Поход по берегу Байкала. VI. Вдали от озера.

Oct 11, 2019 17:39

05.09.19

Начало пути - 8:32 высота 461 м.
Конец пути - 14:42, высота 617 м.
Пройдено за день - 14,7 км.
Набор высоты - 677 м.
Сброс высоты - 521 м.



Указатель отворота на Средние Хомуты.




Спутниковый снимок маршрута 5 сентября. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на м. Средние Хомуты и в долине Еловки. Маленький красный кружок - место обеда в верховьях Еловки.



Карта маршрута 5 сентября. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на м. Средние Хомуты и в долине Еловки. Маленький красный кружок - место обеда в верховьях Еловки.



Рассвет на Средних Хомутах.



Табличка «Хомуты» у слабовыраженного распадка Средних Хомутов. Видимо, ранее тропа шла где-то там, сейчас же всё заросло, и я вышел к этому указателю совершенно случайно.

Удивительно, но ночью мы слышали гул поездов с Транссиба - к этому месту мы оказались уже почти напротив Боярского, где железная дорога подходит к Байкалу со стороны Улан-Удэ.

Согласно всем описаниям, между Средними Хомутами и Еловкой тропа отсутствует полностью, участок изобилует прижимами с множеством облазов и бродов. Так что данный отрезок и изначально предполагалось обойти стороной, благо, как я уже писал в предыдущей части, местный лесник оборудовал тропу до выхода на перевал, где она подрезает старую полузаросшую лесовозную дорогу, по которой уже ходят прямо до Песчанки через перевал Кедровый.



Падь Средние Хомуты.

Первые 3 километра пути мы шли по следам квадроцикла. Сначала была обычная лесная долина со скалами по краям. Далее крутизна выросла, ширина распадка сузилась, и был отрезок, где каменная осыпь почти полностью перегородила его, не дойдя до противоположного борта менее пяти метров. В том месте росла рясная чёрная смородина, и мы устроили витаминную паузу. Больше таких узких мест не было, скалы исчезли, сменившись залесёнными склонами, но крутизна подъёма постепенно росла. В месте пересечения небольшого ручейка (единственный источник воды до перевала) следы квадрика затерялись, далее мы шли уже по тропе. Трека этого места у нас не было, так что оставалось гадать, как поведёт нас тропа: по нарисованному на карте пунктиру через приток Левой Илги, или же сразу перевалит в верховья Еловки. Сначала казалось, что мы идём в верховья Еловки, но в итоге тропа ушла сильно правее, что дало промежуточный вариант. С перевала (высота 1100 м) мы спустились по распадку, уходящему к Левой Илге, но незаметно превратившемуся в плоский водораздел меж Илгой и Еловкой. Там-то мы и вышли на бывшую лесовозную дорогу у бревна с указателем «Байкал» (заглавный снимок). Если пойти за бревно, то в конце концов можно прийти в Песчанку. Кстати, в этом месте мы ненадолго вышли за пределы Прибайкальского нацпарка, и по правилам должны были заплатить за второй вход на его территорию.

Стоило нам перевалить за хребет, как лето, которое ещё никуда не уходило с Байкала, сменилось стремительно пришедшей осенью. Обилие жёлтых листьев, холодный ветер, всё это резко отличалось от зелёной листвы у побережья. Путь из лета в осень занял около двух часов.



Тропа к Средним Хомутам. Оттуда мы пришли.



Бывшая лесовозная дорога уходит в сторону Еловки. Нам туда.



Катюха на отдыхе.

По дороге, несмотря на её некоторую заросшесть, шлось бодрее, нежели по тропе, да и виляла она меньше. Быстро пройдя полтора километра, мы расположились на обед на каменистой полянке на стрелке двух ручёьв, образующих Еловку (вода была только в подошедшем к нам слева, сбоку).



На обеде. За спиной у Кати виден ручей, что всего на 3-4 см ниже уровня полянки.

