Любимец Гитлера и главный диверсант Германии (курировавший и украинских коллаборантов по роду службы) Отто Скорцени пишет: "Во времена наибольшего развития движения Бандеры, в 1946-1948 годы, он командовал более 80 000 солдат, в том числе 10 000 - 12 000 немцев. (...) Без какой-либо надежды на помощь Запада ее (УПА) отряды сражались до 1952 (!) года." Причем большинство "сотен" (рот) УПА возглавляли немецкие офицеры (с.454, Скорцени О. "Неизвестная война",ООО «Попурри», 2003, Минск, Editions Albin Michel S.A. - Paris, 1975.).
Подсчеты немецких потерь в борьбе с УПА-ОУН, по данным Петра Мирчука /4, 29-44/, представляли не более как 1 (одну) тысячу убитых, а по данным французского историка Владимира Косика - около 6 тысяч /10, № 4-5, 6-7, 8-9/.
Такая разница потерь со стороны немцев понятна. У Петра Мирчука приведены только 27 документально подтвержденных свидетельств, где указаны конкретные потери, а в других случаях - «большие потери, сотни убитых» и т.п. И не следует забывать, что его книга вышла в свет в 1953 году в городе Мюнхен. По горячим следам и еще свежим воспоминаниям живых участников. У В. Косика же приведены обобщенные данные по регионами и периодам без жесткой привязки к подтвержденным фактам. Да и написан его короткий исторический обзор к 50-летию УПА-ОУН.
Крайне противоречивым является также вопрос о численности воинов УПА-ОУН. Многие украинские эмиграционные источники утверждают, что в 1944 г. ее численность достигала около 100 тысяч, может даже 150 тысяч. Орест Субтельний пишет, что «более обоснованные» подсчеты устанавливают цифру 30-40 тыс. бойцов /9, 411/. Владимир Косик считает, что «средняя численность действительно вояк УПА была наверное 40-50 тис. /10, № 6-7, с. ІІ /. Соверменные украинские историки оценивают ее численность на сентябрь 1943 г. в 35 тыс. /7, кн.І, с.129/.
Исходя из данных сторонников и историков ОУН приходишь к поразительному выводу. Имея сравнимую с советскими партизанами численность, националисты убили меньше гитлеровцев, чем партизаны пустили под откос эшелонов. На всей территории действий ОУН-УПА армия националистов в количестве 35-150 тысяч человек убивала не более одного гитлеровца в сутки.
Вывод сделали ученые США, Великобритании, Германии, Франции, Израиля, Польши (Армстронг, Даллин, Лофтус, Андерсон, Брокдорф, Вайс, Торжецки, Площадка). Не финансируясь из бюджета независимой Украины в разные годы историки единодушны в том, что националистическое движение на Украине в годы Второй мировой войны НЕ БЫЛО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ, так как «ОУН И УПА НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЛИСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ». Их возглавляли люди, о которых с Нюрнбергского судебного процесса над главными нацистскими преступниками известно как об агентах абвера - гитлеровской военной разведки. Через этих лиц - Бандеру, Мельника, Стецько, Клячкивского, Шухевича и других - гитлеровцы направляли и контролировали ОУН и УПА, цепко держа в русле нацистской геополитики.
А.А. Войцеховский. к.ф.н.,доцент. «ОУН и УПА через призму фактов. Материалы научно-практической конференции 9 апреля 1993 г. «Настоящие и мифические освободители Украины». Киев, Полиграф. д-эта Ин-ту истории Украины АН Украины, 1993, с.52.
Ну и напоследок хочу вновь обратить внимание на два ключевых момента.
Первый - ни одна из многочисленных организаций украинских националистов не представляла интересов украинского народа просто потому, что к нему не принадлежала (я говорю именно об организации, руководстве, политике, а не о рядовых исполнителях). Сформированные в разные годы за пределами собственно Украины они формировались преимущественно из окатоличенных украинцев за границей, воспитанных в реалиях совершенно других государств и финансировавшихся спецслужбами (Германии в первую очередь). Соответственно независимо от провозглашаемых целей они существовали ровно до тех пор, пока удовлетворяли требования структур, их содержавших. Соответственно, ни одна из организаций никогда не рассматривалась властями Германии, Италии, Венгрии, Румынии (любого другого государства) как некое подобие государственной власти Украины или правительство в изгнании, или в любом подобном качестве. С ними не вели никогда никаких переговоров не то что на высшем, даже на среднем уровне. Взаимодействием и руководством занимались как правило разведчики в ранге полковников и войсковые командиры, в зоне ответственности которых действовали националисты.
Второй - количество погибших от рук украинских националистов (по данным их же историков) совершенно очевидно определяет приоритеты и главных врагов. Прежде всего это поляки, потери среди которых больше всего (хотя по срокам - 90% уничтожено за один 1943 год). Следом идут условно назову их - советские украинцы, служившие с Советской Армии (ранее РККА), члены их семей, направленные на восстановление Западной Украины,местный актив et cetera. Разумеется среди них были и русские и буряты, но основная масса все-таки украинцы по национальности. Потом уже евреи, уничтожавшиеся в основном при погромах (наподобие Львовского в честь провозглашения "Акта видновлення державности" 30 июня-7июля 1941 года).
