Как видно из подписи под фотографией, в российском флоте в 1905 году появился новый минный крейсер с необычным названием «Украйна». Видимо, как оценка заслуг жителей Малороссии, которые остались лежать на полях у Мукдена, на сопках у Цчинчжоу, на дне Желтого моря и Цусимского пролива. И, когда эхо трагедий на востоке докатилось до европейской России, волна гнева и недовольства вывела на улицы Киева солдат-саперов поручика Жадановского, моряков броненосца «Князь Потемкин-Таврический» в Одессе и лейтенанта Шмидта сотоварищи в Севастополе.
После волны репрессий и «столыпинских галстуков», которые на Украине практически не применялись (по всей России было повешено всего 1.104 человека) после созыва и разгонов Государственных дум империи, в период с 1908 по 1914-й годы, воцарился порядок. Но, было два исторических эпизода, последствия которых могли привести к очень крупным беспорядкам.
Убийство Андрея Юшинского (дело Бейлиса) было превращено в общероссийский судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года, которое могло привести в необузданной волне еврейских погромов по всей Российской империи, а в Малороссии - вообще повсеместно. Известно, что правительство Столыпина держало это дело под своим контролем. Оправдание Бейлиса стало моральным поражением российского правительства, которое оказалось серьезно скомпрометировано. И убийство Столыпина в Киеве произошло удивительно вовремя.
1 сентября 1911 года в киевском городском театре был смертельно ранен председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Смерть наиболее решительного политика империи расшатало общество перед Первой мировой войной.
Петр Столыпин и его убийца - Николая Богров.
Все последующие два года общество Малороссии не только обсуждало эти два убийства, но и связывало их с мировым еврейским заговором. Как известно из истории, 1913-й год стал не только юбилейным в истории трехвекового правления династии Романовых, но и самым плодотворным на экономическом фоне для империи, а для Малороссии и подавно (отсроченные плоды столыпинских реформ). Даже в политической жизни наступил прорыв, когда в составе Третьей, а затем и Четвертой Государственных дум появилась Украинская думская громада. Кстати говоря, Председателем тех дум был Екатеринославский помещик-политик Родзянко Михаил Владимирович, один из лоббистов громады, оставивший прекрасные мемуары «Крушение империи».
Уроженец села Попасное Днепропетровской области Михаил Родзянко.
Но наступил 1914-й. До февраля 1917-го Киев и часть российской Украины были прифронтовыми местностями. Взятие Львова и Тарнополя (таково было название нынешнего областного центра), а затем их оставление превратило Галицию в многолетний театр военных действия - от Брусиловского прорыва до Луцкого мешка. С чувством радости шли в Галицию русские и малороссийские воины, во многих городах Украйны-Малороссии записывались добровольцами в ополчение, желание вернуть Галицию в родной дом было чрезвычайно велико. Зная настроения украинской части населения Галиции, исходя из исторических прав России на Галицию, как отторгнутую часть Киевского Государства, и учитывая исконное стремление ее населения к воссоединению с братской Россией, Главнокомандующий Российской Армией, Великий Князь Николай Николаевич 18-го августа 1914-го выпустил обращение к населению Галиции:
РУССКОМУ НАРОДУ
Братья! Творится Суд Божий! Терпеливо, с христианским смирением, в течение веков, томился русский народ под чужеземным игом, но ни лестью, ни гонением нельзя было сломить в нем чаяний свободы. Как бурный поток рвет камни, чтобы слиться с морем, так нет силы, которая остановила бы русский народ в его порыве к объединению. Да не будет больше Подъяремной Руси! Достояние Владимира Святого, земля Ярослава Осмомысла и князей Даниила и Романа, сбросив иго, да водрузят стяг единой и неразделимой России. Да свершится Промысел Божий, благословивший дело великих собирателей земли Русской. Да поможет Господь царственному своему помазаннику, Императору Николаю Александровичу всея России, завершить дело Великого Князя Ивана Калиты. А ты, многострадальная братская Русь, встань на сретение русской рати. Освобождаемые русские братья! Всем вам найдется место на лоне Мтери - России. Не обижая мирных людей, какой бы ни были они народности, не полагая своего счастья на притеснение иноземцев, как это делали швабы, обратите меч свой на врага, а сердца к Богу, с молитвой за Россию и за русского царя.
Николай.
