Иван Солоневич, ярый монархист и антисоветчик пишет о продовольственной ситуации сто лет назад: «Факт чрезвычайной экономической отсталости России по сравнению с остальным культурным миром не подлежит никакому сомнению. По цифрам 1912 года народный доход на душу населения составлял: в САСШ (так до войны называли США) 720 рублей (в золотом довоенном исчислении), в Англии - 500, в Германии - 300, в Италии - 230 и в России - 110. Итак, средний русский еще до Первой мировой войны был почти в семь раз беднее среднего американца и больше чем в два раза беднее среднего итальянца. Даже хлеб - основное наше богатство - был скуден. Если Англия потребляла на душу населения 24 пуда, Германия - 27 пудов, а САСШ - целых 62 пуда, то русское потребление хлеба было только 21,6 пуда, включая все это и на корм скоту (у Солоневича
цифры завышены по России на 10%, по Западу - около 20). Нужно при этом принять во внимание, что в пищевом рационе России хлеб занимал такое место, как нигде в других странах не занимал. В богатых странах мира, как САСШ, Англия, Германия и Франция, хлеб вытеснялся мясными и молочными продуктами и рыбой - в свежем и консервированном виде...».
Сергей Витте в 1899 году на совещании министров подчеркивал: «Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования». Это совпадает с приведенными выше цифрами потребления в 1912 году (заметьте - Россия не вела в это время войн и революций тоже не было).
Министр земледелия 1915-1916 годов Александр Наумов, весьма реакционного монархист (не большевик-революционер): «Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны так и во время войны... Процветают спекуляция хлебом, хищничество, взяточничество; комиссионеры, поставляющие зерно, наживают состояние, не отходя от телефона. И на фоне полной нищеты одних - безумная роскошь других. В двух шагах от конвульсий голодной смерти - оргии пресыщения. Вокруг усадеб власть имущих вымирают селения. Они же тем временем заняты постройкой новых вилл и дворцов».
Фактически Наумов объясняет причину Февральской революции 1917 года и отречение Николая, справедливо считавшего себя виновным в трагедии России. И министр точно описывает кулачество, хотя и не называя его таковым.
«Загляните в любую деревню, какая там царит голодная и холодная нищета. Крестьяне живут чуть ли не совместно со скотом, в одном жилом помещении. Какие у них наделы? Живут они на 1 десятине, на 1/2 десятине, на 1/3 десятине, и с такого малого клочка приходится воспитывать 5, 6 и даже 7 душ семейства...», - цитирует Арон Аврех в работе «П.А. Столыпин и судьбы реформ в России» выступление волынского крестьянина Данилюка на заседании Думы в 1906 году.
Здесь уместно уточнить, что кроме экспорта у постоянного голода в царской России были еще две серьезных причины - одна из самых низких в мире урожайность большинства культур, вызванная спецификой климата и крайне отсталые аграрные технологии. При формально большой площади земель - доступной для обработки за очень короткий срок русской посевной было крайне недостаточно. Ситуация ухудшалась с ростом населения. В результате в Российской империи повальной бедой было малоземелье - очень маленький размер крестьянского надела (это объясняет революционный характер и необходимость освоения целинных земель Казахстана после Великой Отечественной).
Пример по Тверской губернии 58% крестьян имели надел, как это изящно называют буржуазные экономисты, «ниже прожиточного минимума».
57 единичных выступлений в 90-е годы XIX века уже к 1902 году сменились массовыми крестьянскими выступлениями. Всего за 1905 год (год первой русской революции) было зарегистрировано 3228 крестьянских выступлений. В стране открыто говорили о крестьянской войне против помещиков. «В ряде мест осенью 1905 г. крестьянская община присваивала себе всю власть и даже объявляла о полном неподчинении государству. Наиболее ярким примером может служить Марковская республика в Волоколамском уезде Московской губернии, просуществовавшая с 31 октября 1905 г. по 16 июля 1906 г.», -- писал Виктор Данилов в работе «Крестьянская революция в России, 1902 - 1922 гг.». В частности это результат распространения грамотности, работы революционеров-просветителей (среди которых членов РСДРП /большевиков/ практически не было) и, главное, переходу количества выступлений в качественно иное состояние. Здесь надо хорошо понимать, что Ленин и его партия ничего не придумывали - они в своих программных положениях лишь отразили реальные проблемы России.
