Миф третий - Круты

Mar 10, 2012 14:40

Михаил Булгаков в рассказе «Киев-город» писал: «Можно сказать одно: по счету киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил. В Киеве не было только греков. Не попали они в Киев случайно, потому что умное начальство их спешно увело из Одессы». /Ниже приведены цитаты из воспоминаний участников, фотодокументы и список погибших/.

Согласно высочайше утверждённой украинской версии 29 января 18 года произошла эпическая битва горстки киевских студентов с армией большевиков.

На самом деле обманутые студенты (и не только они) прикрывали бегство к немцам председателя Рады Грушевского и главы правительства Винниченко. Которые первыми, уже 9 февраля, подписали Брестский мир с немцами и пригласили их оккупировать Украину. Грушевский даже согласился на репарации - обрекая  украинцев выплачивать огромные контрибуции зерном, золотом,  землей своей страны.




А для современных правителей это предмет для подражания. Дословно: "бой сыграл исключительную стратегическую роль. Блокирование наступления большевиков дало возможность правительству Украинской Народной Республики добиться международного признания Украины на мирных переговорах в Бресте. Это было первое в ХХ веке официальное признание нашего государства" (Ющенко).

Кто признал?

Три империи, развязавшие Первую мировую - Австро-Венгерская, Германская, Османская и опереточное королевство Болгария. Заметьте - менее чем через четверть века они снова полезут к нам - в том же составе. И снова им будут помогать галицкие предатели Украины.

Грушевский же после краха его марионеточной УНР останется на Украине, будет обласкан Сталиным, станет академиком и умрет своей смертью на курорте в Кисловодске, в почете и славе. Вовсе не терзаясь тем, что послал умирать поверивших ему наивных пацанов воевать с теми самыми большевиками, которым он будет служить до самой смерти.

Но вернёмся к невинным жертвам. Количество погибших студентов, как правило, сводится к тремстам.  Представляете, как 300 студентов сдерживали 400-тысячную армию, переходя периодически в штыковые контратаки! Это уже не больное воображение, а шизофрения. Правда, хорошо и регулярно оплачиваемая сегодня.


Что же было на самом деле?

Председатель правительства УНР Винниченко с горечью признавал, что   в отличие от большевиков, УНР поддерживало очень мало жителей Украины.

В  1919  году, в интервью газете "Daily Mail" немецкий переговорщик в Бресте генерал Гофман признавался: "В действительности Украина - это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину для того, чтобы иметь возможность заключить мир хотя бы с частью России"!

Бывший Председатель генерального секретариата Рады Дмитрий Дорошенко вспоминал:

«Когда со стороны Бахмача и Чернигова двинулись на Киев большевистские эшелоны, правительство не могло послать для отпора ни единой воинской части. Тогда собрали наскоро отряд из студентов и гимназистов старших классов и бросили их - буквально на убой…»

Кто же защищал Грушевского и Винниченко под Крутами? Отряд юнкеров Первой военной школы в количестве 600 человек и сотня Студенческого куреня галицких сечевых стрельцов с 18 пулеметами и одной пушкой на дрезине. Командовал сводными отрядами сотник Гончаренко, впоследствии ставший офицером дивизии предателей своего народа - 14-й дивизии СС «Галичина» (на фото второй слева).


Основу юнкеров военной школы и куреня сечевых стрельцов составляли выходцы из Галиции, среди которых преобладали имеющие боевой опыт бывшие солдаты-фронтовики, наводнившие Киев после развала фронта. По личному указанию Грушевского они были зачислены в военную школу и на учебу в Киевский университет.

И только одна рота действительно состояла из необученных студентов и гимназистов. Винниченко  писал: «Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь…»

Разбили же вояк Грушевского не злобные москали, а отряд правительства Украинской Советской республики общим числом примерно 3.600 штыков. Состоял он из малорусских красногвардейцев, балтийских матросов и казаков. Моряки, к слову, были родом отюда же, которых опять же малоросс Дыбенко отправил Советской власти на Украине помочь.


