О различии между традиционным и "либеральным" богословием

Jan 21, 2008 10:49


В некотором смысле в продолжение темы О Традиции (Предании) и органичности. Навеяно следующим разговором с... в общем, не важно с кем - запись подзамочная.( подробности )

богословие, Предание

Leave a comment

Comments 32

ailoyros January 21 2008, 09:12:42 UTC
Да, согласен (это я сюда на самом деле ответил в посте, ошибочно ушедшем в другую тему)

Reply

ailoyros January 21 2008, 11:36:09 UTC
Вместе с тем, я назвал это определение очень приблизительным, потому что на самом деле всё намного сложнее. Можно признавать в Библии множество разных элементов, но стараться читать ее целостно; можно провозглашать ее единство - и выхватывать из нее удобные фрагменты.

Reply

mikhail_zeleny January 21 2008, 13:39:56 UTC
Можно признавать в Библии множество разных элементов, но стараться читать ее целостно; можно провозглашать ее единство - и выхватывать из нее удобные фрагменты

Ну, это-то понятно - надо смотреть не на декларации, а на то, чему в действительности следуют: не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, как говорится.

Reply


ivanklok January 21 2008, 12:44:54 UTC
целостность чего бы то ни было, кроме личности, страшна тем, что в угоду именно этой так называемой целостности как щепки из по топора летят под откос жизни реальных людей.
Субброта для человека, а не человек для субботы - это один из ключевых подходов ко всему на свете в христианстве, в том числе и к Преданию, и Писанию.

Reply

mikhail_zeleny January 21 2008, 13:41:46 UTC
целостность чего бы то ни было, кроме личности, страшна тем, что в угоду именно этой так называемой целостности как щепки из по топора летят под откос жизни реальных людей.
Извини, Вань, но я в твоих словах вижу типичную лозунговщину.

Reply

ivanklok January 21 2008, 14:25:01 UTC
а я в твоих словах нахожу типичное законничество, когда идея, или там традиция, или закон, или суббота стоят над человеком и его личным отношением с Богом

Reply

mikhail_zeleny January 21 2008, 18:28:07 UTC
Это назывется в огороде бузина, а в Киеве - дядька: я имел в виду отнюдь не это.

Reply


dmatveev January 21 2008, 13:53:48 UTC
Видимый с одной точки зрения разрыв может с другой оказаться взаимосвязью.
Мне кажется (пока очень "сырая" формулировка), разница того, что принято называть либеральным и традиционным - в отношении к частной традиции. "Традиционный" подход рассматривает единство сквозь призму той или иной частной традиции. "Либеральный" же имеет другую "призму" - скорее кантовские "априорные схемы". Он пытается синтезировать данные разных частных традиций, используя при этом еще одну любопытную традицию - науку.

Reply

mikhail_zeleny January 21 2008, 14:20:47 UTC
Мне кажется (пока очень "сырая" формулировка), разница того, что принято называть либеральным и традиционным - в отношении к частной традиции. "Традиционный" подход рассматривает единство сквозь призму той или иной частной традиции.

Я думаю, что это в корне неверно: то, что ты назвал - скорее признак не настоящего здравого традиционализма, а фундаментализма. Как мы уже говорили, фундаментализм - родной брат модернизма :). В контенсте настоящего разговора можно сказать, что роднит их именно нецелостность восприятия: выхватить "частную традицию" (как правило, под флагом "возвращения к истокам") - как раз явная нецелостность."Либеральный" же имеет другую "призму" - скорее кантовские "априорные схемы". Он пытается синтезировать данные разных частных традиций, используя при этом еще одну любопытную традицию - науку.

Ну, наука, на мой взгляд, отлично может себя чувствовать в рамках "традицонного" подхода (даже более того: в каком-то смысле он науке органичнее, т.к. настоящий научный подход тоже предполагает целостность). Другое дело, конечно ( ... )

Reply

dmatveev January 22 2008, 10:48:35 UTC
Ну, если "традиционалист" способен во взгляде на мир оторваться от призмы своей частной традиции (а ее и "выхватывать" не надо, она - "реальность, данная в ощущение"), то против такого традиционализма я ничего не имею против. Наука и есть очень традиционная вещь в том смысле, что не работает без преемственности и навыков. Но не работает и без той самой интеллектуальной честности. А она включает способность принять результат, отличающийся от того, как мне представляет мир моя "призма", (какой бы она не была: личной, конфессиональной и т.п.), умение не игнорировать возникшие затруднения и пр. Иногда эти затруднения приводят к крутой смене парадигмы, к "научной революции", как писал Т.Кун. Аналогичное можно видеть и в богословии. В том числе и поэтому мне не очень близок органический образ развития традиции ( ... )

Reply

mikhail_zeleny January 22 2008, 12:30:42 UTC
Наука и есть очень традиционная вещь в том смысле, что не работает без преемственности и навыков.

