетики на сланцевый газ, в идеале поставляемый из тех же США. Несколько лет назад к этому проекту попыталась присоединиться Румыния, претендующая на региональное лидерство в северном Причерноморье, а потому предложившая американцам строительство СПГ-терминала «АГРИ» с участием Грузии и Азербайджана. Этот проект оказался нерентабелен - с 2017 года Румыния планирует от него отказаться.
В этом году похожий проект предложила некая американская фирма Frontera, по сообщению украинского премьера Арсения Яценюка, летом этого года подписавшая меморандум о взаимопонимании с НАК «Нафтогаз Украины». Frontera намерена импортировать сжиженный природный газ в Грузии на СПГ-терминал, который планируется построить в Одесском порту.
Ориентировочная мощность будущего терминала составит 10 миллиардов кубометров газа в год. Он будет строиться в две очереди по 5 миллиардов кубометров в год. Примерный объём инвестиций - 1,5-2 миллиарда долларов. Все энергетические эксперты дружно высказывают сомнения в экономической адекватности этого проекта - это неудивительно, если учесть, что с 2010 года все проекты строительства в Одессе СПГ-терминала последовательно признавались украинским правительством нерентабельными и нереалистичными. Затраты на строительство и эксплуатацию терминала не отобьются никогда, а цена газа ожидается в полтора-два раза выше цены реверсного газа «Газпрома», поступающего на Украину из Европы, не говоря уже о газе, идущем прямиком из России.
Однако теперь, когда в дело вмешалась большая геополитика и интересы США в Европе, об экономике, выгоде и здравом смысле можно сразу забыть. Все эти вещи заменяются кодовым заклинанием «обретение энергетической независимости» от России, и после его произнесения Украина без разговоров будет обслуживать СПГ-терминал и покупать с него сжиженный газ себе в убыток. Не она первая, не она последняя - хоть у литовцев спросите.
Кстати, о литовцах.
Не потому ли именно литовцы назначены ответственными за спецоперацию по строительству СПГ-терминала на Черном море (включая приватизацию Одесского припортового завода как ключевой элемент этой спецоперации), что они реализовали аналогичный проект у себя в Литве и теперь исправно платят аренду за СПГ-терминал, покупают норвежский и готовятся покупать американский газ себе в убыток?
Среди «варягов», призванных в последний год на внешнее управление Украиной, литовцы удерживают твердое третье место после грузин и американцев. В прошлом декабре министром экономического развития Украины стал 38-летний Айварас Абромавичюс, а бизнес-омбудсменом Украины был назначен министр финансов Литвы в правительстве Андрюса Кубилюса Альгирдас Шемета. Сама эта должность была утверждена Европейским банком реконструкции и развития как непременное условие дальнейшего кредитования Украины - логично предположить, что и человека на эту должность тоже подобрали на Западе. Затем в Киев перебрался и начальник г-на Шеметы - бывший премьер-министр Литвы и экс-председатель «Союза Отечества - христианских демократов Литвы» Андрюс Кубилюс стал советником президента Украины по вопросам реформ.
Все эти выходцы из Литвы и литовских консерваторов беззаветно преданы Америке и готовы жизнь свою положить на служение национальным интересам хозяев, с легкостью пожертвовав для этого интересами собственной страны. Тот же Кубилюс известен строительством в Литве секретной тюрьмы ЦРУ и фразой «чем больше в Европе будет Америки, тем меньше там будет России», а Шемета, будучи министром финансов Литвы в 1997-1999 годах, сыграл не последнюю роль в величайшей воровской афере новейшей литовской истории: продаже американцам за копейки Мажейкяйского НПЗ в 1998 году.
Случайно ли именно такие выходцы из Литвы попали на Украину?
Тот же вопрос относится ко всем прочим «варягам» - министру финансов Украины из американской диаспоры украинцев, до прошлого года гражданке США Наталье Яресько, или к экс-президенту Грузии, губернатору Одесской области Михаилу Саакашвили.
Вся эта американская агентура могла быть заброшена на Украину только с одной целью: перевести её на внешнее управление и затем распродать по кирпичику, передав украинское национальное достояние под контроль американцев и их союзников.
И это не предположение, а прямой вывод из слов того же Айвараса Абромавичюса. Сразу по вступлении в должность министр экономического развития предложил Верховной Раде сократить число не подлежащих приватизации стратегических предприятий Украины с 1478 до 551 объекта, а оставшиеся передать в управление американским инвестиционным фондам - по примеру Румынии.
Спустя полгода в интервью литовскому телевидению Абромавичюс раскрыл цель своей миссии на Украине с совсем уж эпатирующей откровенностью. «…Чтобы первые два предприятия продавались только те, в которых заинтересованы стратегические иностранные инвесторы. Так как мы не хотим участвовать в такой приватизации, где все распродается местным, которые приблизились или к прошлой, или к нынешней власти. Очень важно, чтобы это было «Центрэнерго», в котором заинтересованы французы и американцы, чтобы это был Одесский завод удобрений, которым тоже интересуется стратегический инвестор», - заявил министр экономического развития Украины.
Под Одесским заводом удобрений Абромавичюс имел в виду как раз Одесский стратегический завод - именно им интересуется «стратегический инвестор», и понятно, почему: дело не только в производственных мощностях завода, производящего в год свыше миллиона тонн аммиака и экспортирующего 85% своей продукции более чем в 30 стран мира. Дело и в логистической цепочке, связывающей ОПЗ с российской промышленностью, и в припортовой инфраструктуре завода, на основе которой можно строить в Одессе СПГ-терминал.
Именно из-за СПГ-терминала так оживились в последние недели многолетние дрязги украинских политиков и олигархов вокруг приватизации Одесского припортового завода. В разные годы ОПЗ пытались передать в частную собственность своим людям Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, но значение стратегического предприятия было так велико, что конкурирующие политико-олигархические группы начинали ожесточенную борьбу - в результате завод так и оставался государственным.
Как выглядит эта борьба, весь мир мог видеть своими глазами две недели назад, когда на заседании Национального Совета Украины по реформам из-за приватизации ОПЗ чуть не подрались глава МВД Украины по реформам Арсен Аваков (близкий к премьер-министру Яценюку и «днепровским» во главе с Коломойским) и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили (близкий к президенту Порошенко). Если перечитать полную текстовую расшифровку перепалки Саакашвили с Аваковым, то очевидно, что весь конфликт вызван ситуацией с Одесским припортовым заводом.
На приватизацию ОПЗ сейчас работают Михаил Саакашвили и Айварас Абромавичюс.
Опять все та же удивительная ситуация: судьбой национального достояния Украины занимаются пришлые грузин и литовец.
Такая ситуация и называется внешнее управление: это когда делегированные из Вашингтона международные аферисты делят (на местном языке «дерибанят») страну по частям, готовя передачу стратегического украинского предприятия под контроль американцам для реализации их геополитических планов.