"Между Польшей и Россией живет народ ни польский ни российский. Польша не воспользовалась в свое время случаем, чтобы превратить его в народ польский вследствие слабого воздействия на малороссов польской культуры...Малоросс теперь крепче прежнего вследствие своего демократизма и расслабления польской стихии. Простой народ не любит ляха, как своего господина, более богатого человека и исповедника иной, римской веры. Просвещенные малороссы ненавидят ляха еще больше.
Всемалороссы подчинены нравственному влиянию России, которая говорит похожим языком и исповедует ту же веру...
Исторический процесс, начавшийся при короле Казимире, подвинутый вперед
Ядвигою и заключившийся передвижением римского католицизма и западной цивилизации на двести миль к Востоку, проигран уже поляками. Как же защитить себя? Создание "украинской самостийности", которой малороссы медленно начинают проникаться, недостаточно...
между душой малоросса и душой москаля нет основного различия. Поэтому надо влить новую душу в малоросса - вот в чем главная задача поляков.Эта душа да будет от Запада.
Пусть малороссы своею душою соединятся с Западом и только внешним церковным обрядом с Востоком. .. Тогда, быть может, малорусская Украина возвратится к братству с Польшей против России. А если бы это и не сбылось, и в таком случае в тысячу раз лучше Малороссия самостоятельная, нежели Малороссия российская. Если Грицъ не может быть моим, и в таком случае пусть будет ни моим, ни твоим. Из этого проистекает для поляков указание: не только не препятствовать национальному развитию самостоятельной Украины, но, наоборот, всячески поддерживать украинский сепаратизм и укреплять среди малорусов церковную унию с Римом". Stanislaw Tarnowski, hrabia, "Ksiadz Waleryan Kalinka", W Krakowie,1887,стр. 167-170.