Осенний Крым

Apr 11, 2016 17:47

​Путешествую я обычно не очень часто, а потому каждое из путешествий мною воспринимается как Событие с большой буквы. И в прошлом году таких Событий состоялось аж четыре - рекордное для меня количество (хотя кому-то из вас оно даже может показаться смехотворным). Началась череда путешествий 2015 года с проводов зимы в горном Крыму: мы с друзьями пожили по несколько дней на Ай-Петри и Демерджи. Далее в апреле состоялась моё долгожданное знакомство с Турцией: не пляжная поездка в Стамбул и в сказочную Каппадокию. Летом я изнывал от жары в Венеции и сразу после этого наслаждался прохладой Доломитовых Альп. А осенью состоялся ещё один поход по горному Крыму.

Желание застать пору золотой осени в крымских лесах давно будоражило меня, да и хотелось еще навестить родню в Крыму, которую давно уже не видел (я ведь сам из Крыма, так что для меня каждая поездка туда - как возвращение к корням). А в этом октябре как раз появилось окно для еще одного непродолжительного отпуска, которым мы с Надей и не преминули воспользоваться. Правда, в этом году настоящая осень в Крыму началась с небольшой задержкой - мы там были в середине октября, и местами листва еще даже не начала желтеть. Как я понял потом по отчетам в соцсетях, осень в этот раз вовсю разыгралась только в конце месяца. Ну да все равно я считаю, что охота за осенними красками удалась.

Наверно, вы узнали на первой фотографии Ванну молодости, что находится в Большом каньоне Крыма? В более теплое время года она всегда превращается в лягушатник. А сейчас ни одного купающегося обнаружено не было - видимо, прохладная водичка и осенний воздух отбивают желание "омолодиться". Вообще же, туристы в Большом каньоне в это время конечно были, но не так много, как летом, так что можно было спокойно прогуливаться со штативом и зависать подолгу возле разных красивых лужиц, встречающихся в большом числе на дне каньона.

Голубое озеро. Насколько я понимаю, воды этого озера в течение года могут менять цвет. Нам он предстал скорее изумрудным, нежели голубым.

Водопад "Серебрянные струи". На фотографии выглядит не очень внушительно, но, на самом деле, в течение года он обычно гораздо полноводнее и производит достойное впечатление. К сожалению, минувшей зимой мшистый козырек водопада обрушился, так что в прежнем виде мы его уже никогда не увидим.

Два дня мы прожили на Ай-Петри, поселившись в одном из домиков туристического городка, выросшего возле станции контрольно-спасательной службы. Это, конечно, не так романтично как проживание в палатке (и, безусловно, дороже), но зато тепло и сухо, есть горячий душ, электричество и газ. Погода в эти дни была в основном такая, как на фото ниже. Одним словом - бррр! А свою порцию палаточной жизни мы еще вскоре получим...

И получили мы ее на Демерджи, куда отправились сразу после Ай-Петри.

Здесь на той же высоте, что и на Ай-Петри, осенних красок было уже гораздо больше.

Спуск с Ай-Петри в этот день занял больше времени, чем ожидалось, из-за чего подъем на Демерджи начался позже, чем планировалось, поэтому до самого верха подняться до наступления сумерек мы уже не успевали. И чтобы не искать на яйле место для лагеря в потемках, и, собственно, не заниматься обустройством лагеря под светом фонариков, решено было поставить палатку на Солнечной поляне, что находится у выхода из Долины привидений. И все бы хорошо, но эта поляна прекрасно обдувается всеми ветрами, и вскоре после установки палатки как раз задул сильный ветер. Из-за сильного ветра свеженький осенний воздух воспринимался уже как зимний, а для зимы мы утеплились недостаточно.