Это обращение возымело свое действие, особенно, на первых этапах войны. Затем «позиционная война» и неудачи на фронте (за исключением, пожалуй, закавказского) сильно охладили патриотический подъем. Сразу же официальным языком на Галицких землях был признан русский (для того, чтобы вытеснить официальный польский. Малороссийский диалект эту роль играть не мог - просто отсутствовали слова делового языка).
Несмотря на то, что война на этих землях шла долго, несмотря на то, что в Австро-Венгерской армии воевали "галицкие стрелки", случаев предательства со стороны малороссов практически не было. Десятки тысяч, по терминологии тех часов, «украинцев-малороссов», были в российской армии офицерами, занимая часто генеральские должности, командуя не только полками, но и дивизиями, корпусами и армиями. Никаких ограничений по национальному признаку, о чем любят трубить «преобразователи» современного восприятия истории, не существовало.
Все они доблестно защищали общую родину Россию - Великую, Белую и Малую, и за все время войны не было ни одного случая, чтобы офицеры российской армии, украинцы по происхождению, по мотивам именно национально-патриотическим, переходили к немцам или австрийцам, которые обещали украинцам королевство и уже имели и готового «украинского короля-гетмана», а фактически - одного из родственников австрийского императора "Вышиваного". Лучшим доказательством того, что таких случаев действительно не было, служит то обстоятельство, что о них нет никаких упоминаний в весьма богатой исторической и мемуарной литературе, в т.ч. и эмигрантской. То же самое, что об офицерах, можно сказать и о нескольких миллионах солдат-украинцев, боровшихся на всех фронтах в Российской Армии.
Но, увы, уже к началу семнадцатого года общее состояние некогда единого государства по имени Российская империя было ужасающим. Война выбила мужиков из села, превратила плодородные украинские земли в пустыри, а города в массовые госпиталя и места сбора запасных полков, тех самых солдат, которые ну никак на фронт не рвались.
Миллионы великороссов и малороссов остались лежать на полях сражений. Эта трагедия стала началом конца великой империи.
Отречение царя-батюшки от престола еще не стало катастрофой, но было ее предвестником. Первым известием о революции в Петербурге была телеграмма члена Государственной Думы Бубликова, посланная в Украину по «линии путей сообщения», а проще говоря, железных дорог, с извещением о падении самодержавия и призывом соблюдать спокойствие и порядок. Но никаких других официальных сообщений не было и еще целых три дня Киев, и вся Украина, «питались» и «будоражились» разными слухами, а, фактически, ничего достоверного не знали. Только после разрешения Главнокомандующего Юго-Западным фронтом генерала Брусилова, командующий Киевским военным округом Ходорович позволил газетам напечатать сообщение о событиях и столице. Киев, а со временем, и Украина узнали о совершившейся революции.
Приглушенная на время войны, политическая деятельность всевозможных легальных и нелегальных организаций и партий, сразу же возродилась и «закипела», в прямом и переносном смысле. О создании нового и независимого государства, тогда еще, т.е. ранней весной Великого Октября речи еще не было. Как по мановению волшебной палочки, практически из ничего, как грибы после обильного политического ливня, стали появляться многочисленные партии и политические течения.
По словам бывшего украинского премьера времен УНР Ивана Мазепы, марксиста и сепаратиста одновременно, перед войной на Украине «почти не было заметно проявления какого ни будь широкого, массового национального движения, когда... «едва мерцал маленький огонек политической активной украинской интеллигенции. Одно только название их говорит о многообразии течений, а с ними и их лидеров: Украинская демократическая партия, Украинская радикальная партия, Радикально-демократическая украинская партия, Революционная Украинская партия, Товарищество Украинских Постепенцев, Союз Освобождения Украины (причем, как в Малороссии - СОУ, так и в Австро-Венгрии, но уже как СВУ), Народная социалистическая партия, Украинская партия эсеров и многие другие…
3 марта, а по новому стилю - 17-го, в Киевской городской думе собрались представители общественных организаций и партий и выбрали из себя Исполнительный Комитет из 12 членов. На этом собрании были, конечно, представители всех революционных партий и организаций, так как с падением царского правительства они получили возможность выступать легально и принимать участие в общественной и политической жизни. Этот Исполнительный Комитет, пополненный впоследствии многочисленными кооптациями, в течение первых трех месяцев революции фактически был высшей властью в Киеве, пока эту власть не захватила Центральная Рада. То, что произошло в Киеве, произошло и в остальных губерниях Украины. Повсеместно созданные исполнительные комитеты (губернские, краевые, территориальные) на местах ждали команду из … Петрограда.
А в Петрограде призвали - «Долой Ленина».