Весь бой занял 5 часов.
В это же время командиры защитников пьянствовали в вагоне. Собрав вышедших к поезду, дали сигнал к отъезду, бросив отставших. Вот такая была «эпическая битва». Позже эти самые «командиры», Тимченко и Богаевский, будут по требованию родителей погибших юношей, отданы под суд. Но суд так никогда и не состоится.

Отцы-командиры бросили на произвол судьбы один из отрядов студентов, численностью примерно 35 человек. В сумерках они заблудились и вышли на станцию, занятую красногвардейцами. Обмороженных сразу же отправили в Харьковский госпиталь, а остальные были расстреляны по приказу как раз подъехавшего эсера Муравьева.

В марте в Киев, вместе со своими немецкими хозяевами, вернулись Грушевский и Винниченко.  Тут они и столкнулись с возмущенными киевлянам, справедливо обвинявшими их в гибели мальчишек.

9 марта «Нова рада» поместила такие строки: «Гурток родичів звертається до всіх батьків і родичів студентів, середньошкільників і інших, що входили в склад січового стрілецького куреня і загинули в бою та розстріляні після бою біля Крут 16 січня с. р. і пропонує піднести загальне прохання про розкопку могил, щоб розпізнати і перевезти їх тіла з Крут, а також поховати у Києві».

16 марта появилась статья «Трагедія на Крутах». Дословно: «Ми хочемо звернути увагу … на страшну трагедію… в Крутах… Винна в цій трагедії уся система … весь наш уряд, котрий…оказався покинутим народом і армією, і в такім
безнадійнім становищі рішив захиститись…. кількома сотнями шкільної молоді...».

Грушевский о Петлюре (он командовал войсками УНР) и его Директории: «....выступления Петлюры, всякие его декларации от лица Украины являются грубым цинизмом авантюриста и предателя, желающего ввести в распутство общественное мнение Европы в своих эгоистических целях».


10 ноября 1924 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б)принято специальное постановление по Грушевскому. Решение было принято:
"1. Не возражать против допуска проф.Грушевского в СССР.
2. Претворение в жизнь данного постановления поручить ЦК КПУ".
Решение принимало Политбюро в составе: Г.Зиновьев, Л.Каменев, Л.Троцкий, И.Сталин, Н.Бухарин, В.Молотов, Ф.Дзержинский etc."

Дорошенко приводит поименный список погибших 11 студентов, хотя и говорит, что несколько  погибли раньше

В 1958 г. в Мюнхене и Нью-Йорке в издательстве «Шлях молоді» были напечатаны результаты 40-летнего исследования С. Збаражского «Крути. У 40-річчя великого чину 29 січня 1918 - 29 січня 1956». В списке пофамильно названы 18 человек. Сотник погиб по дороге в госпиталь и похоронен отдельно. Минимум 8 студентов отправили в госпиталь в Харьков.

600 членов ЦР, именуя себя аж «представителями Украинского Народа», по сути никого не представляли. «Никаких выборов нигде не было, - вспоминал позже член ЦР В.М. Левитский. - Депутаты из армии заседали на основании удостоверений, что такой-то командируется в Киев для получения в интендантском складе партии сапог; для отдачи в починку пулеметов; для денежных расчетов; для лечения; и т.п. Депутаты “тыла” имели частные письма на имя Грушевского, приблизительно такого содержания: “посылаем, известного нам”».

Из анализа прошедших чуть позже выборов в органы местного самоуправления, проделанного видным историком-эмигрантом Д. Дорошенко, однозначно следует: «национально сознательных» избиратели полностью прокатили, и «Только там, где украинцы выступали в блоке с русскими социалистами, они получали более значительную часть мандатов». Для любителей цифр: в думы городов еще не «Украины» общероссийские партии провели 870 депутатов, автономисты всех оттенков 128, сепаратисты - ни одного.

