Просчет как начало другого отсчета

Feb 11, 2009 09:02

"Каждый ум, считающийся могущественным, начинает с ошибки, которая делает его известным".  
     Поль Валери. Вечер с господином Тэстом.

Ошибка ошибке рознь. Чем плодотворная ошибка отличается от случайной? Тем, что  вводит в действие новую закономерность, и если она даже случайна по своим причинам, то уже далеко не случайна по следствиям.

Роль ( Read more... )

creativity, language, error

Leave a comment

Comments 6

nebos_avos February 11 2009, 09:02:55 UTC
Язык поэту не материал, даже не инструмент. Настоящему поэту язык соавтор. В качестве соавтора он корректирует то, что поэт лично от себя "хотел сказать" - это и есть творческая ошибка. "Поэта - далеко заводит речь" - куда он сам бы и не добрался.

Reply

mikhail_epstein February 11 2009, 14:10:03 UTC
Именно. Творчество тем отличается от хорошей работы, что его результат отклоняется от цели. Ищут Индию - открывают Америку. Тоже ведь ошибочка вышла. Или: "какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла". Язык тоже удирает штуки, каждая из которых сначала называется ошибкой, а потом открытием.

Reply


literator_r_r February 11 2009, 15:15:27 UTC
У Ю. Шевчука музыкальная дилогия носит название "Единочество".

А можно ли говорить о плодотворных ошибках в сфере идей: напр., продуктивные заблуждения Марра, Бахтина? К примеру, многие мысли Бахтина с историко-культурной точки зрения признаны сомнительными, но ведь они дали толчок совершенно новой ветви гуманитаристики.

Reply

nebos_avos February 11 2009, 19:30:00 UTC
Почему бы нет? Только вот вопрос: в замысел поэта "вмешивается" слово; а в замысел теоретика - что? Может, некая ничейная - вернее, самасебейная - мысль?

Reply

mikhail_epstein February 11 2009, 23:50:49 UTC
Критерий "правильно-неправильно" вообще работает только в описательных дисциплинах и методологиях и поэтому к гуманистике не всегда приложим: там действует критерий "плодотворно-неплодотворно". Гуманитарные науки, в силу совпадения в них объекта и субъекта изучения, вообще не могут быть вполне точными, и в этом их жизнестроительная сила. В них человек не только познает, но и строит, создает себя.

Reply

nebos_avos February 12 2009, 07:05:48 UTC
У т.н. точных наук предмет исследования - факты, у гуманитарных - смыслы. А каков применительно к последним критерий правильности? Его можно было бы установить, если бы смысл текста сводился к тому, что автор, как нас в школе учили, "хотел сказать" или "имел в виду".

Reply


Leave a comment

Up