Но в Киеве на период «временного безвластия», несмотря на создание Временного правительства, инициативу в свои руки взяло Товарищество Украинских Постепенцев. Дабы не создавать прецедент «партийно-политического самодержавия» в новый центральный орган, для которого принято название Центральная Рада, было решено ввести представителей от социал-демократов, украинских социал-революционеров, украинцев-военных, украинцев-рабочих, кооперативов, студентов, православного духовенства, от различных товариществ и даже обществ и кружков «любителей Украины». Буквально за несколько дней общества и кружки «переименовали» себя (и почему-то без «вердикта» МинЮста) в политические партии, создавая, таким образом, целый ряд новых украинских организаций, каждая из них получала для своего представителя место в Центральной Раде.
Это привело к тому, что «списочный состав» Рады, рос изо дня в день, и, таким образом, благодаря постоянному ее пополнению, число членов Рады быстро возросло до шести сотен, как об этом сообщала сама Рада (тут исторический опыт в численном составе Верховной Рады Украины был воспринят «с пониманием»). Официальной датой создания Центральной Рады считается день 22 марта (по новому стилю), когда она выпустила свое первое «обращение к украинскому народу». В нем, в самой отчетливой форме было выражено желание о создании автономии Украины в ее федеративном союзе с Россией. И в эти же дни на политический олимп Украины-Руси взошел Михаил Сергеевич Грушевский.
Видимо и неслучайно его изображение на банкноте, где основным фоном является здание Центральной Рады, бывшего педагогического музея. И в этом что-то есть, т.е., учитесь, современные политики на истории педагогики, ибо так и хочется сказать словами героини одного известного культового советского фильма: «… не учите нас жить, а лучше - помогите материально…»
Его авторитет был самым высоким среди плеяды молодых украинских политиков. Ну, посудите сами, после переезда из Львова (тогда еще австро-венгерско-польского) он оседает в Москве, где пишет историю Украины-Руси. Кому еще, как не ему и возглавить борьбу «по-ленински» с известным «правом наций на самоопределение». Но свой авторитет лидера он не использовал, а избрал путь «прислушивания» к настроениям масс. Вместо Великого Князя-вождя Киевской Руси, о чем он сам писал в своих статьях, Михаил Грушевский призывал: «Мы должны держать руку на пульсе народной жизни и итти (так в тексте) в ритм его биения. Оно только нам закон, ему только должны мы подчиняться, его провозглашать всем, не взирая на то, будет ли это нам приятно или нет». Но говорить и держать, это, известно где сказано, две большие разницы.
Целая масса переговоров руководства Центральной Рады в Петрограде и руководства Временного правительства в Киеве (даже прибытие Керенского и Церетели (не путать со скульптором) в Киев) ничего не решили в вопросе автономии Украины в составе Российской республики, где все уже стали просто гражданами и гражданками… и ни к чему не привели.
Центральная Рада не была и не могла быть парламентом по той простой причине, что ее никто не избирал... Единственное, что было избрано, но избрано самой Радой, так это президиум Рады, председателем которой стал Грушевский, а двумя заместителями - Винниченко и Ефремов. Уже после провала переговоров было создано первое украинское правительство, в которое вошли: Винниченко, Петлюра, Мартос, Садовский и Стешенко (эсеры и марксисты), Христюк и Стасюк (эсеры-народники) и общественный представитель Барановский.
Первое украинское правительство и самое действенное на то время, он же, Генеральный Секретариат УНР.
Ни первый, ни второй Универсалы Центральной Рады даже не призывали к отделению Украины. Как пример, касательно «вопроса о самостийности» известный ныне всем авторитет всего украинского движения, Михаил Грушевский, на Первом Конгрессе украинцев(который ныне больше проводится как конгресс зарубежных украинцев или, точнее, Всемирный конгресс украинцев) отметил, что: «Украинцы не имеют намерение отрывать Украину от России. Если бы они имели такое намерение - они бы выступили искренно и открыто с таким лозунгом. Ведь теперь за это они ничем бы не рисковали».
Демонстрация в Петрограде и в Києве. Сюжет один и тот же…
Сегодня нам пытаются представить якобы истинные фотографии той поры, на которых запечатлены исторические факты развития державности. Приведу маленький, но очень конкретный пример, а точнее две фотографии.
На первой, запечатлено здание педагогического музея, ставшего «штабом национального возрождения», т.е. Центральной Радой, которая во всех источниках представляется нам, как оригинал. Как видно из оригинальной фотографии - это подделка. Дом есть, лошадь есть, забор есть, но...