Про то и речь, так что подлинный традиционализм и научный подход прекрасно совмещаются.Но не работает и без той самой интеллектуальной честности.

Совершенно верно. Но интелектуальная честность, думается мне, истинной вере не помеха. Знаешь, мне такая мысль в голову пришла: очень часто боятся, что научные исследования могут веру подорвать - мол, "в космос летали - а Бога не видели", "Тора была записана после Моисея", "Литургию апостола Иакова составил не апостол Иаков" и т.п. Поэтому действительно есть у традиционно верующего ученого (это не только богослова касается,но и естествоиспытателя, и гуманитария) соблазн в какой-то момент отказаться от интеллектуалной честности в своих выводах, даьы "вера ущерба не потерпела ( ... )

Reply


olgaw January 23 2008, 02:41:46 UTC
Думаю, линия раздела проходит в том, что лишь недавно проявилось в реальности и еще богословски не осмыслено
Современное богословие - мы спасаемся вместе с творением, человек - проводник воли Бога в материальный мир
Ортодоксальное - мы только спасаемся, все остальное в материальном творении делает Сам Бог
Главное - это различие, из него следует ответ на вопрос о служении мирян в мире, об отношении к прогрессу и науке, все остальные различия - лишь следствия его

Reply

mikhail_zeleny January 23 2008, 05:29:31 UTC
Я думаю, что Вы неправильно понимаете традиционное богословие. В корне неправильно...

Reply

olgaw January 25 2008, 02:36:08 UTC
Не могут не меняться традиционные представления, когда меняется сама реальность, если такое происходит - значит перед нами просто мертвая религия

Reply

mikhail_zeleny January 25 2008, 05:36:01 UTC
Не могут не меняться традиционные представления, когда меняется сама реальность, если такое происходит - значит перед нами просто мертвая религия

Не надо отождествлять Традицию с "традиционными" (а еще точнее - просто наиболее привычными в соответствующей среде) представлениями. Традиция - это от латинского "traditio", что означает "передача". Это то наследие, которое мы приняли и которое мы должны передать следующему за нами поколению.

Наивно было бы думать, что сохранить это наследие можно, поставив его в в запертый на ключ шкаф и засыпав нафталином: как для сохранения породы животных или сорта растений нельзя их "эталоны" заморозить в жидком азоте или положить в холодильник, а необходимо их разводить, т.е. получать потомство, как для сохранения научной школы недостаточно просто положить труды ее представителей в библиотеку, а необходимо воспитывать учеников, как для поддержания огня необходимо продолжение его горения, так и сохранение религиозной традиции - это живой, органический процесс. Понятно, что сохранение жизни всегда ( ... )

Reply


forwardandup January 28 2008, 21:57:02 UTC
1. Что такое либеральное богословие?
2. Кто-нибудь из богословов называет себя либеральным богословом, или это способ для ортодоксальных богословов выделить неортодоксальных богословов?
3. Можно ли кого-нибудь из православных богословов причислить к либеральным богословам?

Reply

mikhail_zeleny January 31 2008, 08:15:37 UTC
1. Что такое либеральное богословие?
Вот я и попытался дать определение или хотя бы предложить критерий.2. Кто-нибудь из богословов называет себя либеральным богословом, или это способ для ортодоксальных богословов выделить неортодоксальных богословов?
Скорее второе.3. Можно ли кого-нибудь из православных богословов причислить к либеральным богословам?
Видимо, да, но тут надо смотреть конкретно, дабы ненароком ярлыков не навешать.

Reply

forwardandup February 4 2008, 23:27:19 UTC
Мой вопрос был вызван тем, что мне трудно использовать это определение либерального богословия в практическом смысле.

Reply


Leave a comment

Up