Пока ели, начал накрапывать дождь, прекратившийся примерно через полчаса после продолжения движения. Вскоре после места обеда дорога куда-то исчезла, мы шли по тропе, спускавшейся вдоль узкого и крутого участка долины Еловки. Затем также незаметно мы снова оказались на заросшей дороге, а через 2 километра появились и следы квадроциклов. Так что между квадроциклетными дорогами со стороны Средних Хомутов и Еловки всего лишь 4 километра тропы.



Следы квадроциклов.

Интересно, что ручей, над которым расположена крупнейшая байкальская пещера - Охотничья, впадает в Еловку, и мы прошли всего в двух с половиной километрах от входа в пещеру, где десять лет назад и познакомились друг с другом. Почти сразу за этим ручьём, вверх по которому также уходила колея, был отворот и налево по склону, уходящий в падь Правую Широкую. При всём при этом полностью отсутствовали места для стоянок. Так что, когда мы дошли до указателя экологической тропы, рядом с которым было и место под палатку, и костровище, мы, не задумываясь решили ставиться, несмотря на ранний час. Кстати, мы не раз видели такой же указатель на поляне по пути на Охотничью, разве что на нём были 10 и 30 км соответственно.



Экологическая тропа.

Указатель экологической тропы висел таким образом, что я неверно определил, куда она собственно идёт, и пошёл проверить путь до воды якобы по ней. Забурившись в чащобу, до реки я всё-таки дошёл, но носить таким способом воду было бы сильно коряво. Подивившись, что по тропе настолько никто не ходит, решил посмотреть, не лучше ли по дороге пройтись, вдруг она снова подойдёт к реке, как часто случалось выше по течению. И дорога действительно метров через 100 вывела меня к Еловке, через которую на удачу были перекинуты деревья. Странно было то, что за рекой дорога не сворачивала вдоль долины, а, казалось, уходила вверх. Решив, что надо проверить, я перешёл на правый берег Еловки и пошёл в гору. Ещё через сотню метров дорога плавно повернула направо и ушла в небольшой боковой распадок. Стало ясно, что именно по ней и идёт т.н. экологическая тропа, и, продолжи я путь, я бы вышел на знакомую перевальную поляну, что по дороге к Охотничьей. Вопрос с экологической тропой разрешился - она нисколько не заросла, просто указатель висит непонятно, а по тропе наездили квадроциклы. Но появился новый вопрос: «А куда нам идти на следующий день?» Ведь мы собирались пройти через устье Еловки, а не выходить в Голоустное по магистральной автодороге. Вернувшись почти до места ночёвки, я увидел заросшую дорогу, уходящую вниз по Еловке, по которой тянулась хорошая тропа; путь по ней не предвещал никаких сложностей. Решив все логистические вопросы, можно было и информационные сооружения поизучать. Ставили их явно в то время, когда нацпарк считал приоритетом просветительско-информационную и природоохранную деятельность, а не хапужничество по собиранию денег с туристов за сам факт своего (парка) существования.



Информационный стенд про ель сибирскую.

Хотя уже первый стенд вызвал много вопросов. Согласно информации от коллег, специалистов в области ботаники, ель сибирская - никакой не эндемик, а широко распространённый вид, который легко спутать вовсе не с пихтой, а с елью обыкновенной. Вот и думай теперь, что хотели авторы плаката сказать.



Время, необходимое для разложения бытовых отходов.





Прибайкальский национальный парк.





Указатели.



Палатка.

Катя натаскала дров, чтоб развести костёр, позже к делу подключился и я, так что ужинали мы у тёплого пламени. Увы, не успели мы начать пить чай, как пошёл дождь и пришлось нам прятаться в палатку. Но мы натаскали уже такие толстые брёвна, что даже с утра костровой пепел был сухим и тёплым, при том, что дождь поливал до трёх часов ночи.

Содержание

Флора, Байкал

Previous post Next post
Up