Сетевые войны - пример Белоруссии

Mar 29, 2013 11:32


Прибалтийское Бюро shepelev рекомендует:Термин "сетевая война" /по-американски/  относится к конфликту, связанному с информацией и означает действия по подрыву, разрушению либо видоизменению того, что являющееся целью население знает  о себе и окружающем мире. Подобные действия могут вестись против политики конкретных правительств и режимов негосударственными структурами, оппозиционными группами или движениями, включающими, например, борьбу за окружающую среду, права человека и т.д.

В   виде основного субъекта и оппонента государственных институтов выступают неправительственные организации т.н. третьего социального сектора (НПО или NGOs). Некоторые из них способны создавать межгосударственные (транснациональные) сети и коалиции, больше напоминающие развитие гражданского общества и  использовать новейшие технологии в области информации и связи для усиления своей активности по "импорту демократии".

Имея огромный опыт в части подобного "импорта", зарубежные NGOs располагают богатым арсеналом косвенных воздействий на ситуацию в том или ином государстве, включающим, помимо прочего, непосредственные и опосредованные контакты с оппозицией. Конечная цель - не абстрактная "свобода" и демократия, подразумевающая реальную "власть большинства", а перевод "освобожденного" социума под внешнее управление.

В качестве примера "как это делается", рассмотрим Белоруссию, где взаимодействие местной оппозиции с западными структурами в настоящее время осуществляется на партийном уровне и уровне общественных (в т.ч. молодежных) неправительственных организаций.

В основе тактики западных NGO в Белоруссии лежит:

- отказ зарубежных доноров от финансирования проектов явно выраженной политической направленности;

- оптимизация, посредством перераспределения между центром и регионами в пользу последних, направляемых из-за рубежа финансовых и материальных средств;

- реализация программ обучения для функционеров на сопредельных территориях (Польша, Литва, Украина);

- стремление к созданию новых независимых центров аналитического плана, целью которых является не только изучение общественных процессов, но и разработка проектов (политтехнологических, правовых, социокультурных и т.д.), способствующих усилению влияния Запада;

- ориентирование белорусских оппозиционных организаций на подготовку к парламентским выборам.

Внимание местных оппозиционных структур концентрируют на:

- целенаправленной работе по привлечению финансирования из источников внутри и вне республики;

- проведении социальных кампаний без явного (но реально имеющегося) политического подтекста с целью завоевания симпатий различных категорий граждан (электората);

- обеспечении максимально широкого информационно-пропагандистского резонанса своих пиар-акций и выхода на масс медиа, в том числе государственные и российские;

- отлаживании контактов с представителями различных государственных структур и органов, посредством которых осуществляется лоббирование своих интересов;

- предстоящих парламентских выборах 2012 года.

В нынешних белорусских условиях избирательная кампания фактически становится тестом на "разумность" (гибкость, внимательность, элементарную сообразительность и т.д.) политиков и политических сил, с помощью которого население оценивает интеллект как официальной, так и потенциальной власти. Белорусский "электорат" все быстрее осознает, что время политической пассивности проходит. В то же время потенциальные избиратели не менее ясно осознают, что торопиться мстить "старой" власти пока невыгодно, поскольку неизвестно, кто в этом случае может придти ей на смену и как это отразится на их "реальной" жизни.

С учетом сказанного, стратегическая цель как западных, так и местных оппозиционных NGOs-НПО - изменение существующей системы власти и управления хозяйствованием посредством более эффективной подготовки и последующей успешной сдачи избирательного и прочих политических "тестов".

Основные направления стратегии и тактики в преддверии парламентских выборов:

1. Консолидация оппозиционных и антипрезидентских сил.

2. Делегимитизация нынешнего руководства РБ.

3. Способствование усилению внешнего влияния на руководство РБ.

4. Поиск новых форм и способов информационного воздействия на белорусское общество.

5. Приобретение в ходе подготовки к избирательной кампании новых каналов коммуникации с населением.

6. Привлечение на свою сторону не менее половины голосов избирателей.

7. Попытка заявки на лидерство в объединенной оппозиции возможного будущего "единого" кандидата в президенты.

8. Подготовка и "обкатка" партийных структур в преддверии выборов.

9. "Раскрутка" посредством активного участия в избирательной кампании практически всех оппозиционных политических структур. В том числе посредством активной агитации против проведения выборов.

10. Определение реальной, а не формальной численности сторонников. Цель - выяснение количества людей, готовых участвовать не только в избирательной кампании, но и в других мероприятиях (митингах, уличных акциях и т.п.) и последующее использование потенциала, накопленного в ходе выборов для роста рядов, создания организаций в регионах Белоруссии и усиления влияния в обществе.

Основные пути реализации стратегии и тактики:

преодоление "информационной блокады" оппозиции в государственных СМИ посредством инициирования соответствующих информационных поводов; продолжение кампании по дискредитации действующего президента с целью продвижения и закрепления в массовом сознании его негативного образа; поддержание необходимого информационного фона и темпа кампании вокруг исчезнувших политиков;

убеждение максимального количества представителей номенклатуры на местах и граждан в возможности положительных изменений в случае прихода оппозиции к власти;

популяризация идеи вступления РБ в Европейский Союз в случае прихода к власти оппозиционных сил и смены власти;

использование в пропагандистских целях любых кризисных ситуаций, которые могут возникать в РБ в связи с экономическими либо социальными проблемами, а также эксплуатация социальных и экономических лозунгов;

организация и проведение в регионах политико-пропагандистских акций позиционируемых как мероприятия, имеющие социально-экономическую подоплеку;

системная работа с той частью номенклатуры, которая ориентирована на перемены;

расширение контактов среди политической и деловой элиты России;

укрепление финансовой и иной поддержки со стороны Запада;

создание иллюзии поддержки "сконсолидировавшейся" оппозиции не только в самой РБ, но и за рубежом.