Но суть не в этом, а в том, что все ждали развязки. Ждали, что скажет Питер. Киев в это время постепенно превращался в вооруженный лагерь, в котором каждая сторона концентрировала свои силы около своих центров: Штаба Округа, Центральной Рады и Арсенала - цитадели большевиков. По городу ходили патрули: украинские, юнкерско-офицерские и большевистские, иногда арестовывая друг друга, но в большие бои не вступая. Тогда еще миллионный Киев притаился и со страхом ждал, чем это кончится (вспомните «Дни Турбинных»).
И так на протяжении всего периода перехода власти от Рады, к Директории, далее к Гетманату, затем снова Директории, далее, к Махновщине, потом, разделению республики на две, с дальнейшим, на целое их множество.
20 ноября 1917-го УНР в своем Третьем Универсале объявляет о создании независимого, но в автономно-регулируемом поле с Россией, украинского государства. Четвертый Универсал уже 22 января 1918-го провозглашает полную независимость, а 9-го февраля подписывает Брестский мир и окончание войны, в которой Украина, как самостоятельное государство не участвовала.
В это же самое время в Харькове объявлено о создании УССР, правительство которой возглавляет Христо Раковский. 10 февраля на Украину вводятся войска Германии и Австро-Венгрии. Идет полная оккупация Украины, а также и Крыма. Первоначальное желание украинцев Кубани войти в состав УНР, после оккупации последней, отзывает прошение Законодательного собрания КНР (Кубанской народной республики).
В Киеве к власти при помощи войск Кайзера, приходит гетман Скоропадский, соответственно, Центральная Рада к марту все того же 1918-го, распущена, а Грушевский в Сарнах успевает объявить себя Президентом УНР. Вместо УНР появилась Украинская Держава, а фактически, Гетманат. Но и он просуществовал недолго. После прекращения, но не капитуляции, войны со стороны Германии и известной революции в ней же, Скоропадский со своим окружением в немецком воинском эшелоне направился прямиком в Германию. Наступает власть Директории.
И снова на полях Украины война, то с Деникиным, вчерашним союзником, то с армией УССР (Украинская социалистическая советская республика), а затем и РСФСР. В январе власти Директории-УНР на Парижской конференции (18 - 21 января 1919-го) пытались найти мировое признание и получить статус равноправного партнера, однако, позиция главных победителей - Великобритании и Франции, была непреклонной - никакой самостоятельной Украины. Несмотря на провозглашение 22 января 1919-го соборности Украины, ее объединения, как такового, не произошло.
И снова война, теперь уже с войсками новообразованной Польши за Львов и Галичину. Результат известен, потеряли армию, потеряли Львов, потеряли страну. 30 августа войска Директории при активной поддержке «сечевых стрельцов», т.е. бывших австро-венгерских подданных, вошли в Киев. Это была последняя победа Директории Петлюры. Но все правобережье уже под властью УССР. Теперь уже четко видно на карте две Украины, две столицы.
Карта 1919 года.
Единственной страной, признавшей Директорию-УНР была Польша, и то, лишь после того, как правительство Петлюры официально отказалось от прав на Львов и всю Галичину. В апреле 1920-го Петлюра даже заключил военный союз с Польшей. Но уже 26 апреля войска Красных Армий (УССР и РСФСР) освободили Киев.
И снова война. Теперь уже под руководством «злого гения интернациональной революции» Троцкого (кстати, «родненького», из нынешней Кировоградской области) с Польшей. Финал известен. После «чуда на Висле» уже не рабоче-крестьянская Красная Армия, а буржуазно панская польская, решали судьбу и Украины, и Киева. Но, наконец-то, наступил март 1921-го. А с ним и Рижский договор, и новая республика с западными границами по реке Збруч.
Но, все эти годы, с 18 марта 1921-го по 22 августа 1992-го, сначала в Польше, а затем (после сентября 1939-го) жило и работало правительство УНР в изгнании. И лишь 22 августа в преддверии первой годовщины нынешней независимости, Президент УНР в изгнании Николай Плавьюк передал Президенту Украины Леониду Кравчуку «Грамоту на правление» от имени правительства УНР в изгнании. Вот такова судьба Центральной Рады, генерального Секретариата, УНР, Гетманата Украинской Державы и Директории. И все это за три года…
Продлжение следует.......
Использован отредактированный материал
http://www.ui.ua/ru/all_ukraine/historyua/unr_ussr/