Это беда, которую путают во всех взаимных идеологически-исторических боях сторонники монархии и наследники большевиков. Партия Ленина ничего не разрушала, фактически не обладая никакой реальной властью. Их даже не хватило на Февральскую революцию 1917-го. Своим отречением и предательством окружения Николай был обязан отнюдь не партии Ленина - они тогда никакими большевиками не были, насчитывая около 40 тысяч последователей по всей 150-миллионной России.
И с точностью до наоборот, обладавший всей полнотой власти в стране Император, действовал крайне непоследовательно и импульсивно. Для страны, ведущей войну, он вообще крайне мягко обращался с вольными и невольными сторонниками немцев (надо прямо признать, большевики в Первую мировую играли такую же роль, как власовцы и бандеровцы во Вторую).
Например, приказ министра внутренних дел П. Дурново киевскому генерал-губернатору времен революции 1905 года: «...Немедленно истреблять, силою оружия бунтовщиков, а в случае сопротивления - сжигать их жилища... Аресты теперь не достигают цели: судить сотни и тысячи людей невозможно».
Приказ выполнен не был, а сам черносотенец лишился, как и весь кабинет министров, своих постов и пребывал в крайней немилости. Он же предупреждал императора, что война с Германией будет губительна для России.
Распоряжение тамбовского вице-губернатора полицейскому командованию: «Меньше арестовывайте, больше стреляйте…».
Генерал-губернаторы в Екатеринославской и Курской губерниях действовали еще решительнее, прибегая к артиллерийским обстрелам взбунтовавшегося населения. Первый из них разослал по волостям предупреждение: «Те села и деревни, жители которых позволят себе какие-либо насилия над частными экономиями и угодьями, будут обстреливаемы артиллерийским огнем, что вызовет разрушения домов и пожары». В Курской губернии также было разослано предупреждение, что в подобных случаях «все жилища такого общества и все его имущество будут... уничтожено».
Но обратите внимание - это действия местных властей. Николай Второй фактически отстранился от централизованного подавления революционных выступлений. Это подтверждается ничтожными цифрами погибших. Пережившие революции и ужасы гражданской офицеры с горечью вспоминали, что не сгнои Николай гвардию в болотах, достаточно было бы нескольких гвардейских полков в Петербурге, чтобы подавить Февральскую революцию - "Ножнами от палашей разогнали бы".
Новый министр внутренних дел в правительстве Ивана Горемыкина, а впоследствии - предсовмина (глава правительства) - либерал Петр Аркадьевич Столыпин таким образом разъяснил позицию царского правительства: «Правительство в целях самозащиты вправе «приостанавливать все нормы права». Когда наступает «состояние необходимой обороны», оправданы любые средства и даже подчинение государства «одной воле, произволу одного человека».
По приговорам военно-полевых судов было повешено с августа 1906 по апрель 1907 года во всей России 1102 бунтовщика. В конечном итоге был убит и Столыпин. Вместо жестких и решительных реформ Николай Второй спустил всё на тормозах. Принцип "и нашим, и вашим" оказался катастрофическим для страны.
Войны революции и интервенции отбросили Россию на десятки лет назад. И никакие последующие реформы большевиков, благодаря которым Россия все-таки не была растащена по частям алчными соседями, не исчезла с карты мира и даже стала Великой Державой, не отменяют простого факта - без катастрофы начала ХХ века Россия без войн и революций достигла бы намного большего, не потеряв десятки миллионов и целые поколения.
Но так как история не знает сослагательного наклонения и фантазии об альтернативном развитии неуместны, приходится только констатировать - мир, весь мир, включая "всё цивилизованное человечество", по гроб жизни обязано своим нынешним процветанием именно бедам России, большевикам и лично В.И.Ленину.
Царская Россия и Николай Второй были лишь одними в ряду таких же. А вот большевики реализовали в самой большой стране мира столько прав человека, которые тогда были немыслимы, а сегодня очевидны, что Советская Россия действительно служила примером для всех. Да и боязнь повторения подобного у себя в стране приводила к тому, что постепенно подобное вводили и самые консервативные и диктаторские режимы.
Не стоит забывать, весь комплекс нынешних базовых демократических норм и прав человека впервые реализовали на практике именно большевики-ленинцы и именно в СССР.
Полный список - бесплатное всеобее образование, бесплатная медицина, гарантированное жилье, всеобщее избирательное право..., список длиннее статьи.
Так что, именно несчастьям России обязан "цивилизованный" мир своим нынешним процветанием.
Цифры и цитаты из открытых источников, в т.ч.:
Голодомор Николая Кровавого и
http://telegrafua.com/country/13190/