Алтай. XII. Неприветливый Аккем.

Oct 17, 2013 20:47

24 июля.

На берегу Аккемского озера. Вдали виднеется Аккемский ледник, а выше в облаках скрывается Белуха.

По прямой до перевала оставалось чуть больше двух километров с перепадом высоты 800 метров. Вскоре, однако, мы выяснили, что тропа идёт не совсем напрямик, а небольшим серпантином сначала поднимается на гребень, а затем подходит к ручью, впадающему ниже по течению места нашей ночёвки (конечно уже в его верховьях).

Красная линия - наш путь.
Красные кружки - места стоянки в верховьях Текелюшки под перевалом Каратюрек и на Аккеме.

Кони в гольцах.

Меньше чем за два часа мы набрали основную высоту (около 700 метров) и достигли водораздела с Аккемом. Но перевал был ещё выше - в том месте, где мы находились, склоны, ведущие к Аккему обрывались скалами перемежавшимися крутыми сыпучими осыпями. Начался самый холодный участок за весь поход: пришлось надеть шапку и перчатки. Вместе с тем открылись и новые потрясающие виды.

Крутые склоны к Аккему. Путь к перевалу продолжается наверх.

Плоский водораздел между Кучерлой и Аккемом, по которому идёт тропа, проходящая через метеостанцию, и начинающаяся по р. Куйлю, что мы пересекли в самый первый день похода.

Обрыв Скынчак высотой 400 метров.

Ещё 20 минут пути, и вот наконец-то мы на перевале Каратюрек. Высота над уровнем моря свыше 3 км. По рассказам, с перевала должен открываться потрясающий вид на Белуху, но увы, быстро меняющиеся облака скрыли от нас Гору.

Вид на начало спуска и оз. Аккем внизу.

Озеро Аккем крупным планом.

Попытка снять гору к востоку от Белухи...

...через несколько минут всё-таки увенчалась успехом.

Р. Аккем, Аккемский ледник и Аккемская стена.

Ярлу: урочище и раздвоенная долина. Цвета натуральные!

На спуске быстро потеплело, шлось бодро, и мы решили без обеда дойти до озера. Навстречу нам попался караван туристов на конях. Встреча оказалась взаимовыгодной - мы угостили конюха таблеткой от головной боли, они же показали нам, где по пешеходной тропе можно обойти петляющую конскую - путь был неочевиден.

Позднее глядя на спуск тропы уже из долины Аккема, поражаешься, какое удачное сочетание особенностей рельефа позволило вообще проложить её: в обе стороны от перевала склоны обрывисты и непроходимы; спуск начинается в долину ручья, который ниже по течению уходит в ущелье, срываясь вниз водопадами, так что тропа переходит в следующий ручей, а затем ещё раз поднимается и на его борт.

Первый лес на спуске

Конная тропа в урочище Ярлу смотрится неплохой просёлочной дорогой.

Спуск в целом радовал, настрой был оптимистичным, и так продолжалось до момента выхода на Аккем - тропа подошла к забору метеостанции и спустилась в чавкающее болото. Оно, конечно, было проходимо, и даже местами из грязи торчали камушки, но позитива не приносило. Видов вокруг особо не было - набежавшие облака предвещали скорый дождь. Но самое главное: невероятное количество народу: как-то для нас оказалось полной неожиданностью, что палаток здесь будет в разы больше, чем на Кучерле (как потом выяснилось, все на озере не умещаются, и палатки тянутся на километр ниже по течению). Впервые за весь поход стало ясно, что укромного места в стороне от толпы у нас не будет. При этом, исходя из наших планов и графика похода, на озере предполагалось как минимум три ночёвки.

Палаточная деревня.

Пробежавшись налегке немного вперёд, я пришёл к выводу, что искать место, где поменьше народу бесполезно, надо найти, хотя бы чтоб палатка ровно стояла.

Количество дров ожидаемо было обратно пропорционально количеству людей, так что обед мы сварили на горелке - ещё и дождь накрапывать начал. Позитивным моментом было, пожалуй, наличие небольшой каменной загородки в месте впадения подземного ручейка, что позволяло набирать почти прозрачную воду (в Аккемском озере вода была много мутней, чем в Кучерлинском).

В одно из коротких прояснений удалось сбегать и немного поснимать окрестные виды.

Озеро Аккем, в правой части снимка - долина Ярлу.

Вертолётная площадка у базы МЧС.

Интересно, что в этом районе на протяжении полутора километров находятся три оборудованных вертолётных площадки: та что на снимке в средней части озера - мчсная, в истоке Аккема - метеостанции, а в километре ниже по течению - турбазы. Можно местный вертолётный маршрут запускать :)

База МЧС "на бочках".

В верхней части озера. Жёлтый тент - баня, синий навес - столовая одной из турфирм. За баней видно устье Акоюка, прозрачные воды которого сливаются с мутным потоком Аккема.

Два цвета воды: Аккем и Акоюк.

Знак на тропе от бани к озеру.

Вечером к нам подошла некая женщина и поинтересовалась, не мы ли были с ней вчера на часовне. На наш ответ, что мы только сегодня пришли, она горестно посетовала, что оставила трекинговые палочки снаружи часовни, и пока находилась внутри их кто-то украл. Сразу стало вдвойне неприятно: с одной стороны, что здесь воруют, с другой, что в воровстве подозревают нас. При этом вторую часть Лёха сразу не понял, и когда я ему пояснил, он бросился показывать свои палки, демонстрируя их особые приметы - что они точно его. Женщина сообразила, что в подобной ситуации уже сама выглядит не очень красиво, и стала говорить, что она нас и не обвиняла, а просто спросила, после чего основной лейтмотив её речей стал: "Ну как можно в таком святом месте красть?!"

Так что первое впечатление от озера однозначно было не самым положительным.