Всё в порядке - идём ко дну

Jul 31, 2014 14:54

Сейчас Киев задействовал в карательной операции практически все боеспособные силы украинской армии. В зоне АТО находятся подразделения шести механизированных, одной танковой, одной воздушно-десантной и трех аэромобильных бригад, части и подразделения специального назначения. Плюс несметное количество различных «добровольческих» батальонов Нацгвардии и наемников олигархов. В общей сложности это 32-35 тыс человек, сотни единиц бронетехники и артстволов. При этом численность «активных» штыков, то есть пехоты, способной вести наступательные действия, порядка 10-12 тыс человек. Силы ополчения оценить гораздо сложнее, вероятнее всего, их численность не превышает 5-7 тыс человек.


Основное преимущество украинской армии заключается в абсолютном превосходстве в тяжелом вооружении - в артиллерии, реактивных системах залпового огня и в танках. Этим определяется и украинская тактика. Они стремятся нанести огневое поражение ополченцам, у которых просто нет средств для подавления превосходящей артиллерии противника. Особенно это было заметно в ходе осады Славянска. Одновременно киевские силы режут коммуникации ополченцев, пытаясь блокировать их и прервать связь с Россией. Главная проблема карателей - у них мало подготовленной и мотивированной пехоты. Ее достаточно, чтобы «держать» территорию, блокпосты, осуществлять блокадные действия, но не хватает для штурма городов. Заметьте, пока ни один населенный пункт не был взят украинцами в результате прямой атаки. Ополченцы оставляют свои позиции либо из-за артиллерийского и ракетного огня, либо под угрозой окружения.

В целом до сих пор ситуация выглядит таким образом, что ополченцы тактически действуют более грамотно (или более удачливо), практически еженедельно добиваясь существенных локальных успехов. Это либо разгром колонн или лагерей противника, либо уничтожение его самолетов и вертолетов. Но стратегическая инициатива прочно удерживается украинскими войсками, территория, контролируемая новороссами, постоянно и неуклонно сокращается.

Вообще за последние четыре месяца украинская армия показала не только свои очевидные слабости, но и несколько сильных сторон - способность в короткий срок мобилизовать все наличные ресурсы, быстро повысить уровень организации и боевого планирования. В условиях слабого материально-технического обеспечения ВСУ продемонстрировали неприхотливость и невысокую чувствительность к недостаткам логистического обеспечения. Оборона блокированных украинских гарнизонов в луганском и донецком аэропортах, действия полуокруженной южной группировки, которая наступает вдоль границы с Россией, показывают также относительно неплохую стойкость наиболее мотивированных частей украинской армии. Правда, все эти качества были продемонстрированы в условиях подавляющего численного и абсолютного огневого превосходства киевских сил.

У Киева элементарно не хватает сил. Во время чеченских кампаний в зоне мятежа с менее чем миллионным населением с российской стороны действовали до 100 тысяч человек. С украинской стороны сейчас работает группировка численностью по разным оценкам до 35 тысяч. Для эффективного контроля территории, на которой проживает шесть миллионов человек, этого мало. Второй фактор - боевые действия ведутся в чрезвычайно урбанизированной зоне, а это очень сложный театр для наступающих. В городской застройке даже крайне немногочисленные и плохо вооруженные силы могут длительное время оказывать сопротивление более сильному противнику.

Дело в том, что для партизан главное не победить в войне, а не проиграть. Отсутствие военного поражения для них - это уже победа. При сохранении нынешнего уровня украинских потерь, а там, видимо, уже порядка 1000 только убитых, можно рассчитывать на рост антивоенных настроений и социального протеста. Собственно, на этом строилась вся стратегия более слабых негосударственных участников конфликта в их борьбе с априори более сильной государственной машиной.

Вне всякого сомнения, после разгрома Новороссии украинские власти при поддержке Запада займутся Крымом. Скорее всего, это будет длительное политическое, дипломатическое и экономическое давление на Россию. Но достоверно известно, уже сейчас разрабатываются и военные планы захвата полуострова. На волне эйфории от победы на Донбассе, в условиях необходимости отвлечь население от экономических трудностей и консолидировать общественную поддержку режима на антироссийской основе Киев может решиться и на военную авантюру.

Украинская оборонка потеряет свой самый большой рынок и сотни миллионов долларов, возможно, около миллиарда долларов, в год. Мне иногда кажется, что киевская власть сознательно уничтожает ориентированное на российский рынок национальное машиностроение, чтобы полностью ликвидировать даже потенциальную социальную базу пророссийских политических сил.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Previous post Next post
Up