Вот что писал Винниченко в 3-томнике "Відродження нації": "...Наш вплив був менший. Він був уже остільки малий, що ми з великими труднощами могли складати якісь невеличкі більш-менш дисципліновані частини й висилати їх проти більшовиків. Більшовики, правда, теж не мали великих дисциплінованих частин, але їхня перевага була в тому, що всі наші широкі маси солдатства не ставили їм ніякого опору або навіть переходили на їхній бік, що майже все робітництво кожного міста ставало за ними, що в селах сільська біднота явно була більшовицька, що, словом, величезна більшість самого українського населення була проти нас...."


И он же: «Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національно-свідомого робітництва, яке гаряче стояло за українську державність, розуміючи за нами ту державність так само, як і ми її розуміли»…

Погибли:
1.Сотник Омельченко - командир Студентського Куреня, студент Українського Народного Університету в Києві.
2Володимир Яковлевич Шульгин,
3 Лука Григорович Дмитренко,
4 Микола Лизогуб,
5Андрiiв
6 Олександр Попович,
7Андрій Божко-Божинський - студенти Університету св. Володимира в Києві.
8Ізидор Курик,
9Олександр Шерстюк,
10Головощук,
11 Чижів,
12Кирик - студенти Українського Народного Університету в Києві.
13Андрій Соколовський - учень 6-ї кляси 2-ї Української Київської Гімназії.
14Микола Корпан з Тяпча, під Болеховом, Західна Україна.
15М. Ганькевич,
16Євген Тарнавський,
17Гнаткевич,
18. Пипський - учень 7-ї кляси, родом з Західної України.


Вспоминания одного из участников боя, тогдашнего учащегося Киевской Кирилло-Мефодиевской гимназии Игоря Лосского:

«Можно себе вообразить, как гротескно выглядела сотня. Обычным делом было сочетание собственной обуви, безразмерных солдатских штанов, подвязанных «мотузком» (ремней не выдавали), гимназическая или студенческая куртка или камзольчик, а сверху - шинель, как минимум с оборванной полой». Этот воинственный вид дополнили арестантские шапки вместо головных уборов, а главное, «старые поржавевшие ружья... И это все тогда, когда спустя месяц большевики, захватив помещение школы, нашли там полные склады новеньких сапог, формы, не говоря уже о боеприпасах и оружия».

Руководство УНР отдавало себе отчет, что кроме студенческой молодежи, очарованной февральскими идеями, других охотников защищать завоевания «украинской революции» не найдется. Они обратились к студенчеству с воззванием защитить завоевания революции от посягательств российских псевдобольшевиков, которые, цитирую, «не имеют ничего общего с идейным большевизмом».

«Необходимо любой ценой остановить этот поход... Пусть каждый студент-украинец помнит, что в этот час преступно быть равнодушным... Смелее, дорогие товарищи, долбите нашу скалу, и ступайте отдать, быть может, последнюю услугу тому великому строительству, которое мы сами же строили - Украинской державе! Записывайтесь в «Курень Сечевых Стрельцов», который формируется из студентов...».

Художник УПА Ніл Хасевич, де поміж інших   згадуються і Крути

У повстанських групах була встановлена традиція відзначення річниць битви під Крутами. У 1944 році одне із з’єднань групи УПА "Тютюнник" мало назву "Крути". [1]

Під час німецької окупації України українська преса зверталась до крутянських подій. Так у харківській газеті "Нова Україна" у статті до річниці битви під Крутами у 1943 році зазначалось, що битва під Крутами - це "легендарна дата в історії боротьби українського народу проти більшовицької загрози".
Також зазначалося, що: "Сьогодні ми на визволеній від большевиків Українській землі вдруге відзначаємо незабутню річницю бою під Крутами".[2]

Стоит ли уточнить, что гитлеровцы не возражали против таких публикаций?

1).Бутко С. "Героїм крутян як приклад для членів ОУН та вояків УПА"//Крути. Січень 1918 року - Київ, 2008- с.733
2). В. Т. Герої Крут//"Нова Україна" - Харків - 1943 - 29 січня//Крути. Січень 1918 року - Київ, 2008 - с. 468

Ничего не напоминает?

Последние фото из http://www.istpravda.com.ua/research/2012/01/29/70470/

Круты

Previous post Next post
Up