Цели:

расширение базы поддержки со стороны белорусского общества;

привлечение на свою сторону всех противников власти, а также политически не определившихся граждан;

структуризация новых сторонников в регионах;

усиление протестных настроений среди населения;

сохранение и укрепление как можно более широкой оппозиционной коалиции как политической силы, способной эффективно бороться с властью и в поствыборный период;

"раскрутка" в массовом сознании (с последующим прицелом на вхождение в "большую политику") "молодых политиков", поддерживаемых молодежными структурами радикально-оппозиционного толка;

продвижение в массовое сознание позитивного образа структур оппозиции.

Механизмы и средства достижения:

Разработка календарного плана действий, о наличии которого может свидетельствовать синхронность и унификация действий (общие кандидаты, использование унифицированной символики, сходство программных тезисов и тем выступлений).

Создание ряда центров (в т.ч. региональных), обеспечивающих эффективное планирование, системный анализ, взаимодействие со СМИ, правовое и иное обеспечение кампаний кандидатов от оппозиции.

Приемы работы с населением, заимствованные из сферы политического PR (агитаторы в общественном транспорте и др. "толпообразующих" местах, письменные опросы граждан об их отношении к власти и т.п., "листовочные" кампании, поквартирный "от двери к двери" обход граждан, кампания в подконтрольных масс-медиа).

Использование компромата.

Выдвижение подготовленных кандидатов.

Предпочтение предпринимателям в практической работе с целевыми группами граждан.

Заблаговременное создание предпосылок для непризнания "неудобных" итогов выборов.

Основные принципы стратегии и тактики:

1. Рассмотрение и подход к выборам как инструменту влияния на развитие ситуации в республике. Избирательная кампания рассматривается в т.ч. и как, профинансированная из госбюджета, возможность доступа к государственным СМИ, прежде всего, телевидению.

2. Прагматизм и последовательность во взаимоотношении с властями. Суть - навязывание своих "правил игры".

3. Комбинированность. Суть - сосредоточение всех задействованных в избирательной кампании ресурсов на том виде действий, который на данный момент является основным, с передачей остальных (поддерживающих, обеспечивающих и т.п.) функций специалистам в сопутствующих областях. Это способствует: экономии времени, а также экономии и качеству (эффективности) действий.

4. Синергия действий и личностей. Суть - системность, всеобщность, креативность и технологичность действий. Стимулирует изобретательность мышления, "подстегивает" творческие способности исполнителей, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.

5. Разделение рисков. В случае возникновения угрозы противодействия со стороны власти, партийные структуры оппозиции и их кандидаты будут стремиться переходить на автономный режим.

6. Концептуальное единство. Структуры НПО-NGOs манифестируют не централизованную постановку задач, а концептуальное лидерство. Фактически можно говорить об идеологической компоненте "оппозиционности вообще" и связанном с ней стратегическим целеполагании, присутствие которых продуцирует максимальные усилия партийных активистов, их готовность к работе "на совесть".

7. Способность к преадаптации. Будучи избавленными от ряда недостатков властной вертикали (более абюрократичны), благодаря своей менее иерархичной и сетевой организаций, партийные структуры способны к преадаптации, то есть могут схватывать на лету ту или иную тенденцию, наметившуюся в избирательной кампании, и готовить результат на перспективу ("в стол"). Это достижимо благодаря широкой "специализации" участников: они параллельно или попеременно могут заниматься несколькими (или даже всеми) направлениями, которым посвящена деятельность определенной структуры.

Выводы.

Можно констатировать сетевой характер деятельности в Белоруссии неправительственных организаций   третьего социального сектора (НПО или NGOs), стремящихся планировать, инициировать и реализовывать собственный событийный ряд, свои информационные поводы и проекты и т.д., воспринимающиеся населением.

Что конструктивного (помимо демонстрации уверенности в полной ничтожности прозападной оппозиции, очередного "закручивания гаек" и "традиционного" арсенала "вертикального" воздействия) могла бы предпринять в данном контексте властная вертикаль Белоруссии? Оптимальный выход - создание на постоянной основе действенной, упредительной системы управления общественными процессами, перехват  стратегической инициативы в сфере построения гражданского общества у зарубежных субъектов.

Ссетевые войны - это ирреальные войны (в традиционном понимании этого слова). Со стороны атакующего субъекта это попытка управления системой через ее хаотизацию - методологический принцип утверждения контрольно-управленческих функций над социумом. Со стороны обороняющегося сетевая война может превратиться в  попытки предотвращения возникновения реального конфликта на ранней стадии, т.е. в средство предотвращения хаоса.

Сетевая война, как средство сдерживания хаоса в социуме амбивалентно (двойственно).

Примечания

[1] Понимают ли представители этой "вертикали" специфику принципов сетевого самоуправления? Думаю, да. Во всяком случае, доводилось слышать годков эдак с восемь тому назад, как один из крупных "вертикальщиков", ознакомившись с подобным предложением, аж взвился от возмущения со словами: - А я чем же тогда заниматься /кем руководить/ буду?!

[2] Один из наиболее характерных способов сетевого самоуправления - "экспертный" - состоит в том, что при этом решения от всей структуры по конкретному вопросу принимает человек, признанный всей структурой как наиболее компетентный в данном вопросе, он же несет всю ответственность за последствия. Ничтожество (единственным достоинством которого является протеже такого же ничтожества или родственника), тратящее часы на совещания, в процессе которых вещает, что оно здесь главное и поэтому все присутствующие должны его слушать, в такой роли не может оказаться по определению.

По материалам http://regnum.ru/news/1429357.html#ixzz2OuY5ggaY

Белоруссия

Previous post Next post
Up