Apr 13, 2013 12:56
В последнее время мне часто приходится встречаться с очень занятыми, в своих общественно полезных делах весьма активными и счастливо успешными молодыми людьми. А совсем недавно в моем путешествии в Индию я многими днями почти с восхода солнца до заката, чтобы не разлучаться с Океаном, жил на берегу на пляже. И здесь мне пришлось часто видеть этих талантливых людей на отдыхе и с 3-5-летними детьми.
Для меня стало неожиданностью и напрягало то, что почти у всех у них малыши чаще обычного хнычут, капризничают, и будто бы все время ищут, чего бы сделать наперекор. Родители их утешают, успокаивают, уговаривают, в отчаянье наказывают, а те будто маленькие тираны, в конце концов взрослыми командуют (как сказали бы психологи «манипулируют» родителями).
Для меня это стало и профессиональным вопросом. Почему? Почему - это талантливые, гибкие, находчивые, так легко адаптирующиеся в любых обстоятельствах люди, а их дети с ними вечно в истерике? Да, да, именно с ними и при них! Я видел, что с нянями и без них те же самые «капризники» чаще спокойны - дети, как дети.
За всей, как мне показалось, искусственностью поведения с детьми этих молодых родителей явно просматривалась управляющая ими всеми, ложно понятая и прямолинейно осуществляемая идея. Идея понятна и теперь ужа банальна. Суть ее в том, что детям до 5 лет (когда формируется ядро их личности) должно создать условия не стеснения - предоставить им полную свободу. В осуществление этой замечательно верной идеи иные родители вкладывают весь свой протест против всего, что стесняло их с детства и стесняет до сих пор. Что, к слову сказать, и создало тот барьер, осваивая и преодолевая который, эти люди сформировали и закалили свою такую мощную эмоцию достижения нужного, эмоцию обеспечивающую все их успехи!
Всю ту свободу, которую они отвоевали сами, они хотят дать своему ребенку.
Но свободу нельзя дать!
Свобода - это не только пространство для нее, но во-первых умение различить и освоить это пространство. А этого последнего никто за человека сделать не может.
Свобода - это такое состояние и отношение, которые ребенок может заполучить только, добиваясь их, самостоятельно одолевая препятствия на пути к нужному. Ему необходимо самому ощутить, заметить, распознать импульс к поиску нужного. Самому найти нужное. Самому проторить и освоить путь к нужному. Только так он открывает самого себя нуждающегося в свободе, стремящегося к ней, осваивающего границы своего осуществления. Только так он осваивает (присваивает) себя свободного! Так он формирует свою инициативу, свой характер.
«Дающие свободу» родители в действительности лишают ребенка свободы и очень снижают его шансы научиться ее приобретать.
Не знающий, чего хочет, ребенок вечно не удовлетворён, взвинчен, всегда готов к выражению неудовольствия. Капризит, куражится - он всегда против. Это всегдашнее «против» принимает за свободное поведение. Часто это протестное поведение принимают за проявление инициативы и характера и его родители. Такое и пестуют. Но об этом в следующем разговоре.
Было очевидно и то, что этими занятыми людьми движет чувство вины перед детьми. Вины в том, что за занятостью им не хватает ни времени, ни эмоциональных сил для ребенка, что он будто бы обделен их вниманием.
Несознаваемое чувство вины побуждает этих родителей выказывать ребенку, а более того самим себе внимание и любовь, которых он вовсе не вызывает и которых в таком виде вообще не бывает. Эта демонстрация отгораживает и ребенка и их самих от их непоказных, греющих чувств.
Не согреваемый этой «наглядной» любовью ребенок требует все большей наглядности и все дальше от тепла, которое разучивается чувствовать.
Родители, ощущая бессодержательность демонстрации, втайне опасаются своей «холодности» и демонстрируют еще больше.
Мир демонстранта,
Освоение одиночества