Потери же гитлеровцев укладываются в статистическую погрешность и простой "эффект исполнителя". Когда рядовой состав той же ОУН-УПА самостоятельно принимает решения на месте вопреки реальной политике организации.
P.S. И так, для сравнения же. Если допустить, что за годы деятельности националистов было полностью, на 100% уничтожены те самые 150 тысяч, которые максимально они составляли и им на смену пришли снова же максимальные 150 тысяч, то мы получим 300 тысяч человек - 0,75% от населения Украины. А ведь я взял максимум. И это массовое движение реально представляющих интересы украинцев?
Для сравнения ниже данные по результатам деятельности советских партизан на оккупированной территории Украины. При этом учтите, что партизаны контактировали с гитлеровцами максимум три года, националисты же с 1933 по 1945 годы. Даже если считать с 1939-го, когда гитлеровцы и их сателлиты захватили первые украинские земли той же Карпатской Руси и где уже отметился будущий командир ОУН-УПА гауптман Шухевич, у националистов на уничтожение гитлеровцев было минимум шесть лет (вдвое больше).
Глубина и качество научной разработки данной проблематики с позиций сегодняшнего дня поражает. Во время войны газета «Правда» напечатала более 500 статей и корреспонденций по этой проблематике, были изданы первые книги руководителей и организаторов партизанского движения П. ПОНОМАРЕНКО, Т. СТРОКАЧА, С. КОВПАКА.
За послевоенный период появилось более двух тысяч научных статей, книг, мемуаров, монографий, диссертаций, посвященных этой тематике. Значительным явлением украинской историографии всенародной борьбы стал выход монографии «Народная война в тылу фашистских оккупантов на Украине 1941-1944», написанной коллективом известных украинских историков - В. НЕМЯТЫМ, В. КЛОКОВЫМ, П. ТРОНЬКО, М. КОВАЛЕМ и др.
В результате огромной кропотливой работы, проведенной несколькими поколениями исследователей, в научной литературе сделаны следующие выводы, что силами партизанских формирований, которые подчинялись Украинскому штабу партизанского движения, было:
- убито и ранено около полумиллиона фашистских солдат и офицеров;
- уничтожено 467 вражеских гарнизонов, комендатур, штабов и полицейских постов;
- подорвано 4959 железнодорожных эшелонов, 1566 танков и бронемашин;
- уничтожено 211 самолетов;
- разрушено 461 военное предприятие, 915 составов, 248 узлов связи, 44 железнодорожных узла, 607 железнодорожных мостов;
- повреждено около 2 тысяч км телефонно-телеграфной связи.
На оккупированной территории Украины действовало около 60 партизанских соединений и около 2 тысяч отрядов и групп, в которых сражались до полумиллиона партизан. В 1941 г. оккупанты были вынуждены держать для обеспечения безопасности собственного тыла на территории Украины 50 тысяч своих солдат и офицеров, в 1942 г. - около 120 тысяч, в 1943 г. - 242 тысячи, а в 1944 г., несмотря на резкое сокращение оккупированной территории - 192 тысячи.
Из этого можно сделать вывод, что партизаны отвлекали на себя приблизительно 10 процентов войск врага, из числа тех, что противостояли советским войскам, освобождавшим территорию Украины.
Кроме того, опираясь на широкие массы населения, в тылу врага вели борьбу 3,5 тысячи подпольных организаций и групп, в которых насчитывалось более 100 тысяч.Литература
1. Марк Вера. Семь лет освободительных соревнований /1939-1945/. Буэнос-Айрес: Луч, 1946.
2. Степной Юрий. Сын Закарпатья /Украинское революционное подполье в Киеве /1941-1942/. Мюнхен: изд-во им. Хвильового, 1947.
3. Петр Мирчук. Акт восстановления украинской государственности 30 июня 1941 года. Нью-Йорк. Издание Главной Управы Организации Обороны Четырех Свобод Украины, 1952.
4. Петр Мирчук. Украинская Повстанческая Армия. 1942-1952. Документы и материалы. Мюнхен, изд-во им. Хвильового, 1953.
5. Ярослав Стецько. 30 июня 1941 г. Торонто, Гул Украины, 1967.
6. Тарас Бульба-Боровец. Воспоминания. Нью-Йорк, 1974.
7. Медведев Д.Н. Сильные духом. К.: Политиздат Украины, 1980.
8. Народная война в тылу фашистских оккупантов на Украине 1941-1944. К., Научная мысль, Кн. 1,2. 1985.
9. Лев Шанковский. История украинского войска. К.: Панорама, 1991.
10. Субтельний Орест. Украина: История. К., Лыбедь, 1991.
11. Владимир Косик. УПА /Краткий исторический обзор. 1941-1944 р.///Львов. Летопись Красной Калины. 1992. №№ 4-5, 6-7, 8-9.
12. Тарас Гунчак. В мундирах врага. Войско Украины, Киев, 1993, № 9, июль, с. 6-150.
13. Мирослав Малецкий. Завоеватель некогда не несет добра /или за что умирали украинськие ребята в июле 1944 года под Бродами/. - Войско Украины, Киев, 1993, № 9, июль. С. 152-155.
http://www.fondiv.ru/articles/3/329/http://i-grappa.livejournal.com/624437.html#cutid1reibert.info/forum/archive/index.../t-11592.html