Одной такой холодной ночевки было достаточно, чтобы появилось желание поскорее спуститься в цивилизацию отогревать косточки. Изначальный расчет был на то, чтобы провести две ночи на Демерджи, но в свете неблагоприятных погодных условий было решено следующую ночь встретить уже в тепле и уюте. Но не возвращаться же сразу назад, так и не поднявшись на плато? Выход был найден простой: один рюкзак (с палаткой и спальниками) оставить в потайном месте недалеко от Солнечной поляны, а со вторым рюкзаком (с посудой, едой и ценными вещами) сбегать наверх, там пообедать и налегке погулять, чтобы вечером уже спуститься в цивилизацию.

Хотелось мне очень туманов в Долине привидений, и получил я их в итоге на обратной дороге сполна.

После спуска с Демерджи тем же вечером мы доехали до Феодосии, где целый день провели, отогревая косточки. Выбор Феодосии был продиктован, конечно, причинами не логистическими (пришлось делать сильный крюк, чтобы туда добраться), а семейными. Как уже писалось выше, одной из целей поездок было навестить родню, а она вся там, в Феодосии. Но, на мой взгляд, такая пауза посреди похода была очень кстати. Пополнили запасы провианта, отдохнули от физических нагрузок, согрелись - и на Ай-Петри, и на Демерджи было преимущественно сыро и холодно, а долго пребывать в таких условиях никогда не приятно. Также состав нашей маленькой туристической группы пополнился новыми участниками. Все было готово ко второй части похода.

А проходила вторая часть похода в местах совсем для меня новых: к юго-западу от Ялты, по хребту, нависающему над Южным берегом Крыма, от Шайтан-Мердвен до Ильяс-Кая.

Серую пелену на небе наконец-то растянуло, и солнышко, пока еще неуверенно пробивавшееся через облака, начало понемногу пригревать нас, истосковавшихся по теплу после череды пасмурных дней.

Пеший переход от перевала Шайтан-Мердвен (или "Чертовой лестницы", если по-русски) до Ильяс-Кая занял весь день, но показывать из этого перехода мне как-то даже и нечего. Хорошо погуляли на свежем воздухе - это да, но в плане пейзажной фотографии все было скучно.

То ли дело конечная цель наших похождений - Храм Солнца! Это потрясающее по красоте своей место и прямо-таки рай для фотографов. Судите сами: расположено всего в часе ходьбы от автодороги Севастополь-Ялта, можно поставить лагерь, чтобы оставаться там в режимное время (только источников воды мы там не обнаружили, нужно брать воду с собой), есть ракурсы как для рассветной, так и для закатной съемки. А если горы надоели и захотелось море, то пожалуйста - совсем под боком расположена бухта Ласпи. И при всём том Храм Солнца, как мне кажется, еще не стал слишком известным и фотографируемым.

Кто-то с наступлением темноты греется у костра, наслаждается горячим чаем (или чем-либо еще погорячее) и общением с товарищами по походу. А кто-то не может усидеть на месте и рыскает в потёмках в поисках космических видов.

Если поиграть немного воображением, то можно увидеть, что эти скалы сложены в подобие овального стоунхенджа с алтарем по центру. Поэтому Храм Солнца издавна привлекает мистиков всех мастей, а на маленьком скальном пупочке в центре этого природного образования и по сей день оставляют жертвоприношения в виде монеток, бижутерии и прочей разной мелочи. Мне это место напоминает скорее не жертвенник, а хребет мертвого дракона или левиафана. А у вас какие ассоциации?

Фактическим завершением этого похода можно считать спуск к автодороге на Ласпинском перевале, после чего оставалось только добраться на общественном транспорте в Симферополь, привести себя в порядок после нескольких дней шатания по горам и уже следующим утром помахать Крыму ручкой из окна самолета. Только перед возвращением в Симферополь еще воспользовались возможностью погулять вечерком по набережной Севастополя. Наконец после стольких лет взаимоотношений с Крымом я впервые побывал в Севастополе! :) До этого всё как-то не складывалось. На фотографии ниже Памятник затопленным кораблям. Хотя это представление, наверно, уже было лишним, потому что по узнаваемости среди символов Крыма Памятник затопленным кораблям, пожалуй, не уступает и Ласточкину гнезду.

См. также:
Зимний Крым

крым, пейзажи, путешествия, россия, горы